Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Особенности работы учителя по формированию здорового образа жизни школьника
13 минут 2506 808

Особенности работы учителя по формированию здорового образа жизни школьника

Izumova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Изюмову Ольгу Владимировну, учителя биологии МБОУ СОШ № 21 г. Шарья Костромской области. Сегодня Ольга Владимировна в своей статье познакомит вас с особенностями работы учителя по формированию здорового образа жизни школьника. Статья будет интересна педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье от Ольги Владимировны:

«Статья раскрывает особенности работы учителя и классного руководителя по формированию здорового образа жизни школьника, через создание благоприятной среды в ОУ».

Полезного чтения…


Особенности работы учителя по формированию здорового образа жизни школьника

Жизнь и здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут. Серьёзной проблемой нашего времени является состояние здоровья детей и подростков. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Таким образом, воспитание здорового образа жизни школьника неразрывно связано с воспитанием его личности и социализацией, которые можно сформировать через создание комплекса условий и факторов в семье и образовательном учреждении.
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья и здорового образа жизни человека, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Формирование здорового образа жизни в школе осуществляется через создание благоприятной среды, способствующей укреплению здоровья школьника и ответственности его за свое здоровье.

Формирование правильного отношения школьников к своему здоровью начинается с психологического состояния школьника, а оно напрямую зависит от того, как его встретят в школе.
Итак, один день из школьной жизни.

Раннее утро. Школа открывает гостеприимные двери для своих воспитанников. Музыкальное оформление встречи поднимает ребятам настроение и придаёт сил на весь учебный день.
Здоровье в школе начинается с чистоты. Все с детства помнят фразу «Чистота – залог здоровья» вот и мы, учителя и дежурные школы, приучаем ребят к чистоте. Школьная форма, опрятный внешний вид, обязательно наличие сменной обуви. Каждый учитель следит, чтобы перед уроком класс был проветрен.
Зарядка. Без нёе не начинается ни один день. Проводят зарядку учащиеся дежурного класса. На классном часе классный руководитель инструктирует будущих дежурных о том, как им нужно себя вести, чтобы сохранить здоровье не только своё, но и других учащихся, тем самым воспитывая в них ответственность за жизнь и здоровье других детей. Комплекс упражнений для зарядки выбирают сами дети, консультируясь с учителями физической культуры. Зарядка проводится для всех учащихся школы, без исключения, воспитывая в них заботу о собственном здоровье.
Обучение в школе ведётся с позиции здоровьесбережения. Особое место в формировании здорового образа жизни занимает предмет биология, который позволяет решать задачи физического, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников, отмечается важность сохранения здоровья и высокой работоспособности при соблюдении норм гигиены.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Необходимость решения организационных вопросов возникает перед учителем сразу же после звонка на урок, когда он еще только входит в класс.
Немаловажно для учащихся наличие интереса к изучаемой теме, её привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов и др.).
Не следует забывать про индивидуальные особенности учащихся при их врабатывании в учебный процесс. Для многих учащихся фронтальный опрос, индивидуальная работа на оценку является стрессовой ситуацией, поэтому на уроках целесообразно проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Особенности каналов восприятия являются одним из важнейших свойств индивидуальности. Различают аудиальное, визуальное восприятие, кинестетическое восприятие. Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Особое место на уроках биологии по воспитанию здорового образа жизни отводится следующим методами:

  • Метод, способствующий формированию ответственности школьника за свое здоровье.

Убеждение - воздействие словом на волю и чувства учеников, пример, беседа, дискуссия и т.д. При этом учитель должен помнить о 10 правилах убеждения и следить, чтобы они небыли нарушены во время занятия:
1. Будьте аккуратны и вежливы (не обижать, не унижать и не переходить на личности, так ничего не докажете и ребёнок уйдет в защитную позицию отрицания всего на свете (антагонизм). А переубедить человека в таком состоянии уже практически невозможно.
2. Первым делом сильные аргументы. Сначала говорите самые сильные и веские аргументы вашей позиции. Не нужно начинать с мелочей, выпускайте сразу тяжелую артиллерию, а лишь затем на подкрепление к ней мелкую пехоту.

3. Заслужите доверие. Постарайтесь увеличить свой статус и имидж: приводите доводы того, что вы это знаете на практике, что вы занимаетесь этим уже много лет и получили конкретные результаты или заработали на этом немалые деньги.
4. Проявите хитрость. Мощное оружие – это сказать следующее: “Да-да, вот в этом именно ты прав, это хорошая мысль, но вот в этом ты совсем не прав…” Когда школьник чувствует, что его мысли заметили, он может прислушаться уже и к вашим.

5. Грубая лесть. Хвалите школьника (но не захваливайте)! Комплименты, а особенно неожиданные, удивят и порадуют каждого, а это именно то, что вам и нужно – расслабить вашего оппонента, снизить его контроль над ситуацией.

6. Последовательность согласия. Правило последовательности: сначала говорите то, с чем ребёнок согласен (даже если это абсолютно очевидные вещи), а затем вашу точку зрения. Вероятность согласия в таком случае повышается во много раз.

7. Уводите разговор от опасных тем. Избегайте “острых углов” и тем, которые могут увеличить конфликт, а также тем, которые являются для вас слабым местом.

8. Замечайте каждую мелочь. Следите за невербальным поведением школьника, оно может показать многое. Невербальное поведение – это поза, жестикуляция и мимика. Если вы заметили, что после какого-то аргумента он среагировал, тут же продолжайте раскрывать этот аргумент дальше и в больших подробностях – это ваш самый сильный аргумент и ученик это понимает и нервничает.

9. Люди любят пользу и выгоду. Убедите ребят, что то, что вы ему говорите, очень полезно и даже выгодно для него, а его позиция наоборот не принесет ему ничего кроме “просто своей позиции”.

10. Проявите неожиданную внимательность и уважение. Внимательно слушайте вашего собеседника, даже если он вас раздражает: любой человек заметит, что к нему внимательны, а особенно это заметит тот, кто знает, что несмотря на то, что вы с ним не согласны, вы внимательны к нему. Таким образом, вы сможете выделиться на фоне других людей, с кем он когда-либо спорил.
Таким образом, зная эти хитрости, можно получить максимальный эффект от использования данных методов.

  • Методы организации учебно-воспитательного процесса. К ним относятся практические методы формирования динамических стереотипов: посадка за партой, соблюдение дисциплины, переключение внимания, порядок на уроке, проветривание кабинетов, предупреждение чрезмерного напряжения зрения, выполнение санитарно-гигиенических требований и др.
  • Практические здравосозидательные методы через различные формы и методы работы:

1. Физкультпаузы, пальчиковая терапия;
2. Смена видов деятельности;
3. Методы преподавания в ходе учебно-воспитательного процесса: интерактивное сопровождение урока, мозговой штурм, примеры из личной жизни лучше запоминаются учащимися, чем сухой теоретический материал, использование межпредметных связей, элементы углублённого изучения по отдельным темам, подготовка сообщений, докладов, исследовательских работ о здоровом образе жизни, беседы о ценности здоровья, информационные рассказы о вреде алкоголя, табака, наркотиков на различные биологические системы, дискуссиио вреде алкоголя, наркотиков, курения на организм человека, обучающие игры (организационно-деятельностные, ролевые, познавательно-дидактические), ведущие к осознанию здорового образа жизни, анализ собственных действий учащихся в отношении собственного здоровья, решение задач и ситуаций позволяет учащимся оценить свои действия в отношении своего здоровья с разных позиций, формируя в их сознании правильные принципы сохранения собственного здоровья). К данной группе методов относятся также обучающие лектории для родителей (во время родительских собраний) и детей.
Уроки закончились, но воспитание здорового образа жизни ребят продолжается. Учитывая то, что дети находятся в образовательном учреждении значительную часть своего времени, у педагогов существует реальная возможность обеспечить условия, отвечающие требованиям безопасности физического здоровья детей, и они могут вести с учащимися целенаправленную профилактическую работу через систему внеклассных мероприятий. Основная цель – помочь ребятам избегать опасности, распознавать ситуации, несущие в себе опасности для них, научиться оценивать эти ситуации и принимать решение о безопасном поведении, научиться говорить «нет» в случае грозящей опасности.
На классных часах мы – классные руководители привлекаем ребят к общественной работе и занятиям в школьных спортивных секциях или СДЮСШОР. Особое внимание уделяем ребятам «группы риска» и из социально - опасных семей. Для них работают не только спортивные секции и клубы, но и детские организации, одним из направлений которых является пропаганда здорового образа жизни.

В случае, если в семье ребёнка складывается неблагоприятная обстановка, кроме нас, классных руководителей, с ним начинает работать социальный педагог и школьная психологическая служба (работает сенсорная комната, как на уровне школы, так и в городе). Ребёнок успокаивается, на многие свои проблемы начинает реагировать спокойней. Одновременно ведётся работа с семьёй.

Особая роль в проведении общешкольных воспитательных мероприятий принадлежит классным руководителям. Способности убеждать ребят приводит к активному участию школьников в таких мероприятий как: ежегодный поход в начале учебного года с выступлением агитбригад по ЗОЖ; спортивные мероприятия (традиционный кросс;дружеские встречи по волейболу, «Мама, папа, я - спортивная семья», «Гонка за лидером», «Весёлые старты»); участие в «Школа Актива» (для детей «группы риска», где проводятся мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни); тематические просмотры фильмов по профилактике употребления психотропных веществ, спиртных напитков и курения; мероприятия по профилактике раннего материнства; мероприятия по профилактике суицидов; проведение «Недели здоровья»,традиционно проводятся общешкольные классные часы по олимпийскому и параолимпийскому движению в России.
Классные руководители информируют детей о работе «Телефона доверия», куда они могут обратиться, попав в трудную жизненную ситуацию.
Такие мероприятия не только объединяют ребят, но и формируют осознание необходимости сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

В заключении хотелось бы сказать, что здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если МЫ-УЧИТЕЛЯ научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если МЫ будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здорово и развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Список литературы.

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
  2. Мазнев Н.К. Энциклопедия народной медицины.-М.”Мартин'',2005.
  3. Мирошниченко Т.А. Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении. Волгоград ,”КОРИФЕЙ”, 2006г.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2949 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2930 609