Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Дополнительное образование-образование до полного (связь туризма и краеведения с общеобразовательными предметами)
13 минут 2812 918

Дополнительное образование-образование до полного (связь туризма и краеведения с общеобразовательными предметами)

Zubareva fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Зубареву Елену Алексеевну, педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Городской Дворец Творчества Детей и Молодежи» г. Комсомольск на-Амуре Хабаровского края. Сегодня Елена Алексеевна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью на тему «Дополнительное образование-образование до полного (связь туризма и краеведения с общеобразовательными предметами)». Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Алексеевны:

«В настоящее время особенностью системы образования в России является тесная связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью. А современные социально-экономические условия и научно-технический прогресс требует непрерывного совершенствования знаний и умений учащихся, развитие их индивидуальных и творческих способностей. Обучение должно строиться таким путем, чтобы у детей повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, в стремлении удовлетворять их недостаток при помощи разных источников».

Познавательного чтения…


Дополнительное образование-образование до полного (связь туризма и краеведения с общеобразовательными предметами)

Основное и дополнительное образование, безусловно, имеют определенную специфику, как в целевых ориентирах, так и в содержании и способах организации деятельности. Но оба эти вида образования рассматриваются как равноправные сферы общего образования, обеспечивающие его целостность. «Общее образование» в данном случае не является синонимом термина «основное образование». Это более широкое понятие, включающее в себя и основное (школьное), и дополнительное образование. Для последнего Е.Б. Евладова и ее коллеги предлагают следующее определение: дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.

Дополнительное образование, ориентированное на практическое освоение разных образовательных областей способно компенсировать недостаток основного образования. Кроме того, практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается и в том, что ребенок пытается самостоятельно решать жизненно важные для себя проблемы, что, безусловно, оказывает влияние на его развитие.

В настоящее время особенностью системы образования в России является тесная связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью. А современные социально-экономические условия и научно-технический прогресс требует непрерывного совершенствования знаний и умений учащихся, развитие их индивидуальных и творческих способностей. Обучение должно строиться таким путем, чтобы у детей повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, в стремлении удовлетворять их недостаток при помощи разных источников. А сделать это можно с помощью краеведческого материала, который открывает учителю простор для творчества, комбинирования направлений, форм и методов работы, позволяет преодолеть словесно – книжный характер обучения, наполнить его конкретной деятельностью, пробудить разнообразные интересы учащихся. Краеведческая работа способствует осуществлению, как связи обучения и воспитания, так и развитию у учащихся способностей и творческих индивидуальностей.

Современное краеведение – это междисциплинарный комплекс наук. Объектом краеведения является территория – краеведческая система, которая имеет глобальные, региональные, локальные параметры применения.

Юный турист - краевед сам видит те проблемы, которые имеют место на территории его малой родины. Это его Дом. Значит он хозяин своего положения. Ему самому собирать, анализировать и думать не вообще о состоянии природного социума, а о любимой тропинке, уголке.

Сущностью школьного краеведения, является   всестороннее изучение учащимися, в учебно-воспитательных целях, определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя. [35] Именно при таком подходе к образовательно–воспитательному процессу происходит непосредственное общение школьников с природой. Через наблюдения и опыт учащиеся познают окружающий мир, накапливают знания для сравнений, обобщений, выводов. Подобный процесс познания предполагает использование краеведческого принципа в обучении.

Он же является ведущим в организации внеурочной работы и в системе дополнительного образования. И на мой взгляд внеурочные занятия и дополнительное образование, дают наибольшие возможности для его реализации.

Особое место в реализации краеведческого принципа обучения автором отводится комплексным экспедициям. В процессе проведения которых дети знакомятся природоохранительная работа, в которой серьезно усилена краеведческая направленность. Она прививает школьникам любовь к природе. Формирует чувство бережного отношения к ней, воспитывает навыки культурного поведения в природе. Краеведение способствует не только овладению основами наук, но и формированию у учащихся гуманистического подхода, укреплению связи науки с жизнью, теории с практикой. Внеклассная работа поможет более глубоко изучить краеведческий материал, используя различные методы, формы и средства обучения.

Туристско-краеведческий кружок как один из видов внеклассной работы в системе дополнительного образования может стать идеальной формой для реализации краеведческого принципа.

Проблема воспитания любви к родному краю через краеведческий материал является актуальной в современной школе, в системе дополнительного образования, поэтому учитель, педагог должен опираться на него в своей работе.

В начале статьи я писала, что дополнительное образование ориентировано на практическое освоение разных образовательных областей по этому именно исследования проводимые в различных формах заложены в образовательные программы туристско – краеведческой направленности

Исследования могут проводиться в нескольких формах: информационные исследования, экскурсии, полигонные исследования, экспедиции. Полевые формы исследований делятся по способу передвижения: водные, пешие, лыжные, комбинированные, по специализации узкоспециализированные и комплексные.

Пример:

  • узкоспециализированная экспедиция – «Изучение влияния количества осадков на гидрологический режим реки Силинка»;
  • комплексная экспедиция – «Физико-географическое изучение водораздела рек Силинка и Горин»

Экспедицией, по мнению авторов «Словаря юного туриста» называется «…поездка группы лиц, отряда с каким-то специальным исследовательским заданием: военным, литературным, геологическим, археологическим» Каменская Е.Н. в своей работе «Педагогика» понятие «экспедиция» определила так: «Экспедиционные проекты являются одним из наиболее действенных средств формирования регионального образовательного сообщества, объединенного приверженностью к исследовательской деятельности. Действительно, на выезде, в полевых условиях, возникают наиболее благоприятные условия для личностного общения взрослого и ребенка, педагога и школьника. И если их совместная деятельность подчинена решению интересной, творческой исследовательской задачи, образовательный результат такой ситуации не замедлит сказаться».

Важнейшая особенность экспедиции в том, что она неотъемлемая часть годового образовательного цикла. Ей предшествует длительный этап подготовки, связан­ный с освоением методик исследований, изучением географии района выезда и т.д. После экспедиции образовательный процесс строится на обработке результатов и завершается созданием готового продукта — исследовательской работы (статьи). Такая структура учёбы позволяет, с одной стороны, наполнить её большим смыслом, значимостью для учащихся в течение года, а с другой — более эффективно управлять самой экспедицией, которую ребята с нетерпением ждут в течение года, она ещё до выезда спланирована по дням, каждый знает свою задачу, поэтому экспедиция проходит на одном дыхании. С эмо­циональной и содержательной сторон она — центральный элемент образовательного про­цесса в учебных группах учреждений дополнительного образования или в инновацион­ных школах, программа которых выстроена на основе концепции исследовательской дея­тельности учащихся.

На примере подготовки и проведения экспедиции «БАДЖАЛ» решались различные задачи в течении года.

Который год руководители туристско – краеведческих объеденений идут по пути восстановления изначальной исследовательской направленности туристско-краеведческой работы детей и подростков, ориентируя деятельность своих кружков, походов, полевых лагерей на комплексное изучение окружающего мира и комплексное развитее участников путешествий по родному краю . Продолжением этой работы стала комплексная эколого -туристско - краеведческая пеше-водная экспедиция "Баджал", основными задачами которой являлись, с одной стороны, разноплановые исследования по краеведению в бассейне р. Урми и р. Амгунь, а с другой, создание условий для многостороннего развития участников экспедиции в процессе этого комплексною изучения природы и деятельности людей. Развития интеллектуального, физического, социально-психологического, духовного, нравственного

Регион работ: Хабаровский край, бассейн реки Урми на участке от ключа Омот-Макит до кл. Касьян и бассейна реки Амгунь от реки Ая-Кит до поселка Амгунь

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цели и задачи перед экспедицией были поставлены различные, но в образовательном плане на практике:

  • изучение работы древних ледников, экскурсионные природные объекты на ключе Омот – Макит до кл. Касьян
  • технология промывки оловянного концентрата – экскурсия на старательскую фабрику
  • комплексное изучение северного водосброса хребта Баджал - сплав по р. Урми от поселка Верхне-Урмийской ГРП до устья ключа Касьян
  • отбор геологических образцов: граната, кальцита, кварца, турмалина, аксенита, известняка - ключ Кадагачи - Макит
  • сплав по р. Амгунь от р. Ая-Кит до п. Амгунь (комплексное изучение южного водосброса хребта Баджал).

Систематизация и обработка материалов экспедиции "Баджал".

Любая экспедиция проходит несколько этапов:

I.Подготовительный этап (февраль - июнь), он потребовал большой исследовательской работы, которая проводилась совместно с преподавателями – предметниками

  • сбор и анализ информации об истории района планируемой экспидиции
  • сбор и анализ результатов ранее проведенных аналогичных работ, составление выписок, выкопировок, схем, карт, таблиц;
  • подбор и подготовка участников (физическая, техническая, теоретическая, практическая, психологическое тестирование);
  • ремонт, изготовление научного оборудования, необходимого туристического снаряжения и хозяйственных принадлежностей;
  • закупка продуктов, оформление маршрутных и проездных документов, рекомендательных писем, проведение командного зачета ( в виде деловой игры).

2. Полевой этап ( июль - август).

Проходил в полевых условиях. В этот период были проведены

  • обзорно-познавательные экскурсии, учебно-исследовательские маршруты с заданиями по голографии, геоморфологии и метеорологии, ботанике и зоологии,( естественнонаучный раздел ) ;
  • научно-практические маршруты (геологические, археологические, глазомерная сьемка и паспортизация экскурсионных природных и культурных объектов);
  • фото и видеосъемка, ведение вахтенного журнала, индивидуальных дневников. фенологических
  • развивающие игры, занятие по астрологии, конкурсы художников, писателей;
  • встречи с интересными людьми, работа фотовидеогруппы, занятия по теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности.

Тоесть кружковцы совместили теоретические знания полученные на уроках в школе и практику. Получили массу новой информации, которую в последствии применили на уроках в школе.

3. Камеральный этап ( август - октябрь )

  • обработка полевых материалов, изготовление схем, разрезов, карт, изготовление коллекций, гербариев;
  • монтаж фотовидеоматериалов, выпуск фотогазеты, работа над отчетом

Итогом камерального периода ряд работ:                                                                                        

  • План географического описания профиля местности.
  • Памятка отправляющимся в путешествие.
  • Перечень и описание стандартных водных маршрутов по Комсомольскому и Солнечному районам.
  • Полное описание рек Гур и Горин

Итак, на примере экспедиции «Баджал» показали, что:

  • реализация краеведческого принципа через комплексные экспедиции позволяет использовать различные формы, методы и средства обучения;
  • краеведческий   подход является   одним из   основных   в   системе общего среднего и дополнительного образования, при этом дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний.

Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. А полнота образования может быть обеспечена только интеграцией основного и дополнительного образования.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2346 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2186 608