Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального роста педагогических работников в условиях введения и реализации ФГОС ДО
8 минут 3012 979

Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального роста педагогических работников в условиях введения и реализации ФГОС ДО

Bratsk fotoДорогие друзья, сегодня участники нашей рубрики "Мастера своего дела" педагоги МБДОУ г. Братска Иркутской области: Карпенко Нина Адамовна (старший воспитатель «ДСОВ № 39»), Мамысева Марина Анатольевна (старший воспитатель «ДСКВ № 46») и Астанакулова Полина Владимировна (педагог – психолог «ДСКВ № 46»). Педагоги с радостью предлагают вашему вниманию Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального роста педагогических работников в условиях введения и реализации ФГОС ДО. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от авторов:

«Компетентностная модель положена в основу ФГОС, которая призвана стать нормативной основой повышения образования в стране. Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций».

Профессионального чтения…


Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального роста педагогических работников в условиях введения и реализации ФГОС ДО

В условиях модернизации в системе российского дошкольного образования развитие кадрового потенциала является важнейшим направлением деятельности образовательного учреждения. Приоритетность данного направления определяется в ФГОС до, стратегией развития российского образования до 2020г. национальной образовательной инициатиативой «Наша новая школа»

В структуре Стандарта раздел «Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования» определён, как главный. Стандарт дошкольного образования – стандарт условий, что является инновационным в развитии дошкольного образования на современном этапе. Кадровое обеспечение имеет первостепенное значение для реализации ФГОС дошкольного образования. Важно не просто акцентировать внимание на профессионализме педагога, а создать условия для непрерывного профессионального развития.

В условиях внедрения в образовательный процесс образовательного учреждения стандарта нового поколения, обозначилось противоречие между необходимостью психолого - педагогического сопровождения и отсутствием опыта такой деятельности. Стремление найти пути указанного противоречия и обусловило разработать практико-ориентированную модель сопровождения профессионального роста педагогических работников.

Компетентностная модель положена в основу ФГОС, которая призвана стать нормативной основой повышения образования в стране.

Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

Модель имеет цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО, через создание системы непрерывного профессионального развития каждого работника.

Задачи:

  • обеспечить понимание   основных положений ФГОС дошкольного образования;
  • способствовать пониманию важности соблюдения нормативных правовых актов и документов;
  • формировать компетентности, обеспечивающих выполнение новых видов профессиональной деятельности по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Большое значение имеет, мотивация педагогов, психологическое самочувствие воспитателя также оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения, эффективность воспитания и обучения детей. Низкий уровень психологического благополучия педагогов повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Компетенции педагогов на сегодняшний день не соответствуют требованиям ФГОС ДО, квалификационным требованиям и утвержденному стандарту педагога. Формирование и развитие профессиональных компетенций требует большей частью специальной подготовки, то есть обучения определенным умениям.

Основой модели является развитие следующих педагогических умений, а именно:                           

1. Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;

2. Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного "мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

3. Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно­- образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

4. Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

5. Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

Сначала, мы считаем, необходимо провести диагностику дефицитов и запросов педагогов через тесты, карты, анкеты, опросники, чтобы выявить почему недостаточно развиваются различные профессиональные умения, информационные потребности педагогов, навыки самоанализа, нет ожидаемого профессионального мастерства.

Для педагогов предусмотрены различные формы обучения педагогов:

Индивидуальные:

  • Самообразование, наставничество, участие в ПСШ, участник в конкурсах разного уровня, портфолио педагога, курсы повышения квалификации, презентация своей работы, стажировка, открытые просмотры

Коллективные формы работы с педагогами:

  • Организация мини-групп, обучающие семинары для психологического сопровождения, школа начинающего воспитателя.

Разработаны положения о наставничестве, творческой группе, портфолио педагога.

При организации деятельности в мини-группах используем разнообразные формы активного взаимодействия: работа в едином образовательном пространстве; проблемные семинары, семинары - практикумы, эстафеты педагогического мастерства, творческие мастерские, тренинги, дискуссии, мастер - классы, проектную деятельность, конкурсы и другие.

На разных этапах внедрения ФГОС проводится оценка результативности профессиональной деятельности педагогов, по следующим показателям:

  •  многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.
  •  динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.
  •  эмоционально благоприятный микроклимат в группе.
  •  чёткость в организации профессиональной деятельности
  •  информационная обеспеченность каждого направления работы.

Прогнозируемый результат:

Обеспечить непрерывность и преемственность в формировании профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС.

Создать условия для освоения и применения каждым педагогом новых профессиональных знаний и умений, развития позитивного, ценностного отношения к внедрению стандарта, накопление им полезного опыта реализации требований ФГОС.

Активизировать педагогическую рефлексию собственной профессиональной деятельности; самореализация педагога в профессиональной деятельности; достичь профессиональных и личностных позитивных результатов.

Литература

  1. БайковаA. 1999. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе: библиотека администрации школы центра «Педагогический поиск» М.: Центр «Педагогический поиск».
  2. Белая К.Ю. 2007. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы - М.: ТЦ Сфера.
  3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. 2006. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ - М.: АЙРИС ПРЕСС.
  4. Волобуева Л.М. 2003. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М.: ТЦ Сфера

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2181 608