Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Авторская методическая разработка «Мой край»
11 минут 3304 815

Авторская методическая разработка «Мой край»

Vaselkovskaya fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Васильковой Любовью Павловной, воспитателем МБДОУ «Детский сад № 2» г. Байкальска Иркутской области. Сегодня Любовь Павловна с удовольствием познакомит вас с комплексом интерактивных дидактических игр по экологии для детей среднего дошкольного возраста. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Любови Павловны:

«Статья раскрывает актуальность использования компьютерных технологий в формировании экологических представлений детей дошкольного возраста».

Полезного чтения…


Авторская методическая разработка «Мой край»

(комплекс интерактивных дидактических игр) для детей среднего дошкольного возраста.

Авторская методическая разработка «Мой край» (комплекс интерактивных дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста) была разработана в рамках вариативной части основной образовательной программы,   которая предусматривает реализацию регионального компонента. Комплект интерактивных дидактических игр обеспечивает организацию интерактивной предметно – развивающей среды по ознакомлению детей с природой родного края. Данная разработка относится к учебным материалам, способствующим приобщению детей дошкольного возраста к информационным - коммуникативным технологиям. «Интерактивная игра (игровое пособие)». 

Разработка предполагает использование материалов воспитателями ДОУ (Прибайкалья), как на занятиях, так и в свободной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, при формировании у детей знаний о природе родного края.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому очень важно, вовремя сформировать у детей экологические представления о природе родного края, привить любовь к представителям флоры и фауны, способствовать формированию навыков рационального использования природных ресурсов.

ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и по всем направлениям развития.

Данная разработка, предназначена для детей 4-5 лет.

Цели методической разработки:

Использование современных компьютерных технологий для знакомства и закрепления знаний о природе родного края и формирования у детей предпосылок экологического сознания.                                                            

Задачи методической разработки:

  • обеспечение воспитательных задач, побуждающих детей учиться работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей.
  • содействие эффективному формированию у детей знаний о родном крае, посредством представления материала в интерактивной, визуализированной, интересной и максимально понятной для них форме.
  • развитие коммуникативных умений и навыков, помогающих установлению эмоциональных контактов между детьми;
  • учить устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.

Задачи для детей средней группы.

  • Формировать элементы экологической культуры, обобщённые представления   о растениях , животных, птиц, насекомых, рыб, их связи со средой обитания, классифицировать их по существенным видовым и родовым признакам.
  • Развивать интерес к животным, бережное отношение к растениям.
  • Решение информационных задач, обеспечивающих детей необходимой информацией по ознакомлению детей с природой родного края;

Актуальная задача:

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов. Существует множество эффективных способов работы с детьми и один из механизмов повышения качества образования, воспитания, является внедрение в практику работы с детьми обучающих пособий и игр, основанных на использовании компьютерных технологий. Применение и использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками   способствуют развитию памяти, внимании, наблюдательности, обогащают, активизируют словарный запас, способствуют воспитанию умения работать в команде, применять знания в новых условиях, умению сопереживать, сочувствовать. Помогает детям лучше воспринимать и   запомнить изучаемый материал, закрепить знания, побудить к инициативе, активности, развить логическое мышление, слуховое, зрительное восприятие, любознательность, что максимально способствует повышению качества образования среди дошкольников.  В своей работе с детьми, я использую созданные мною интерактивные дидактические игры, по темам регионального компонента, с целью закрепления знаний о природе родного края, формирования у детей экологического сознания. Это и видео ролики, звуковые эффекты, анимация, звуковое сопровождение.

Новизна работы заключается в использовании информационно компьютерных технологий (ИКТ) при формировании представление о природе родного края и системного подхода, который заключается в разработке комплекса интерактивных игр в соответствии с календарно тематическим планом на год для детей средней группы.

В методической разработке содержатся:

  • методические материалы: конспекты интерактивных дидактических игр;
  • мультимедийные дидактические игры;
  • видео ролики (из картинок)
  • видео материалы

Проведения интерактивных дидактических игр предусматривает первоначальное объяснение игры и непосредственно проведение мультимедийных игр.

Ведущий принцип построения и проведения – тематический   т.е в соответствии с календарно-тематическим планом на год (десять тем по ознакомлению детей с родным краем).

1.1.Интерактивная дидактическая игра: «Какая птица лишняя и почему?» (на определение птицы отличающейся от других, по месту обитания)

1.2. Интерактивная дидактическая игра: «Какая птица не живёт у нас? » (на определение птиц которые не обитают в Нашей местности)                                    

1.3. Интерактивная дидактическая игра: «Чем питается воробей?(на закрепление название птицы, чем питается)

1.4. Интерактивная дидактическая игра: «Чем питается голубь?» (на закрепление название птицы, внешнего вида и питания)

1.5. Интерактивная дидактическая игра: «Чем питается ворона?(на закрепление название птицы, внешнего вида, питания)

1.6. Интерактивная дидактическая игра: «Чем питается дятел?» (на определение внешнего вида, среда обитания, питание)

1.7. Интерактивная дидактическая игра: «Чем питается чайка? (на определение среды обитания, внешнего вида, питания)

1.8. . Видео ролик «Угадай чей это голос» (на закрепление названия птиц, восприятие звуков, издаваемых птицами )

1.9 Видео: «Голоса птиц» (на восприятие звуков, издаваемых птицами )

2.1 Интерактивная дидактическая игра: «Назови животных» (на закрепление названий животных Прибайкалья)

2.2 Интерактивная дидактическая игра: «Чей это детёныш?» (на закрепление названий детёнышей и животных родного края)

2.3 Интерактивная дидактическая игра: «Какое животное лишнее и почему?» ( на развитие умения различать и называть животных обитающих в лесу Прибайкалья и в озере)

2.4 Видео ролик: «Животные Прибайкалья» (на закрепление представлений о животных, а так же их голосовых звучаниях)

3.1. Интерактивная дидактическая игра: «Назови насекомых» (на развитие внимания и закрепление названий насекомых)

3.2. Интерактивная дидактическая игра: «Угадай по звуку насекомое» (на закрепление умения узнавать насекомых по звуку, которые они издают)

3.3. Видео: «Насекомые» (на восприятие звуков, издаваемых насекомыми)

4.1. Интерактивная дидактическая игра:«Назови растение» (на развитие умения определять и называть растения по внешнему виду)

4.2. Интерактивная дидактическая игра:«От какого растения этот лист?» (на закрепление умения определять и называть растение по листьям)

4.3. Видео ролик «Растения Прибайкалья»

5.1. Интерактивная дидактическая игра: «Собери урожай» (на развитие умения классифицировать, обобщать овощи и фрукты)

5.2. Интерактивная дидактическая игра: « Что лишнее?» (на развитие умения классифицировать и обобщать овощи и фрукты)

6.1 Интерактивная дидактическая игра: «Собери съедобные грибы в корзинку» (на умение различать и называть съедобные и ядовитые грибы)

7.1; 7.2 Интерактивная дидактическая игра: «Что где растёт?», «Собери ягоды» (на развитие умения классифицировать лесные и садовые ягоды)

7.3.Видео: «Ягоды Прибайкалья» (на восприятие, как и где, растут ягоды)

8.1 Интерактивная дидактическая игра: «Какой листочек потеряла берёза?» ( на развитие умения узнавать и называть лист берёзы )

8.2   Интерактивная дидактическая игра: «От какого дерева плод?» (на закрепление умения определять, каким деревьям принадлежат плоды)

9.1. 9.2. Интерактивная дидактическая игра: «Кто живёт в Байкале?» (на закрепление животных и рыб, живущих в озере Байкале)

10.1 Интерактивная дидактическая игра: «Наш город»  

Примечание: Переход на другой слайд осуществляется при щелчке мышкой на кнопку «Далее», обозначенную на слайде рисунком

В каждом игровом пособии даны указания по интерактивному применению игры (анимация картинок и звуковое сопровождение (или звуковой сигнал) в соответствии с правильным  или неправильным ответом ребенка), а также указана предварительная работа с детьми по каждой теме.

Все представленные в разработке интерактивные дидактические игры, помимо практических целей, закрепление изученного материала и активизация словаря, носят также развивающий характер - развитие памяти, логического мышления, внимания, наблюдательности, любознательности, развитие навыков определять, классифицировать, обобщать, выделять. А также игры воспитывают в детях чувство бережного отношения к природе родного края, формируют предпосылки экологического сознания.

Новизна работы заключается в использовании инновационных форм и методов при закреплении у детей знаний о природе родного края, а также в  интеграции педагогического процесса, предполагающего включения познавательного, социально – коммуникативного, речевого воспитания.

Перспектива дальнейшей работы над пособием – это пополнение пособия новыми дидактическими мультимедийными играми.

Предполагаемыми результатами, является то, что в процессе проведения мультимедийных игр, дети закрепляют полученные знания, так как в результате преобладания наглядно – образного мышления, они легче воспринимают и запоминают подаваемую таким образом информацию. Кроме этого в процессе интерактивной игры у детей повышается познавательная активность, познавательный интерес, дети  учатся рассуждать, делать выводы. У дошкольников появляется уверенность в себе, увеличивается запас эмоциональных переживаний, пополняется детский опыт. Даже малоактивные дети, в силу своих индивидуальных особенностей, активно участвуют в игре, становятся более уверенными в себе.

Литература:

1. Л.А.Мишарина. Байкал- Жемчужина Сибири: Учебное-методическое пособие-Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.

2. Л.А.Мишарина. Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет- Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.

3. Л.А.Мишарина, В.А.Горбунова. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья. Иркутск 2007.

4. Т.Г. Долбунова. Бабушкина шкатулка. Байкальск- 2006.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2269 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2092 607