Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Сценическое волнение. Его причины. Способы его преодоления
12 минут 2304 750

Сценическое волнение. Его причины. Способы его преодоления

Gereben fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Геребен Еленой Владимировной, преподавателем дополнительного образования МУДО ДШИ № 1 г. Балашова Саратовской области. Сегодня Елена Владимировна с радостью делится с нами полезным материалом о причинах сценического волнение и способах его преодоления. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Владимировны:

«Проблема сценического волнения у детей и способы его преодоления, является актуальной для педагогов дополнительного образования (всех исполнительских профессий)».

Полезного чтения…


Сценическое волнение. Его причины. Способы его преодоления.

Вот и настал этот важный и ответственный день! День концерта! Как его провести без вреда для выступления? Попробуем разобраться!

Занимаясь в музыкальной школе детям очень часто приходится выступать на сцене. Это и фестивали и конкурсы различного уровня и обычные академические концерты, на которых детей не просто прослушивают, но и оценивают. .Каждое выступление это – волнение ,а у некоторых детей и страх. В ярко выраженной форме, этот страх, является причиной того, что учащийся не может показать свои достижения в полной мере, теряется, или совсем забывает все то, что подготовил. Неудача на сцене закрепляет и увеличивает страхи, и избавиться от них с каждым разом становится все труднее и труднее. Иногда появляется желание даже бросить обучение в музыкальной школе.

Проблема волнения является актуальной для всех исполнителей. Оно может выражаться в тряске рук, дрожи в коленях, "выпадению текста”, неспособности сосредоточиться на произведении и просто боязни выходить на сцену. Но как и почему оно возникает?                                                 

Н.А. Римский-Корсаков утверждал, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено произведение. И с этим нельзя не согласиться.   Учить любое произведение необходимо тщательно и крепко. Уметь исполнять его с разных мест, уметь пропеть и мелодию и подголоски (для инструменталистов),знать форму и гармоническое строение произведения, знать дикционные сложности ,естественно и уместно применять выученные движения(для вокалистов) . Педагог должен фиксировать внимание ученика не на возможности забыть, а на проблеме "рационального запоминания”, т.е полного понимания произведения.

Программу необходимо выучить так, чтобы исполнитель ни на секунду не задумывался об ее технических трудностях; так, чтобы появилось ощущение, что исполнитель знает ее каждой клеточкой своего тела, она должна стать родной, своей!

Но существуют исполнители, которые все выучили, все знают, но при этом страшно боятся выходить на сцену. Как ни странно, таким исполнителям может помочь только сцена. Им необходимо как можно больше выступать на сцене перед публикой. Здесь можно посоветовать метод игры перед воображаемой аудиторией. Исполнение можно записать на диктофон. Вместо слушателей можно посадить кукол или устраивать домашние концерты. Этот прием помогает проверить степень сценического волнения, как оно отражается на качестве исполнения и дает возможность заранее выявить слабые места в программе.

Подготовка к концертному выступлению- необходимая часть воспитания исполнителя. Психологическое состояние исполнителей, выходящих на сцену, бывает разным: кто-то боится ошибиться, кому-то не по себе от устремленных на него глаз, кто-то хочет поскорее все закончить и уйти домой.            

Вот несколько советов, которые помогут исполнителю избежать негативных форм сценического волнения. Прежде всего, не стоит всем жаловаться на то, что вы страшно боитесь. Даже если кто и посочувствует, то собираться с силами, настраиваясь на выступление и играть на сцене все равно вам, а не другому человеку. Делясь своим волнением, необходимо помнить, что от этого оно только усиливается, даже думать о нем опасно, а тем более говорить. При недостаточной уверенности музыканта, нужно воспользоваться маской уверенности, сначала искусственная и наигранная, она потом становится частью характера. Простой совет: если волнуешься – притворись спокойным. Воспитывай в себе чувство уверенности, привыкай к нему и выходи с ним на сцену.

Научитесь "уходить” от мыслей о возможном провале и от людей, говорящих вам о нем. Даже случайное замечание друга о возможной неудаче может привести к катастрофе. Подобные разговоры лучше всего игнорировать.

Будьте в музыке, живите в ней! К.С. Станиславский говорил: ” Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою, как личностью и своим волнением”. А великий С.Т.Рихтер говорил так об ощущениях, испытанных им на концерте: ” В эти минуты я забываю все – не только зрителей, зал, но и самого себя”. То есть, необходимо сосредотачиваться именно на творческих задачах, а не на том, как вы выглядите, какое впечатление производите на слушателей, такие мысли уводят в сторону от музыки. Также музыканту лучше игнорировать любой промах и " идти” дальше, иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Уже после выступления необходимо найти и проанализировать все, что не получилось.                                              

Любая форма волнения обостряется усталостью. Перед концертом нельзя переутомляться ни физически, ни эмоционально. Лучше заняться тем, что дарит вам радостные эмоции, дает ощущения тепла, света и хорошего настроения. Можно почитать любимую книгу, порисовать.

Для достижения оптимального сценического состояния и снятия мышечных зажимов, устранения страха перед публичным выступлением можно использовать целый ряд различных упражнений.Например, дыхательная гимнастика, разработанная Струве и Токарским. Вы делаете медленный и глубокий вдох через нос, после небольшой задержки дыхания следует спокойный выдох через рот, отдых о повторение цикла. Паузу между циклами следует удлинять.

Исполнитель адаптируется к образному языку композитора, к техническим и выразительным средствам, к собственному психическому и физическому состоянию, к обстановке зрительного зала, к неожиданностям, которые могут произойти во время выступления. Чем быстрее и гибче адаптируется исполнитель, тем успешнее он управляет своим сценическим состоянием и легче обретает чувство творческого подъема.

Психологическая адаптация проходит в несколько этапов. Также можно посоветовать метод игры перед воображаемой аудиторией. Исполнение можно записать на диктофон. Вместо слушателей можно посадить кукол или устраивать домашние концерты. Этот прием помогает проверить степень сценического волнения, как оно отражается на качестве исполнения и дает возможность заранее выявить слабые места в программе.

Первый этап - это расслабление мышц тела. Когда ученик произвольно расслабляет мышцы своего тела, в такой момент кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи называют это состояние фазовым. Способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается, восстановительные процессы протекают в 1,5 – 2 раза быстрее, чем в состоянии сна. Нужно представить себе, что все тело постепенно расслабляется и погружается в теплую воду. При этом дыхание должно быть спокойным, глаза прикрыты. Все, что ощущаешь в данный момент надо проговорить про себя.

Второй этап– это релаксация. Настрой на выступление. Говорите себе, что вы спокойны, собраны, сосредоточены. "Я играю, пою уверенно, мне нравится. У меня все отлично звучит, я выполняю все, что задумал. Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления”. С каждым разом аутогенное погружение будет помогать все больше и больше.

Третий этап – это медитативное погружение. Оно связано с осуществлением принципа "здесь и сейчас”. Происходит погружение в звуковую материю. Глубокое осознание и прочувствование всего, что связано с извлечением звука. Предельная концентрация внимания на настоящем моменте, данном мгновении, которое уже никогда не повторится, что кроме тебя и музыки никого нет на сцене, сосредоточение только на стихии звуков. В этом случае двигательные и мышечные ощущения начинают работать в неразрывном единстве. Представляется, что исполнитель и произведение являют собой единое целое.

Педагогу необходимо формировать у ученика положительный психологический настрой перед выступлением, путем грамотного индивидуального подхода с использованием личного примера. Настраивать ученика только на положительный конечный результат. Нужно настраиваться на успех и беречь нервно-психическую энергию.

Перед концертом ученику полезно вспомнить замечания и пометки преподавателя, это будет способствоватьосвежению восприятия.Надо помнить, что в день концерта важна каждая мелочь. Исполнитель должен быть спокоен, все делать не торопясь и контролируя себя.Важной является и одежда, в которой выступает музыкант. Она тоже должна быть максимально удобной и не мешать свободе движений.Прийти на выступление нужнообязательно заранее, а не бежать сломя голову,ведь к выступлению необходимо подготовиться, понадобится время, чтобы настроиться.

Некоторые педагоги неверно настраивают учеников на предстоящее выступление, считая , что это будет чуть ли не самое главное событие в их жизни. Неумелые педагоги порой чрезмерно драматизируют ситуацию, нагнетают излишнюю тревогу и к началу концерта ученик , как бы, ” перегорает”, он не в силах вынести на своих плечах внушенный ему груз ответственности. Эмоциональное напряжение должно быть всегда адекватно сложившейся ситуации.

Приведу несколько упражнений, способствующих снятию мышечных зажимов и устранению страха перед публичным выступлением:

Вывод.( он же совет, который даю своим ученикам);

Выходя на сцену, прежде всего, найдите контакт с собой и тебя поймет зритель. Дыхание спокойное, голова ясная. Настраивайтесь на музыку, которая сейчас будет звучать, а не на то, кто и что о вас подумает, гоните прочь ненужные, отвлекающие вас мысли, пойте для себя и публики - она ваш друг и помощник. Не бойтесь оказаться не на высоте своих задач, ведь с каждым новым выходом на сцену, вы будете чувствовать себя все увереннее и увереннее.

"Выходя на сцену, отдавай себя всего, без остатка, но при этом помни, что тебе предстоит проделывать это еще тысячу раз”.

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Ленинград, 2008

2. Безруких, М. Готовность к обучению в школе. Современное состояние проблемы [Текст] / М. Безруких. // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 110-115

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 2008.

4. Кузьмина, З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи [Текст] / З.В. Кузьмина. - Москва, 2010.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М., 2006

6. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. - М., 2009

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2271 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2095 607