Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование художественной графики для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
21 минута 5637 823

Использование художественной графики для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Tarasova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Тарасову Инну Александровну, воспитателя МАДОУ «Детский сад № 47 «Акварель» общеразвивающего вида» г. Великий Новгород Новгородской области. Сегодня Инна Александровна с радостью делится с нами педагогическим опытом по использованию художественной графики для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста. Статья будет полезна воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Инны Александровны:

«Статья рассказывает об опыте работы воспитателей МАДОУ «Детский сад № 47 «Акварель» общеразвивающего вида» г. Великий Новгород по использованию художественной графики для развития детей, в том числе подготовки детей к школьному обучению».

Увлекательного чтения…


Использование художественной графики для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время у детей старшего дошкольного возраста отмечается недостаточное развитие способностей к анализу, к синтезу, к классификации и, как следствие, затрудняется процесс познания в целом; малая база конкретно-предметных образов, что затрудняет восприятие материала по литературе; несформированность представлений о плоскости, рельефе, объёме, симметрии, асимметрии, что затрудняет понимание многих законов живой и неживой природы.

С другой стороны, преемственность – основное условий существования системы образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.

Проблема сформированности у дошкольников графическиих навыков письма занимает особое место в системе подготовки руки ребенка к письму. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе многие cчитают письмо.

По мнению А.В. Антроповой, А.В. Кенеман, М.М. Кольцовой, Т.С. Комаровой, С.О. Филипповой для успешного овладения графикой письма необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.

Графическая деятельность – это исполнительный компонент художественной деятельности. Анализ литературы, посвященной проблеме графической деятельности, свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление авторами связывается со сформированностью разных компонентов. Так, С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов обращают внимание на сформированность моторных навыков; И.С. Якиманская и многие другие определяют развитие графической деятельности в зависимости от уровня пространственных представлений.     Согласно М. Фростиг, моторная готовность к школе – это способность ребенка воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы “глаз-рука” и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Поэтому хорошо, если уже до школы ребенок овладел движением руки, кисти и пальцев.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.

Вместе с тем, в настоящее время вопросы художественно-эстетического развития       старших дошкольников             изучены преимущественно с позиций: обучения изобразительной деятельности и конструированию (А.Н. Давидчук, Т.С. Комарова, З.Б. Лиштван, Л.А. Парамонова). Актуальной представляется систематизированная и последовательная работа с детьми 5-7 лет по развитию графических умений у детей.

Цель статьи – оказать методическую помощь воспитателям ДОУ по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС, в том числе на этапе подготовки детей к школьному обучению.

Новизна. Изучив ряд методических пособий и рекомендаций по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста выявлено, что графика, как правило, не выделена как направление работы с детьми и работе по изучению линий, штрихов не уделяется должного внимания. Хотя значение этого вида работы велико.

1. Теоретические основы использования художественной графики в процессе образовательной деятельности детей 5-7 лет.

Графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, силуэт.

Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практические неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира. Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

Значение графического рисования заключается в том, что дети, изображая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как “нарушение” пропорций, а также цвет, фактуру, форму: котомания, звонкая капель, птица счастья и т.п., что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к “формированию своеобразных эмоциональных образов”.

Содержание учебного материала снабжает ребенка большим объемом доступной информации, обогащает его словарный запас терминами и понятиями, побуждает ребенка к рассуждениям, способствуя развитию у него логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы. Система работы построена с учетом последовательности и системности.

Графика – более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, т.к. важным её графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесёнными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами.

Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчётлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.

Если мазок стремится перейти к чувственно осязаемой форме, то линия, штрих, рисунок готовы порой перерасти в геометрическую схему. Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в живописи, подчёркнута её «сделанность».

Живопись создаёт убедительную иллюзию непосредственно увиденного. Обычно эта иллюзия возникает при отходе от полотна: живопись требует, чтобы на неё смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры. Графический лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, т.е. всю «технику» рисунка. Она и рассчитана на то, чтобы быть очевидной.

Если в живописи пространство передаётся с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передаётся обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.

С этими особенностями графики, ее основными средствами выразительности в создании художественного образа нужно знакомить дошкольников, тогда их работы будут более глубокими, яркими, эмоциональными, а правильно выбранные техники и материалы помогут осуществить и передать задуманное в работе.

2 . Методы работы в технике художественная графика.

Наглядный

  • Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда.
  • Демонстрационный (рассматривание) – направлен на художественно-эстетическое развитие детей и включает в себя знакомство и рассматривание репродукций картин знаменитых художников, утвари, игрушек, построек, макетов, муляжей.
  • Наблюдение – используется для первичного знакомства с объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым.
  • Показ способов и действий изображения, последовательности выполнения рисунка направлен на приобретение детьми умений и навыков изображения и способов построения композиции.

Словесный

  • Чтение, слушание, разучивание (стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок, потешек) – направлен на художественно-эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы.
  • Прослушивание музыкальных произведений – направлен на художественно-эстетическое развитие.
  • Беседы по представлению, направлен на решение проблемных ситуаций, а так же используется для сравнения, обобщения знаний.
  • Исследование предметов, материалов, явлений способов изображения.

Практический

  • Экспериментирование – направленно на помощь ребенку в приобретении новых знаний, навыков и умений в экспериментировании с художественными средствами.
  • Эвристический – используется для самостоятельного поиска нового, незнакомого, ранее не встречавшегося, что доставляет детям огромное удовольствие, так как дает ощущение первооткрывателя.
  • Моделирование – направлен на изменение формы изображаемых предметов и разнообразных вариантов и способов построения композиции.
  • Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
  • Метод проектов – направлен на комплексное, более глубокое изучения темы.

Все методы используются в зависимости от темы занятия и возрастных особенностей детей.

3. Задачи развития детей 5–6 лет в технике графического рисования.

  • Помочь сформировать у детей целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами графики.
  • Подвести детей от предметно-конкретного образного мышления к абстрактно-логическому способу отображения действительности, к оперированию символами и знаками.
  • Поэтапное освоение способов линейного рисования при создании графических композиций.
  • Поэтапное освоение выразительных возможностей графических средств: точки, штриха, линии. Ориентация на листе, заполняя его в разных направлениях с использованием графических средств рисования.
  • Совершенствование навыков проведения линий неотрывным способом.
  • Развивать координацию системы “рука-глаз”.
  • Развивать чувства ритма, меры, уверенности.
  • Развивать эстетическое и художественное восприятие, образное и творческое мышление.

4. Задачи развития детей 6–7 лет в технике графического рисования.

  • Поэтапное освоение трансформации графических средств: точки, линии, штриха в изобразительной композиции.
  • Упражнять в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.
  • Развивать способность создавать сюжетные композиции с использованием разных цветов.
  • Развивать способность комбинировать петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных животных, птиц, рыб, цветов, веток, ягод.
  • Развивать творческие замыслы детей, используя в рисунке разнообразные линий и элементы.
  • Развивать навык работы в технике коллажа для усиления образной выразительности композиции и отработки графических технических приемов.
  • Продолжать развивать координацию системы “рука-глаз”.
  • Продолжать развивать чувства ритма, меры, уверенности.
  • Продолжать развивать эстетическое и художественное восприятие, образное и творческое мышление.
  • Закреплять способы линейного рисования при создании сложных графических композиций.
  • Развивать умения и навыки работы над графическими композициями разной степени сложности
  • Развивать мыслительные способности на основе формирования образных представлений. Развитие ассоциативного образного мышления средствами различных видов искусств (художественная литература, графика, музыка, выразительные движения).
  • Формирование представлений о плоскости, рельефе и объёме, симметрии и асимметрии.
  • Подвести к пониманию закономерностей компоновки рисунка на листе
  • Развитие чувства вертикали и горизонтали.
  • Укреплять мышечный тонус кисти руки, регуляции нажима на пишущий инструмент. Приобретение навыков координации движений.

5. Этапы работы по ознакомлению детей с графикой.

1 этап. Знакомство с графикой. Данный этап работы предлагает:

  • знакомство детей с одним из видов искусств с графикой, которая включает в себя:

- рисунок,

- печатные художественные изображения (гравюра, литография);

  • определение отличия графики от живописи;
  • изучение выразительных средств и особенностей графики;
  • разъяснение роли графики в иллюстрациях к детским книгам;
  • знакомство с творческой манерой, особенностями почерка художников-графиков В. Лебедева, В. Конашевича, Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.

2 этап. Линия (вертикальные, горизонтальные, наклонные, ломанные, волнистые, дугообразные).

     Предполагает работу, которая направлена на то, чтобы вызвать у детей интерес к линии как средству выразительности и ее образным превращениям и видоизменениям.

     На данном этапе необходимо показать детям выразительность линий, их возможности использования в зависимости от характера образа.

Задачи:

  • развитие навыков ориентации на листе (вверх, вниз, вправо, влево)
  • развитие движений рук от грубой моторики до тонкой в вертикальном, горизонтальном, направлении
  • развитие глазного контроля над движением рук
  • развитие графических навыков без отрывного проведения линии в разных направлениях
  • знакомство с наклонными линиями и формообразующими композициями изломанных линий
  • вызвать у детей интерес к контурной линии – как средство выразительности, к её образным превращениям, к её видоизменениям
  • умение придумывать и изображать образы
  • использование более сложных движений руки при проведении дугообразных, волнообразных и комбинированных линий
  • развить навыки работы над центричной, спиралевидной композицией с дугообразными линиями
  • формирование пиктографических записей речи (работа с образами-символами)
  • показать возможности линий при изображении характера героев
  • умение передать музыку через графический рисунок

Игры и упражнения:

  • «Какой он разный дождь»
  • «Сказочный лабиринт»
  • «Волшебный фонарик», «Полотенце с узорами» (крестецкая строчка), «Орнаментальная стилистка в избе»
  • «На что похоже?»
  • «Портрет солнышка»
  • Дидактическая игра «играющие линии с верёвочками»
  • Синтез музыки с рисованием «ветер, волны, туман»
  • «Клубочки»
  • «Дом улитка»
  • «Паучок-домовичок»
  • «Узоры Деда Мороза»
  • «Воздушные узоры»
  • «Разные шубки»
  • «Модельер причёсок» (зарисовки причёсок в соответствии с характером человека: озорного, весёлого, скромного, аккуратного, модного…)
  • «Дома, где живут добрая и злая колдуньи»
  • «Цветок Алёнушки и Бабы-Яги»
  • «Наскальные письма»
  • «Музыка в деревьях»

3 этап. Штрих.

Основная задача – показать роль штриха и его особенности в создании образов разными способами.

  • раскрыть особенности графического средства – штрих, и применение этого приёма в зависимости от образных задач
  • формирования чувства графического стиля
  • показать применение разных видов и приёмов штриховки (длинный штрих, короткий, разный нажим, передача пушистости)
  • показать разновидность штриха в передачи: перспективы, объёма, света и тени, усиления тона, растушёвки

4 этап. Силуэт. Предполагает:

  • знакомство с таким способом графического изображения как силуэт;
  • знакомство с выразительными возможностями и особенностями работы силуэта:

- способ кляксографии, монотипии «Невиданные звери»

- работа сухой кистью

- работа по сырому в технике «черной акварели»;

  • развитие «чувство пятна» (т.е. гармония черного цвета туши и белого листа бумаги);
  • знакомство с работами П. Пикассо «Бык и тореодор», силуэтными рисунками В. Лебедева в книге «Охота»;
  • использование в работе «театра теней» для изучения детьми силуэта;
  • органическое соединение различных видов искусств, в данном случае музыка и изобразительное искусство в единое целое образует синтез искусств: музыкальность и шум, настроение, тихий и громкий звук – предполагает использование музыки во время художественного творчества детей.

6. Диагностика достигнутых результатов

Такое использование графического рисования показывает, что образовательная деятельность в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.При выполнении графических упражнений развивается мелкая моторика рук, самоконтроль и саморегуляция движений руки под контролем зрения, при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений.

В целях изучения уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма была применена диагностика, в которой участвовало 12 детей 6-7 лет. В диагностике использовались тесты Н.И. Озерецкого, графический диктант, а также разработанные диагностические задания.

В ходе диагностического обследования обнаружено, что движения руки дошкольников характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Выявлены нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость, истощаемость движений, недостаточная сформированность графических навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время письма, слабо развита мелкая моторика, нарушена координация тонких движений рук.

Сравнивая результаты диагностики, отмечено, что в начале первого года обучения из 12 детей 5–6 лет средний уровень готовности к овладению графикой письма выявлен у 3 детей, низкий уровень у 9 детей, высокий уровень отсутствовал. В конце второго года обучения высокий уровень готовности к овладению графикой письма имели 4 ребенка, средний уровень – у 8 детей, детей с низким уровнем не было.

К концу второго года обучения ребенок может:

  • Свободно использовать и трансформировать графические средства: точки, линии, штриха в изобразительной, орнаментальной композициях.
  • самостоятельно декорировать предметные изображения предложенными элементами.
  • создавать сюжетные композиции с использованием разных цветов.
  • комбинировать петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных животных, птиц, рыб, цветов, веток, ягод.
  • творчески подходить к составлению композиции, обращая внимание не на скорость выполнения задания, а на разнообразие использованных в рисунке линий, элементов.
  • использовать способы линейного рисования при создании сложных орнаментально-графических композиций.
  • ориентироваться в пространстве листа, заполняя его в разных направлениях с использованием графических средств рисования, создавая сюжетные работы.

Применение в образовательной данного вида работы поможет развитию творческих способностей детей, подготовки руки к письму, т.е. по возможности развитие механизмов, необходимых для его осуществления, создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Решать задачи по формированию графических навыков у детей:художественно-эстетическое развитие; ориентировка на листе бумаги; развитие навыков владения орнаментальной графикой; развитие навыков работы с различными графическими материалами; развитие координация системы “рука-глаз”; развитие чувства ритма, меры, уверенности; развитие творческого воображения.

Таким образом, овладение детьми графическими техниками способствует созданию художественного образа детьми в рисунке.

Список литературы.

1. Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. - М;1993

2. Грошенков И. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе.-М;1992

3.Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, – М., 2000.

5. Коломенский Я., Панько Е. О психологии детей шестилетнего возраста.-М;1988

6. Комарова Т.С, Зацепина М.Б. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет.-М;2003

7. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.

8. Куревина О.А, Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное. - М; 2000

9. Микляева Н.В. Развитие способностей дошкольников средствами комментированного рисоания.-М;2010

10. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста.-Ярославль,1997

11. Субботина Л. Развитие воображения у детей.-Ярославль, 1998

12. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностики.-М;1992

13. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.-М;1989

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5619 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5975 610