Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кулак Анну Владимировну, воспитателя МБДОУ «ДСКВ № 46» г. Братска Иркутской области. Сегодня Анна Владимировна любезно поделится своими методами создания педагогических условий для гендерного воспитания детей в ДОУ. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Анны Владимировны:
«Нет сомнения, что гендерное воспитание необходимо как в семье, так и в детском учреждении. В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, и чем мальчики отличаются от девочек в плане предпочтений, интересов, ценностей, а также моделей поведения».
Интересного чтения…
Гендерное воспитание детей в ДОУ
В переводе с английского языка слово «gender» означает «род». В психологии под гендерными признаками подразумеваются отличительные черты мужского и женского пола. Формирование у детей гендерной принадлежности начинается в раннем возрасте. В каждом народе существуют многовековые традиции, строго регламентирующие распределение ролей мужчин и женщин в обществе, а также поведенческие стереотипы.
Нет сомнения, что гендерное воспитание необходимо как в семье, так и в детском учреждении. В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, и чем мальчики отличаются от девочек в плане предпочтений, интересов, ценностей, а также моделей поведения. Однако знания не предполагают освоения ролей и формирования мужественности и женственности. Для закрепления мужских и женских черт характера потребуется особым образом организованная воспитательная среда, день за днем позволяющая ребенку проявлять свои полоролевые отличия.
Общие вопросы полоролевого воспитания являются неотъемлемой частью всех видов деятельности детей-дошкольников, начиная с группы раннего возраста, в том числе они являются и частью разных занятий с детьми - по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию математических представлений, физкультуре, изобразительной и трудовой деятельности.
Цель полоролевого воспитания человека: формирование определенной модели поведения в зависимости от пола.
Работа с детьми направлена на решение таких воспитательно-образовательных задач:
- воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе, формировать в ребенке «внутренний взгляд» на себя как на объект познания и переживания. Закладывать основы для становления способности осознавать свои особенности, то, как они воспринимаются другими, строить свое поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в общении с ними;
- создавать условия для практично-действенного отношения ребенка к окружающей среде вообще и к человеческому окружению в частности, стимулировать самостоятельность, умение распорядиться собой, осуществлять мотивированный осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.
Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно-образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования созданы наилучшие условия для усвоения знаний детьми.
Образовательная среда в детском саду создана с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Мною были созданы следующие условия в предметно-развивающей среде по областям:
- социально-коммуникативное развитие: сюжетно-ролевые игры («Семья»,«Дочки-матери», «Дети заболели», «Поездка в автобусе», «Больница», «Кафе», «Ожидаем гостей», «Мастерская», «Моряки», «Парикмахерская» и др.), дидактические игры («Сундучок хозяйки», «Кто что делает», «Хорошие поступки», «Салон красоты», «Пожарные», «Профессии», «Я мальчик потому что…», «Одень мальчика, одень девочку»), уголки уединения (в форме корабля для мальчиков, в форме домика для девочек);
- познавательное развитие: различные иллюстрации, презентации, дидактическое пособие «Кто Я» (сделано в форме облака, разделено на две половины мальчики и девочки, дети каждый день прикрепляют к облаку свои звездочки, так мы узнаем сколько детей присутствует в группе);
- речевое развитие: пальчиковые театры, маски, костюмы и атрибуты для ряженья, книги «Первая книга дочки» и «Первая книга сыночка»(в книгах нарисованы одежда, игрушки, игры для мальчиков и девочек);
- художественно-эстетическое развитие: трафареты, формочки, штампы, раскраски с изображением принцесс для девочек и машин для мальчиков, погремушки и барабаны разного цвета, комплект дисков с музыкой;
- физическое развитие: ленты, обручи, скакалки, мячи красного цвета для девочек, канаты, мешочки с песком для метания, кегли и мячи синего цвета для мальчиков.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы:
- беседы с использованием иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно ролевые игры;
- презентации;
- проблемные ситуации с эстетическим содержанием;
- дидактические игры;
- экскурсии и эстафеты.
Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаю преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.
Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью проводятся различные формы работы с родителями: встречи по теме «Девочки и мальчики в детском саду»; родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование полоролевого поведения в детском саду»; консультации с презентациями, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному», «Мир движений мальчиков и девочек», и др. На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В группе оформлены фотогазеты «Наши замечательные мальчики», «Я и моя мама», «Моя дружная семейка», «Один день из жизни группы». Проведены выставки творческих семейных работ среди родителей «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки моей мамы».
Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, отзывчивость, вежливость, милосердие, честность, дисциплинированность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность.
Моя работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему.
Список литературы:
- Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2009. —236 с.
- Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л.А. Венгера «Развитие». – М., 2000.
- Ефремова В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. – Издательство: «Учебная литература», 2008. – 160 с.