Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

ФГОС в коррекционной работе
7 минут 2936 844

ФГОС в коррекционной работе

Vixhanova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Выжановой Екатериной Геннадиевной, учителем-логопедом МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» г. Мичуринска Тамбовской области. Сегодня Екатерина Геннадиевна в своей статье расскажет о ФГОС в коррекционной работе. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Екатерины Геннадиевны:

«После введения ФГОС я сама себе задала вопрос, а что изменилось в работе учителей-логопедов. И изучая различную литературу по данному вопросу, решила написать эту статью, т.к. на мой взгляд, многие логопеды заинтересуются данным вопросом»

Полезного чтения…


ФГОС в коррекционной работе

В настоящее время, в системе дошкольного образования очень часто происходят изменения и одним из последних, стало принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования, в котором указаны ряд требований, о том какая должная быть программа дошкольного образования.

Очень часто встаёт вопрос: « А что изменилось с введением Федерального Государственного Образовательного стандарта в коррекционной работе?». В своём выступлении я бы хотела затронуть именно этот интересующий многих вопрос.

Программа подредакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы» имеет раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика», и благодаря созданному стандарту, в данном разделе открываются достаточно широкие возможности для педагогического творчества логопеда при работе с детьми с ОВЗ.

Если рассмотреть принципы, на которых строится вся коррекционно-развивающая работа согласно ФГОС, то изменения на лицо:

  • Принцип индивидуализации: предполагает учёт особенностей каждого ребёнка, темпа усвоения знаний и скорость выполнения заданий, но при этом прислушиваться к потребностям каждого из них;
  • Принцип признания ребёнка полноправным участником образовательного процесса: ребёнок не является объектом, а становится субъектом образования и становится равноправным участником того, что происходит во время развития речевых навыков. Все воспитанники в полном объеме участвуют в жизни коллектива. В результате дети достигают наиболее полного прогресса в социальном развитии.
  • Принцип поддержки детской инициативы: не нужно оказывать ребёнку помощь при первых же его затруднениях, достаточно лишь дать совет или задать наводящий вопрос. Необходимо дать ему самостоятельность и возможность применить свои знания, тем самым вызвать гордость за свою инициативу.
  • Принцип интеграции усилий специалистов: необходимость взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения при разработке и реализации мероприятий для детей с ОВЗ.
  • Принцип конкретности и доступности учебного материала: важно учитывать реальные возможности каждого ребёнка, чтобы он не испытывал интеллектуальных и моральных перегрузок, а для этого на каждую группу детей с нарушением речи, помимо индивидуальной программы рассчитанной конкретно на данную категорию детей, определяется индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребенка.
  • Принцип взаимодействия родителей, как законных представителей ребёнка и ДУ. Родителей необходимо сделать не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.

В рамках реализации программы в соответствии с ФГОС важен личностный результат, т.е на сколько он инициативен, самостоятелен, уверен в себе, физически развит и любознателен. Кроме всего важна социализация ребёнка с ОВЗ в современном мире, поэтому ему необходимо помочь овладеть самостоятельной, связной, грамматически правильной устной речью и коммуникативными навыками.

Обязательным условием освоения стандарта является создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, в которых каждый ребенок сможет удовлетворить свою потребность в развитии и  использование специальных методов обучения, специальных пособий и дидактических материалов, использование инновационных средств коррекционного обучения. И, конечно же, среди них хочется отметить информационно-компьютерные технологии, которые являются для ребёнка яркой, привлекательной, динамической и звуковой картинкой. Благодаря использованию данных технологий в работе с детьми с нарушением речи достигаются высокие результаты:у детей повышается мотивация к логопедическим занятиям; формируется активная позиция субъекта обучения.

Каждому известно, что Стандарт выделяет пять образовательных областей и в работе по коррекции нарушений речи развитие ребёнка по этим направлениям происходит параллельно, т.е ребёнок должен научиться не только правильно говорить, но и уметь договариваться, вести диалог со своим собеседником, уметь аргументировать свои выводы по каким-либо вопросам и это всё коммуникативные навыки; иметь достаточное количество знаний по различным темам это познание; если он может выразить свои мысли логично и последовательно и при этом использовать различные выразительные средства – это уже речевое развитие; ребёнок видит в окружающем мире, у него развивается чувство прекрасного красоту это предполагает художественно-эстетическое развитие; ну и конечно же физическое развитие так же присутствует во время работы при коррекции нарушений речи – это различные дыхательные гимнастики, артикуляционные, развитие мелкой и общей моторики.

И конечно же, как говорил великий педагог К.Д. Ушинский «В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Способность решать нестандартные ситуации реализуя Стандарт, принимать ответственные решения, создавать те самые условия - может только знающий педагог. Поэтому учитель – логопед должен постоянно совершенствовать, повышать свой профессиональный уровень, постоянно пересматривая свои подходы к работе и тем самым шагать в ногу со временем.

Введение ФГОС ДО открывает перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы дошкольного учреждения, которые не загоняют нас в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений , что делает этот процесс более творческим и интересным.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4215 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4339 609