Дорогие друзья, мы рады представить вам Тарасову Инну Александровну, воспитателя МАДОУ «Детский сад № 47 «Акварель» общеразвивающего вида» г. Великий Новгород Новгородской области. Сегодня Инна Александровна с радостью делится с нами педагогическим опытом по использованию художественной графики для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста. Статья будет полезна воспитателям ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Инны Александровны:
«Статья рассказывает об опыте работы воспитателей МАДОУ «Детский сад № 47 «Акварель» общеразвивающего вида» г. Великий Новгород по использованию художественной графики для развития детей, в том числе подготовки детей к школьному обучению».
Увлекательного чтения…
В настоящее время у детей старшего дошкольного возраста отмечается недостаточное развитие способностей к анализу, к синтезу, к классификации и, как следствие, затрудняется процесс познания в целом; малая база конкретно-предметных образов, что затрудняет восприятие материала по литературе; несформированность представлений о плоскости, рельефе, объёме, симметрии, асимметрии, что затрудняет понимание многих законов живой и неживой природы.
С другой стороны, преемственность – основное условий существования системы образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.
Проблема сформированности у дошкольников графическиих навыков письма занимает особое место в системе подготовки руки ребенка к письму. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе многие cчитают письмо.
По мнению А.В. Антроповой, А.В. Кенеман, М.М. Кольцовой, Т.С. Комаровой, С.О. Филипповой для успешного овладения графикой письма необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.
Графическая деятельность – это исполнительный компонент художественной деятельности. Анализ литературы, посвященной проблеме графической деятельности, свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление авторами связывается со сформированностью разных компонентов. Так, С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов обращают внимание на сформированность моторных навыков; И.С. Якиманская и многие другие определяют развитие графической деятельности в зависимости от уровня пространственных представлений. Согласно М. Фростиг, моторная готовность к школе – это способность ребенка воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы “глаз-рука” и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Поэтому хорошо, если уже до школы ребенок овладел движением руки, кисти и пальцев.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.
Вместе с тем, в настоящее время вопросы художественно-эстетического развития старших дошкольников изучены преимущественно с позиций: обучения изобразительной деятельности и конструированию (А.Н. Давидчук, Т.С. Комарова, З.Б. Лиштван, Л.А. Парамонова). Актуальной представляется систематизированная и последовательная работа с детьми 5-7 лет по развитию графических умений у детей.
Цель статьи – оказать методическую помощь воспитателям ДОУ по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС, в том числе на этапе подготовки детей к школьному обучению.
Новизна. Изучив ряд методических пособий и рекомендаций по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста выявлено, что графика, как правило, не выделена как направление работы с детьми и работе по изучению линий, штрихов не уделяется должного внимания. Хотя значение этого вида работы велико.
1. Теоретические основы использования художественной графики в процессе образовательной деятельности детей 5-7 лет.
Графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, силуэт.
Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практические неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира. Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.
Значение графического рисования заключается в том, что дети, изображая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как “нарушение” пропорций, а также цвет, фактуру, форму: котомания, звонкая капель, птица счастья и т.п., что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к “формированию своеобразных эмоциональных образов”.
Содержание учебного материала снабжает ребенка большим объемом доступной информации, обогащает его словарный запас терминами и понятиями, побуждает ребенка к рассуждениям, способствуя развитию у него логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы. Система работы построена с учетом последовательности и системности.
Графика – более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, т.к. важным её графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесёнными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами.
Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчётлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.
Если мазок стремится перейти к чувственно осязаемой форме, то линия, штрих, рисунок готовы порой перерасти в геометрическую схему. Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в живописи, подчёркнута её «сделанность».
Живопись создаёт убедительную иллюзию непосредственно увиденного. Обычно эта иллюзия возникает при отходе от полотна: живопись требует, чтобы на неё смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры. Графический лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, т.е. всю «технику» рисунка. Она и рассчитана на то, чтобы быть очевидной.
Если в живописи пространство передаётся с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передаётся обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.
С этими особенностями графики, ее основными средствами выразительности в создании художественного образа нужно знакомить дошкольников, тогда их работы будут более глубокими, яркими, эмоциональными, а правильно выбранные техники и материалы помогут осуществить и передать задуманное в работе.
2 . Методы работы в технике художественная графика.
Наглядный
- Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда.
- Демонстрационный (рассматривание) – направлен на художественно-эстетическое развитие детей и включает в себя знакомство и рассматривание репродукций картин знаменитых художников, утвари, игрушек, построек, макетов, муляжей.
- Наблюдение – используется для первичного знакомства с объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым.
- Показ способов и действий изображения, последовательности выполнения рисунка направлен на приобретение детьми умений и навыков изображения и способов построения композиции.
Словесный
- Чтение, слушание, разучивание (стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок, потешек) – направлен на художественно-эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы.
- Прослушивание музыкальных произведений – направлен на художественно-эстетическое развитие.
- Беседы по представлению, направлен на решение проблемных ситуаций, а так же используется для сравнения, обобщения знаний.
- Исследование предметов, материалов, явлений способов изображения.
Практический
- Экспериментирование – направленно на помощь ребенку в приобретении новых знаний, навыков и умений в экспериментировании с художественными средствами.
- Эвристический – используется для самостоятельного поиска нового, незнакомого, ранее не встречавшегося, что доставляет детям огромное удовольствие, так как дает ощущение первооткрывателя.
- Моделирование – направлен на изменение формы изображаемых предметов и разнообразных вариантов и способов построения композиции.
- Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
- Метод проектов – направлен на комплексное, более глубокое изучения темы.
Все методы используются в зависимости от темы занятия и возрастных особенностей детей.
3. Задачи развития детей 5–6 лет в технике графического рисования.
- Помочь сформировать у детей целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами графики.
- Подвести детей от предметно-конкретного образного мышления к абстрактно-логическому способу отображения действительности, к оперированию символами и знаками.
- Поэтапное освоение способов линейного рисования при создании графических композиций.
- Поэтапное освоение выразительных возможностей графических средств: точки, штриха, линии. Ориентация на листе, заполняя его в разных направлениях с использованием графических средств рисования.
- Совершенствование навыков проведения линий неотрывным способом.
- Развивать координацию системы “рука-глаз”.
- Развивать чувства ритма, меры, уверенности.
- Развивать эстетическое и художественное восприятие, образное и творческое мышление.
4. Задачи развития детей 6–7 лет в технике графического рисования.
- Поэтапное освоение трансформации графических средств: точки, линии, штриха в изобразительной композиции.
- Упражнять в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.
- Развивать способность создавать сюжетные композиции с использованием разных цветов.
- Развивать способность комбинировать петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных животных, птиц, рыб, цветов, веток, ягод.
- Развивать творческие замыслы детей, используя в рисунке разнообразные линий и элементы.
- Развивать навык работы в технике коллажа для усиления образной выразительности композиции и отработки графических технических приемов.
- Продолжать развивать координацию системы “рука-глаз”.
- Продолжать развивать чувства ритма, меры, уверенности.
- Продолжать развивать эстетическое и художественное восприятие, образное и творческое мышление.
- Закреплять способы линейного рисования при создании сложных графических композиций.
- Развивать умения и навыки работы над графическими композициями разной степени сложности
- Развивать мыслительные способности на основе формирования образных представлений. Развитие ассоциативного образного мышления средствами различных видов искусств (художественная литература, графика, музыка, выразительные движения).
- Формирование представлений о плоскости, рельефе и объёме, симметрии и асимметрии.
- Подвести к пониманию закономерностей компоновки рисунка на листе
- Развитие чувства вертикали и горизонтали.
- Укреплять мышечный тонус кисти руки, регуляции нажима на пишущий инструмент. Приобретение навыков координации движений.
5. Этапы работы по ознакомлению детей с графикой.
1 этап. Знакомство с графикой. Данный этап работы предлагает:
- знакомство детей с одним из видов искусств с графикой, которая включает в себя:
- рисунок,
- печатные художественные изображения (гравюра, литография);
- определение отличия графики от живописи;
- изучение выразительных средств и особенностей графики;
- разъяснение роли графики в иллюстрациях к детским книгам;
- знакомство с творческой манерой, особенностями почерка художников-графиков В. Лебедева, В. Конашевича, Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.
2 этап. Линия (вертикальные, горизонтальные, наклонные, ломанные, волнистые, дугообразные).
Предполагает работу, которая направлена на то, чтобы вызвать у детей интерес к линии как средству выразительности и ее образным превращениям и видоизменениям.
На данном этапе необходимо показать детям выразительность линий, их возможности использования в зависимости от характера образа.
Задачи:
- развитие навыков ориентации на листе (вверх, вниз, вправо, влево)
- развитие движений рук от грубой моторики до тонкой в вертикальном, горизонтальном, направлении
- развитие глазного контроля над движением рук
- развитие графических навыков без отрывного проведения линии в разных направлениях
- знакомство с наклонными линиями и формообразующими композициями изломанных линий
- вызвать у детей интерес к контурной линии – как средство выразительности, к её образным превращениям, к её видоизменениям
- умение придумывать и изображать образы
- использование более сложных движений руки при проведении дугообразных, волнообразных и комбинированных линий
- развить навыки работы над центричной, спиралевидной композицией с дугообразными линиями
- формирование пиктографических записей речи (работа с образами-символами)
- показать возможности линий при изображении характера героев
- умение передать музыку через графический рисунок
Игры и упражнения:
- «Какой он разный дождь»
- «Сказочный лабиринт»
- «Волшебный фонарик», «Полотенце с узорами» (крестецкая строчка), «Орнаментальная стилистка в избе»
- «На что похоже?»
- «Портрет солнышка»
- Дидактическая игра «играющие линии с верёвочками»
- Синтез музыки с рисованием «ветер, волны, туман»
- «Клубочки»
- «Дом улитка»
- «Паучок-домовичок»
- «Узоры Деда Мороза»
- «Воздушные узоры»
- «Разные шубки»
- «Модельер причёсок» (зарисовки причёсок в соответствии с характером человека: озорного, весёлого, скромного, аккуратного, модного…)
- «Дома, где живут добрая и злая колдуньи»
- «Цветок Алёнушки и Бабы-Яги»
- «Наскальные письма»
- «Музыка в деревьях»
3 этап. Штрих.
Основная задача – показать роль штриха и его особенности в создании образов разными способами.
- раскрыть особенности графического средства – штрих, и применение этого приёма в зависимости от образных задач
- формирования чувства графического стиля
- показать применение разных видов и приёмов штриховки (длинный штрих, короткий, разный нажим, передача пушистости)
- показать разновидность штриха в передачи: перспективы, объёма, света и тени, усиления тона, растушёвки
4 этап. Силуэт. Предполагает:
- знакомство с таким способом графического изображения как силуэт;
- знакомство с выразительными возможностями и особенностями работы силуэта:
- способ кляксографии, монотипии «Невиданные звери»
- работа сухой кистью
- работа по сырому в технике «черной акварели»;
- развитие «чувство пятна» (т.е. гармония черного цвета туши и белого листа бумаги);
- знакомство с работами П. Пикассо «Бык и тореодор», силуэтными рисунками В. Лебедева в книге «Охота»;
- использование в работе «театра теней» для изучения детьми силуэта;
- органическое соединение различных видов искусств, в данном случае музыка и изобразительное искусство в единое целое образует синтез искусств: музыкальность и шум, настроение, тихий и громкий звук – предполагает использование музыки во время художественного творчества детей.
6. Диагностика достигнутых результатов
Такое использование графического рисования показывает, что образовательная деятельность в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.При выполнении графических упражнений развивается мелкая моторика рук, самоконтроль и саморегуляция движений руки под контролем зрения, при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений.
В целях изучения уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма была применена диагностика, в которой участвовало 12 детей 6-7 лет. В диагностике использовались тесты Н.И. Озерецкого, графический диктант, а также разработанные диагностические задания.
В ходе диагностического обследования обнаружено, что движения руки дошкольников характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Выявлены нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость, истощаемость движений, недостаточная сформированность графических навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время письма, слабо развита мелкая моторика, нарушена координация тонких движений рук.
Сравнивая результаты диагностики, отмечено, что в начале первого года обучения из 12 детей 5–6 лет средний уровень готовности к овладению графикой письма выявлен у 3 детей, низкий уровень у 9 детей, высокий уровень отсутствовал. В конце второго года обучения высокий уровень готовности к овладению графикой письма имели 4 ребенка, средний уровень – у 8 детей, детей с низким уровнем не было.
К концу второго года обучения ребенок может:
- Свободно использовать и трансформировать графические средства: точки, линии, штриха в изобразительной, орнаментальной композициях.
- самостоятельно декорировать предметные изображения предложенными элементами.
- создавать сюжетные композиции с использованием разных цветов.
- комбинировать петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных животных, птиц, рыб, цветов, веток, ягод.
- творчески подходить к составлению композиции, обращая внимание не на скорость выполнения задания, а на разнообразие использованных в рисунке линий, элементов.
- использовать способы линейного рисования при создании сложных орнаментально-графических композиций.
- ориентироваться в пространстве листа, заполняя его в разных направлениях с использованием графических средств рисования, создавая сюжетные работы.
Применение в образовательной данного вида работы поможет развитию творческих способностей детей, подготовки руки к письму, т.е. по возможности развитие механизмов, необходимых для его осуществления, создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Решать задачи по формированию графических навыков у детей:художественно-эстетическое развитие; ориентировка на листе бумаги; развитие навыков владения орнаментальной графикой; развитие навыков работы с различными графическими материалами; развитие координация системы “рука-глаз”; развитие чувства ритма, меры, уверенности; развитие творческого воображения.
Таким образом, овладение детьми графическими техниками способствует созданию художественного образа детьми в рисунке.
Список литературы.
1. Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. - М;1993
2. Грошенков И. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе.-М;1992
3.Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, – М., 2000.
5. Коломенский Я., Панько Е. О психологии детей шестилетнего возраста.-М;1988
6. Комарова Т.С, Зацепина М.Б. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет.-М;2003
7. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
8. Куревина О.А, Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное. - М; 2000
9. Микляева Н.В. Развитие способностей дошкольников средствами комментированного рисоания.-М;2010
10. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста.-Ярославль,1997
11. Субботина Л. Развитие воображения у детей.-Ярославль, 1998
12. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностики.-М;1992
13. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.-М;1989