Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Пальчиковая гимнастика для развития речи детей раннего возраста
6 минут 3241 1066

Пальчиковая гимнастика для развития речи детей раннего возраста

Korotkova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Короткову Людмилу Владимировну, воспитателя МАДОУ № 85 «Колокольчик» г. Великий Новгород Новгородской области. Сегодня Людмила Владимировна с удовольствием предлагает вашему вниманию пальчиковую гимнастику для развития речи детей раннего возраста. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Владимировны:

«Речь – это очень важно. Чем раньше ребёнок заговорит, тем больше возможностей перед ним открывается. И главная задача педагога – помочь ребёнку овладеть речью, используя для этого различные приёмы».

Полезного чтения…


Пальчиковая гимнастика для развития речи детей раннего возраста

Посмотреть статью в полной версии

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно уже в раннем возрасте уделять внимание формированию речи детей.

Выдающийся педагог В. А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Таким образом «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» (М. М. Кольцова).

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Важную роль в развитии мелкой моторики у детей раннего возраста играетпальчиковая гимнастика.Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Материалов по пальчиковым играм существует великое множество. В рамках этой статьи мы приведём только некоторые из них.

«Дружные пальчики»

Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку загибается один пальчик)

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

«Овощи»

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох

Урожай у нас не плох.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

«Мои вещи»
Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).
А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.
Могу почитать,
Раскрываем ладони "книжечкой".
Могу вам картиночки
В ней показать.
Руки вытягиваем, ладони открыты.
Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.
Его я бросаю
Над головой.
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Поочерёдно гладим одну руку другой.

Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роли маленькой рыбки, или веселого забавного котёнка и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазёры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа.

Нет необходимости разучивать с детьми стихотворения. Играя с пальчиками, они легко запоминают их уже после нескольких прочтений. Дети довольно быстро начинают связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.

Малыши с удовольствием учат пальчиковые игры. Их звучность, ритмичность, занимательность привлекают и вызывают желание повторить. Дети рассказывают их дома, даже просят родителей выполнять движения вместе с ними.Пальчиковая гимнастика доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608