Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Авторская образовательная дополнительная программа - клуб общения "Командир"
9 минут 2448 580

Авторская образовательная дополнительная программа - клуб общения "Командир"

Matveev fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Матвеевым Александром Петровичем, педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур г. Кирово-Чепецка Кировской области. Сегодня Александр Петрович с удовольствием познакомит вас с авторской образовательной дополнительной программой - клуб общения "Командир". Данный материал будет интересен педагогам ДО.

Краткий комментарий к статье от Александра Петровича:

«Авторская образовательная программа-клуб общения «Командир» была написана на основании анализа государственных программ для станций юных туристов, авторских программ по обучению вожатскому мастерству. По содержанию программа относится к социально – педагогическому направлению».

Полезного чтения…


Авторская образовательная дополнительная программа - клуб общения "Командир"

 

1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская образовательная программа  - клуб общения "Командир  была написана на основании анализа государственных программ для станций юных туристов, авторских программ по обучению вожатскому мастерству. По содержанию программа относится к социально – педагогическому направлению

1.1. Новизна программы

После перестроечная педагогика оказалась в растерянности. С удовольствием стала пропагандировать зарубежные воспитательные методики, отказываться от действующих наработок. В основном шел отказ от коллективных форм работы в пользу индивидуальных.

Станция юных туристов по сути своей деятельности может использовать в целом как те, так и другие методики.

Современному командиру требуется знать возрастные и индивидуальные особенности вверенных ему детей – и здесь не обойтись без помощи специальной литературы, овладеть методикой организации временного детского коллектива, познакомить детей с традициями и возможностями сборов единения, клубов общения, полевого лагеря «Бумландия». Главное научить командира – это не злоупотреблять своей «властью», а разумно сочетать педагогическое руководство с практикой детского самоуправления.

1.2.       Актуальность программы

Особенностью СЮТур города Кирово - Чепецка, система работы которой в 2006 году по итогам второго всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования была признана лучшей, является формирование социума, нахождение в котором позволяет ребенку развиваться многогранно и в соответствии с требованиями современности.

В системе воспитательной работы СЮТур важное место отведено деятельности командиров, которые включены в состав актива социума станции.

Участие старших детей в организации учебного процесса необходимо и актуально. Таким образом, возникла необходимость в создании образовательной программы «Командир».

1.3.  Педагогическая целесообразность программы

Помощь командиров, помощников, организаторов коллективных творческих дел в организации и руководстве учебной и воспитательной деятельности со школьниками среднего трудно переоценить.

Командир – воспитатель особого типа. Особой педагогической ценностью является то, что он является практически ровесником. Он реализует уникальные возможности воспитательного процесса, как в условиях образовательного процесса станции, так и в условиях детского полевого лагеря, всевозможных клубов общения, сборов Единения.

Но формирование командира требует особого подхода в обучении.

Цель программы: обеспечивать подготовку командиров для работы по организации воспитательной и учебной деятельности детей в проведении КТД, полевых лагерях, развивая их творческие, лидерские, коммуникативно-организаторские способности и педагогическую технику.

ЗАДАЧИ:

образовательные задачи

  • учить минимальным основам педагогики, психологии и возрастной физиологии
  • учить планированию и проведению мероприятий, развивающих творческие качества детей;

развивающие задачи

  • формировать умение анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальные решения; Развить творческое воображение.
  • развить организаторские умения и навыки
  • стимулировать обучающихся к самовоспитанию личностных качеств и к самообразованию в области педагогики и психологии;

воспитательные задачи

  • ответственность за собственное поведение, поведение вверенных воспитанников
  • воспитание толерантного отношения к окружающему миру и людям.
  •  воспитание чувства патриотизма.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Возраст воспитанников – 15-16 лет.

Состав группы – постоянный, численность группы не более 8 человек.

Режим работы группы: 2 занятия в неделю по 3 часа, за год 216 часов

Условия набора детей в коллектив: принимаются желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) , прошедшие 4 курса обучения по программе «Спортивный туризм».

1.4.       Прогнозируемый результат

По окончании обучения, учащиеся клуба общения «Командир» должны знать и уметь:

 Знать:

  • знать особенности возрастного периода среднего школьного возраста;
  • знать нормы охраны жизни и здоровья детей;
  • знать нормативно-правовые основы работы командира;
  • знать педагогические основы временно сформированного детского коллектива;
  • знать схему развития лагерной смены;
  • знать методики коллективно-творческих дел;
  • знать педагогические возможности и методику проведения игр;

Уметь:

  • уметь проектировать (коллективную и индивидуальную работу с детьми в отряде и собственную педагогическую деятельность);
  • уметь конструировать (творческие воспитательные дела);
  • уметь организовывать (жизнедеятельность отряда, работу группы и собственную деятельность);
  • уметь применять коммуникативные навыки (взаимодействие с детьми, осуществление индивидуального подхода к ребенку);
  • уметь применять аналитико-рефлексивные навыки (анализ педагогических ситуаций, анализ собственной деятельности);

1.    Способы проверки результатов освоения программы:

Оценка участия детей в подготовке и проведении конкурсов, игр, соревнований, клубов общения. Результативность возглавляемых ими отрядов, наличие успехов и неудач в составе групп.

Индивидуальные собеседования педагога и воспитанниками объединения с обязательным осуществлением   анализа проведения и подготовки дела.

Программа «Командир» предусматривает прохождение учащимися работы в качестве заместителя командира или командира на сборах, клубах общения.

В полевом лагере воспитанники проходят педагогическую практику, по итогам которой выдает соответствующее удостоверение.

2.    Методическое обеспечение

Специфика развития подростка и условия, в которых работает полевой лагерь, требуют от командиров соответствующих знаний, творческих умений Занятия в клубе общения «Командир» должны способствовать проявлению воображения, опираться на приобретенный опыт, учитывать мотивы участников.

Поэтому обучение сочетает в себе разнообразие методов. Это и лекции, и практическая деятельность по организации и проведению КТД, тренинги по направлениям воспитательной работы.

Для проведения занятий используются как кабинеты, так и, актовый зал, проводить, занятия проводятся на местности

Для занятий необходимы: общая тетрадь, свечи, игровая атрибутика.  

5.1 Литература для педагогов:

  1. Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. «Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе». – Педагогическое общество России, Москва, 2001г.
  2. Ю.Н. Григоренко «Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере». – Педагогическое общество России, Москва 2003г
  3. Л.ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин «Вожатый – старт в профессию». – Педагогическое общество России, Москва 2005г.
  4. А.И. Щебетенко «Психологические тесты для лидера». – Творческий центр, Москва 2005г.
  5. «Вожатый века» - Общественно педагогический журнал.
  6. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. -М., Интерпракс, 1994
  7. А.Н. Лутошкин. «Как вести за собой» Москва Просвещение. – 1988г.
  8. Игры – обучение. Тренинг. Досуг.: Под редакцией В.В. Петрусинского.- М.: Новая школа, 2008
  9. Андреев В.И.:Деловая игра.-Казань, 2007
  10. А.С. Макаренко, М.Педагогика , 1983

5.2. Литература для учащихся:

  1. Детские общественные организации в новом веке.: Ж. «Воспитание школьников» № 3, 2003
  2. Карнеги Д.: Как завоевать друзей. Старшеклассникам об основах организаторской работы. М.: Просвещение, 2007
  3. Кан-Калик.: Право вести за собой. -М., Молодая гвардия, 1998

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4214 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4339 609