Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование элементарных правил вежливости детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»
11 минут 3836 830

Формирование элементарных правил вежливости детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

Kovalevskaya fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Ковалевская Оксана Николаевна, воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 39» г. Братска Иркутской области, делится с нами своим профессиональным опытом по формированию элементарных правил вежливости детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Оксаны Николаевны:

«В современном российском обществе происходит переоценка многих явлений, среди которых не последнее место занимает этикет. Что это за явление, ворвавшееся в нашу жизнь? Какое место оно занимает в поведенческой культуре? Кому это нужно? И влияет ли знание этикета на проявление у маленького человека любви к людям и миру? А ведь он им очень нужен! В первую очередь им самим, а не их окружению, как думают многие. Именно в детстве закладываются основы поведения человека, черты характера, привычки. От того какое воспитание ребенок получил в детстве, зависит его дальнейшая успешность, образование, карьера, жизнь в целом.».

Полезного чтения…


Формирование элементарных правил вежливости детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

За довольно короткий срок изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных организаций, программ, образовательных технологий, изменились родители и дети, развивающая среда, развивается инклюзивное образование, поставлена задача реализации равного доступа к образованию и повышения качества образования. А главное – изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые вызовы, новые ситуации. Это заставляет нас перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому. Именно поэтому в дошкольном образовании реализуются идеи образования для устойчивого развития. Фактически эти идеи нашли определенное отражение и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

       В современном российском обществе происходит переоценка многих явлений, среди которых не последнее место занимает этикет. Что это за явление, ворвавшееся в нашу жизнь? Какое место оно занимает в поведенческой культуре? Надо ли дошкольников обучать правилам этикета?Зачем вообще загружать маленького ребенка такими вопросами, как этикет, и лишать его беззаботного детства? Кому это нужно? И влияет ли знание этикета на проявление у маленького человека любви к людям и миру? А ведь он им очень нужен! В первую очередь им самим, а не их окружению, как думают многие. Именно в детстве закладываются основы поведения человека, черты характера, привычки. От того какое воспитание ребенок получил в детстве, зависит  его дальнейшая успешность, образование, карьера, жизнь в целом. Кроме этого, этикет открывает малышу дверь в общество. Культура поведения, общения помогает ребенку быть понятым, услышанным. У ребенка, который знает и соблюдает правила этикета, формируется правильное отношение и понимание совести, морали, нравственности, ответственности. Дети – это наша гордость. В нем все мило и дорого. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность нашего ребенка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом – как подрастающий ребенок ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры – мимика, жесты, движения, осанка? С воспитанным человеком, независимо от его возраста и статуса приятно иметь дело, разговаривать, общаться. Случается, что даже образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения.

     На протяжении последних лет углублённо работаю по теме: «Формирование у дошкольников представлений о нормах и правилах поведения». Определила следующую цель: «Формирование элементарных правил вежливости детей старшего дошкольного возраста».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Уточнить ранее сформированные представления об этикете и умение использовать в речи вежливые слова и выражения.
  • Развивать самостоятельность мыслительных действий детей при сервировке праздничного стола и культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться чайной посудой, салфеткой.

Образовательная область «Социально – коммуникативное»

  • Воспитывать эстетическое восприятие дошкольников и культуру поведения в процессе работы по технике коллажа (индивидуально и коллективно).

Этикет играет важную роль, выполняя ряд функций. Благодаря этикету мы знали, как вести себя среди людей, как поступать в возникшей ситуации, строить свои отношения с близкими людьми. Этическое поведение всегда связано с гармонией и порядком, что всегда оказывает влияние на эстетическое развитие общества.

Совместная деятельность с детьми ведётся в кружке «Веселый этикет».

     За основу своей работы я взяла три раздела: культура еды, культура быта, культура общения. В каждом разделе есть своя тематика и свои задачи.

Культура еды – умение вести себя за столом, одна из характерных черт культурного человека, не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом. И овладение ими следует начинать как можно раньше – это гостевой и семейный этикет.

       Культура быта – научить детей рационально и со вкусом организовывать внешнюю среду и свое жилище.

       Культура общения – это воспитанность – качество личности. Главным средством общения является язык, речь, слово, потому как ребенок владеет этим средством, можно судить и о его культуре и воспитанности. И оттого какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое общение.

       В своей работе я пришла к выводу, что Вежливость не рождается сама, а вежливость воспитывается вежливостью. Изучение этикета условно можно разделить на восемь подтем:

Этикет – поведение людей; Речевой этикет; Этикет телефонного разговора; Этикет и мой дом; Этикет в общественных местах; Гостевой и подарочный этикет; Столовый этикет; Семейный этикет.

     На начальной стадии работы мною была изучена методическая литература: «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» И.Н.Курочкина, «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С.В.Петерина, «Веселый этикет» Н.Е.Богуславской и Н.А.Купина, «Школа этикета для воспитанных детей» Г.Шалаевой.

     Затем провела диагностику с детьми. Выяснила, что дети мало знают об этикете. Особенно мало знают о подарочном и гостевом этикете, но детей это очень заинтересовало.

       В старшей группе вела кружок «Веселый этикет», в котором у детей формировались дружеские взаимоотношения, отрабатывались привычки играть вместе и дружно, подчиняться общим интересам, требованиям взрослого и установленным правилам поведения.

      В подготовительной группе работа в данном направлении была продолжена мною. Здесь происходит углубление и расширение поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее.

Перспективный и календарный план работы с детьми был составлен мною в соответствии с ФГОС ДО, так, как социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Были составлены конспекты занятий «Что такое этикет?», «Друзья у меня в гостях», «Как дарить подарки», «Путешествие в страну вежливости», «Осеннее кафе», «Мы вышли на улицу», «В театре», «Гости в дом – радость в нем» и другие. Подготовила картотеки и игры по речевому этикету. Провела открытое интегрированное педагогическое мероприятие «Путешествие в страну этикета» совместно с музыкальным руководителем, где познакомила детей с этикетом поведения в театре, дети наглядно увидели, что такое сцена, освещение, билеты. Совместно с детьми и музыкальным руководителем обыгрывались отрывки из художественных произведений Г. Остер «Будем знакомы», Н.А. Куприн «Знакомьтесь, пожалуйста», Н.А. Куприн «В кафе», В.Осеева «Просто старушка» и другие. Была организована выставка рисунков на тему «Как я помогаю старшим». В нестандартной технике рисования совместно с детьми изготовили памятки поведения на улице, за столом, в лесу, в детском саду. Были разработаны авторские интерактивные игры «Четвертый лишний», «А так нельзя», «Выбери меня».

     Следующим этапом моей работы было проведение родительского собрания на тему: «Вежливость воспитывается вежливостью». Рассказала родителям о том, что такое этикет, что это зависит от нашей культуры. Культура поведения помогает общению человека с окружающим, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. А главное вежливое общение родителей дома, поэтому мы и говорим, что вежливость воспитывается вежливостью, потому что дети берут пример со взрослых. А.С. Макаренко писал: “ Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты - все это для ребенка имеет большое значение”.

       Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.

       Таким образом, дети узнали много нового: как вести себя в гостях, принимать гостей, правильно сервировать стол и т.д. научились вести себя за столом, в группе детского сада, в общественных местах, изменились взаимоотношения мальчиков и девочек, стало чаще проявляться заботливое отношение к старшим.       

Перспектива: продолжать работать по этикету, используя стихи, проблемные ситуации, кроссворды.

Список литературы:

  1. Большая книга правил поведения для воспитанных детей, Шалаева Г.П., Феникс, 2014.
  2. «Речевой этикет старших дошкольников», Безгина О.Ю. 2013г.
  3. Этикет с первых дней. Митькина И.Р., Лига Пресс, 2009.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5457 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5803 610