Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие образной речи у детей через знакомство с произведениями изобразительного искусства
9 минут 3958 1210

Развитие образной речи у детей через знакомство с произведениями изобразительного искусства

Kuchkina fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кучкиной Татьяной Евгеньевной, воспитателем ГБДОУ детский сад № 53 г. Санкт-Петербурга. Сегодня Татьяна Евгеньевна любезно поделится своими методами создания педагогических условий для развития образной речи у детей через знакомство с произведениями изобразительного искусства. Статья будет интересна педагогам ДОУ и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Евгеньевны:

«Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем».

Полезного чтения…


Развитие образной речи у детей через знакомство с произведениями изобразительного искусства

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Л.В.Щерба, А.А.Пешковский, А.Н.Гвоздев, В.В.Виноградов, К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Ф.А.Сохин, Л.А.Пеньевская, А.М.Леушина, О.И.Соловьева, М.М.Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание выразительности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон, Е.А.Флёрина, Н.П.Саккулина, Н.А.Ветлугина и др.). Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связной образной речью, невозможно изобразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как любому другому виду деятельности.

Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.

Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л.Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал о том, что как ни существенно для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности, …так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, не передаваемые в отвлеченной формулировке, обобщенные мысли».

Все формы образности речи – метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выражения различного смыслового содержания. Возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и использование этих средств в своей речи достаточно велики. Здесь, конечно, большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.

Работа с произведениями живописи проводится в два этапа. На первом этапе – рассматривании произведений изобразительного искусства – основное внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный смысл произведения живописи и графики, высказывать на тему этих произведений, выделять в них главное. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями), а также обучение умению строить предложения разных типов.

На втором этапе – рассказывании на тему произведений изобразительного искусства – происходит обучение детей построению связного высказывания на тему картин разных жанров.

Ознакомление детей с разными жанрами изобразительного искусства подводит детей к созданию разных типов текста: описание, повествование, рассуждение, которые зависят от жанра картины.

Приобщая детей к искусству, необходимо учить их пользоваться специальными искусствоведческими терминами. Основным приемом в развитии монологической речи является рассказ. Я использую рассказ по-разному: как метод на фронтальных занятиях, как прием в различных формах групповой и индивидуальной работы, особенности с детьми застенчивыми, малоактивными, с низким уровнем развития речи.

В своей работе с произведениями изобразительного искусства я использую следующие приемы и методы работы:

  1. Вопросы педагога. Это основной методический прием, применяемый при работе с произведениями живописи и графики;
  2. Беседа. Выслушав ответы детей, воспитатель обобщает их, употребляя выразительные обороты;
  3. Прием совместных речевых действий;
  4. Коллективный рассказ;
  5. Рассказ – образец личностного отношения педагога к картине;
  6. Искусствоведческий рассказ педагога (применяется при рассматривании произведений живописи);
  7. Упражнение на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, образных сравнений;
  8. Прием точных установок;
  9. Прием классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру;
  10. Рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта, портрета;
  11. Рассказ-загадка (особенно хорош при работе с натюрмортами);
  12. Прием композиционных и колористических вариантов;
  13. Придумывание названия картины и его объяснение;
  14. Рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему или по двум картинам одного автора;
  15. Воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий;
  16. Прием сравнения;
  17. Акцентирование деталей (лучше при работе с портретами);
  18. Метод вызывания адекватных эмоций;
  19. Тактильно-чувственный метод (при работе с жанровой картиной и портретами);
  20. Прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником, или прием «словесное рисование»;
  21. Прием «вхождения в картину». ТРИЗ «Вижу, слышу, чувствую»;
  22. Картина, музыка, поэзия (особенно хорош при работе с пейзажной картиной);
  23. Метод молчания;
  24. Посещение музея;
  25. Составление рассказов по собственным рисункам на тему знакомой картины;
  26. Игровые приемы – художественно-развивающие игры;
  27. Проведение выставок, вернисажей;
  28. Театро-терапия «Инсценирование иллюстраций, картин»;
  29. Отработка слов-ориентиров, предлогов;
  30. Арт-терапия. Метод фантазии «Я – розовый куст».

Вместе с детьми проводятся выставки-вернисажи по различным темам. На выставках происходит живой обмен мнениями, звучит музыка и поэзия. В качестве экскурсоводов выступают дети. Высказывания детей, выступающих в роли экскурсоводов, можно рассматривать как продукт речевого творчества ребенка.

Список литературы

  1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. О.С.Ушаковой – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Н.А.Курочкина. Знакомство с натюрмортом. СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 1999.
  3. Н.А.Курочкина. Детям о книжной графике. СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2004.
  4. С.К.Кожохина. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. М.: ТЦ Сфера, 2002.
  5. Н.А.Курочкина. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  6. Н.А.Курочкина. О портретной живописи – детям. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4388 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4524 609