Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Традиции и современность в создании художественного войлока на занятиях по декоративно-прикладной композиции в ДХШ
17 минут 4189 1353

Традиции и современность в создании художественного войлока на занятиях по декоративно-прикладной композиции в ДХШ

Krushanova foto copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Крушановой Наталией Николаевной, преподавателем МБОУДО ДХШ г. Южно-Сахалинска Сахалинской области. Сегодня Наталия Николаевна с радостью делится с нами полезным материалом о традициях и современностью в создании художественного войлока на занятиях по декоративно-прикладной композиции в ДХШ. Статья будет интересна преподавателям ДХШ и ДШИ.

Краткий комментарий к статье от Наталии Николаевны:

«Современное и традиционное декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время».

Творческого чтения…


Традиции и современность в создании художественного войлока на занятиях по декоративно-прикладной композиции в ДХШ

Посмотреть стать в полной версии с рисунками

Современное и традиционное декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

В нашей художественной школе на занятиях по декоративной композиции учащиеся знакомятся с различными видами и техниками декоративно-прикладного искусства: народная игрушка, роспись по дереву, керамика, батик, витраж, тканный и нетканый гобелен, мозаика, квиллинг. В течение последних пяти лет наши учащиеся успешно осваивают технику создания художественного войлока. У современных художников шерсть, как художественный материал, становится все более популярной. Изготовление войлока сочетает древнюю технику и современные технологии.

Знакомясь с валянием из шерсти, дети изучают культуру различных народов, развивают мелкую и крупную моторику, тактильные ощущения, развивается фантазия, эстетическое восприятие, творческое мышление. В процессе работы над произведением учащиеся закрепляют знание основ композиции, приемов стилизации.

История войлока

Валяние, один из древних способов обработки шерсти, возникший еще до нашей эры, его история так глубока, что точно сказать, как и когда появился войлок, сложно. Об этом мы можем судить только по находкам археологов. Широкое изготовление и использование войлока началось, когда люди сами стали разводить овец. По оценкам ученых одомашнивать овец начали примерно 8-12 тыс. лет назад на обширной территории от Каспийского моря до Гималаев. С тех пор их шерсть и стала основным сырьём для создания текстиля.

У кочевых народов, войлок был одним из главных видов текстиля, служивших человеку на протяжении всей жизни, с помощью которого создавалось множество удобных и необходимых вещей: юрты, ковры, сумки, предметы одежды, обувь и многие другие вещи домашнего обихода.

Существует множество удивительных легенд о возникновении войлока.

Согласно средневековой легенде Святой Климент, живший в I в. н.э., впоследствии ставший четвёртым папой римским, странствуя, случайно открыл процесс создания войлока. Для большего удобства он набил сандалии очесом (короткими волокнами шерсти), в результате воздействия ног, пота и влаги с земли клочки шерсти спутались и превратилась в валяное полотно. Став епископом, он набрал группу работников для совершенствования процесса валяния. Впоследствии Св. Климент считался покровителем шляпных мастеров, широко использовавших войлок в своей работе.

Другая легенда гласит, что Ной выстелил свой ковчег овечьей шерстью, которая за время путешествия в результате намокания и вытаптывания животными стала войлочным ковром. В другой интерпретации легенда звучит так: помещенные в ковчег овцы линяли, роняя свою шерсть на пол, под воздействием влаги и вытаптывания копытами шерсть за время долгого путешествия превратилась в валяный ковер.

По одной из теорий создание войлока приписывается древнейшей цивилизации шумеров. Выявлено, что уже в 4-3 тыс. до н.э. древние шумеры носили одежду из войлока, в основном используя его при создании военных доспехов. Известно, что египтяне для защиты использовали войлочные шапки, а торс защищали легкими войлочными доспехами, сделанными по шумерскому образцу. В древнем Вавилоне и Ассирии войлок применяли при изготовлении одежды. Викингами (IX-XI вв.) использовались варианты кожаного или войлочного доспеха. В ходу были также войлочные шляпы.

Одними из древнейших изделий являются найденные учеными в многочисленных захоронениях древнеалтайских кочевников тонкие войлочные сапоги и различная одежда с аппликацией из цветного войлока, войлочные ковры, среди которых встречаются изготовленные из разноцветно окрашенных кусочков войлока, войлочные чепраки с аппликацией из тонкой кожи и цветного войлока, используемые под седла.

В Пазырыкских курганах, в горном Алтае (V-IV вв. до н.э.) найдены великолепные образцы войлочных изделий со сложными узорами: ковры из белого войлока, украшенного цветными аппликациями, огромные полотнища (около 30 кв.м) с композициями из цветного войлока, отличавшегося удивительной пластичностью и мягкостью линий.

На Руси эта техника стала известна со времен татаро-монгольского ига. Этот материал имел широкое применение, из него изготавливали головные уборы, обувь, стельки, подхомутники, потники и другие изделия.

Валенки впервые появились в Сибири в XVIII в. Первые валенки, свалянные целиком с голенищем, появились во второй половине XVIII века в Семеновском уезде Нижегородской губернии.

В 2007 году в столице Бурятии, Улан-Удэ, в благодарность валенкам за заслуги перед российским народом установили трехметровую скульптуру сибирских валенок.

В настоящее время войлок применяют в различных областях нашей жизни: в автомобильной промышленности, строительстве, при изготовлении музыкальных инструментов, из него делают обувь и одежду. Мастера создают замечательные валяные вещи: одежду, обувь, сумки, игрушки, различные аксессуары, гобелены, арт-объекты.

Техника валяния

Существует две базовые техники валяния: сухое и мокрое.

Сухое валяние – это валяние при помощи специальных иголок с засечками. Такая техника подходит для создания объемных вещей (украшений, игрушек) и нанесения узоров на войлок или уже свалянное изделие.

Мокрое валяние – валяние при помощи воды и мыла. Этот способ применяется при изготовлении плоских изделий, панно, ковров, одежды, обуви. Технология мокрого валяния самая древняя.

Наряду с традиционными существуют различные современные техники мокрого валяния.

Валяние предварительно связанного изделия. Сначала оно вяжется из несильно скрученной шерстяной нити (ровницы), а затем для того, чтобы оно свалялось, стирают в стиральной машине.

Техника мокрого валяния на ткани, чаще всего шелке, – нунофелтинг (англ. nunofelting от японского слова «нуно» – ткань), полученное полотно используют для изготовления декоративных шарфов, одежды.

Виды шерсти

Для валяния используется шерсть многих видов: животных: овец, верблюдов, яков, лам, кроликов и даже кошек и собак. В технике валяния лучше всего работать с овечьей шерстью, хотя ее свойства во многом отличаются в зависимости от того, когда она сострижена и метода обработки шерсти.

Грубая овечья шерсть. Другое ее название - валеночная. Такая шерсть бывает светлой, рыжевато-коричневой и темной. Она подходит для ковров, декоративных элементов и объемных изделий. Для изготовления одежды и всего того, что будет соприкасаться с кожей, ее лучше не использовать, т.к. поверхность будет колючей.

Шерсть мериносных пород овец. Она тонкая и напоминает пух. Используется для изготовления одежды и всего, что соприкасается с кожей.

Шерсть среднерунных пород овец. Эта шерсть чаще всего и используется для валяния.

Гребенная лента или топс. Все волокна вытянуты и уложены в одну ленту. Имеет широкий цветовой диапазон. Некрашеная она имеет серый, коричневый, сливочный оттенок. А крашеная - самых невероятных цветов! Идеально подходит для валяния мылом и накладывания друг на друга различных цветов.

Сливер. Продается и в виде комков и в виде ленты. Стоит дешевле крашеной шерсти. Рекомендуется использовать как первый слой при валянии мокрого изделия и как основу для фильцевания. Также подходит для валяния в стиральной машине.

Кардочесанная шерсть. Напоминает комок ваты. Волокна изогнуты и направлены в разные стороны. Бывает разноцветной. Чаще используется для фильцевания.

Мохер - козья шерсть. Использование мохера позволяет добиться красивых декоративных эффектов, она более блестящая и поэтому придает изделию шелковистость.

При выборе материала следует учитывать классификацию шерсти по толщине волокон: тонкая шерсть 17-22 микрона, полутонкая шерсть 30-34 микрона, толстая шерсть 36-40 микрон, грубая более 40 микрон.

Техника мокрого валяния

Нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

- шерсть для валяния,

- мыльный раствор из детского мыла 1 кусок на 1 литр воды, или раствор крем-мыла в пропорции 1ст. ложку на 1л.воды,

-подложка ( пленка пузырчатая или бамбуковые жалюзи)

- укрывной материал (москитная сетка, фатин, тюль, плотная ткань)

-эскиз в цвете,

- шаблон из бумаги,

- емкость для промачивания шерсти (пластиковая бутылочка, ведерко, пульверизатор, маленькая лейка).

Правила безопасности

- при попадании мыльного раствора в глаза, промыть глаза водой.

Этап 1 Раскладка шерсти

Раскладка шерсти может вестись в прямом или в обратном направлении. При прямой раскладке рисунок выкладывается верхним слоем, при обратной раскладке вначале на подложке выкладывается рисунок.

Нам понадобятся шаблон и подложка для валяния. Шаблон должен быть на 5-7см больше готового панно. При намокании шерстинки удлиняются, при высыхании сжимаются. Это свойство шерсти использовано в работе метеорологического прибора гигрометр. Шерстинки, как и человеческие волосы имеют чешуйчатую структуру. При валянии чешуйки цепляются друг за друга, шерсть запутывается, происходит сваливание. При высыхании шерсть дает усадку в 20-30%, в зависимости от вида шерсти.

Накрываем шаблон подложкой и начинаем выкладывать базовые слои.

Берем в руки шерсть, вытягиваем из топса небольшие кусочки и равномерно, тонким слоем, раскладываем их на подложке в соответствии с шаблоном. Второй слой шерсти раскладываем перпендикулярно первому слою (Рис.1-2).

Шерсть нужно укладывать тонкими прядями, внахлест, без просветов. Третий и четвертый слои укладываются перпендикулярно друг другу аналогично первому и второму слоям. Толщина слоя шерсти на всех участках должна быть одинаковой.

Пятым слоем выкладываем фон и рисунок (Рис. 3-5). Плотность готового изделия зависит от количества слоев и качества шерсти. Для изготовления панно, ковров, сумок и др. плотных изделий подойдет полутонкая и грубая валеночная шерсть.

При выполнении композиции нам пригодятся приемы стилизации.

- Выделение характерных черт.

- Обобщение.

- Плоскостное изображение на основе геометрических фигур.

- Трансформация формы.

- Условность цвета.

Выкладываем рисунок из шерсти, согласно выполненным ранее эскизам. Направление волокон шерсти может быть произвольным. Для получения сложных оттенков шерсть можно смешивать или выполнять послойное выкладывание тончайших слоев шерсти лессировочно.

Этап 2 Процесс валяния.

Подготовленную к валянию шерсть сбрызгиваем теплой водой, накрываем сеткой и смачиваем раскладку шерсти теплым мыльным раствором, температура раствора примерно 50 градусов. Сетка нам необходима для предотвращения сдвигов шерстяных волокон (Рис. 6-7).

Убедитесь что все слои шерсти пропитаны мыльным раствором. При нажатии ладонью на поверхность раскладки должен появиться мыльный раствор. Недостаточно промыленные и промоченные участки дадут меньшую усадку, изделие в этом месте будет расслаиваться.

Можно приступать к валянию. На первом этапе валяния происходит сцепление волокон, затем уваливание шерсти в войлок.

Проглаживающими круговыми движениями по поверхности сетки начинаем уваливать полотно (Рис. 8-9).

Следите, чтобы шерсть постоянно была пропитана достаточным количеством мыльного раствора. В мокром валянии есть золотое правило ста раз - если прогладить каждый участок полотна сто раз, то шерсть сваляется.

В старину технология производства войлока была довольно проста: овечью шерсть выкладывали слоем толщиной в 6-7см, при изготовлении ковра сразу несколько слоев, один из которых состоял из будущего орнамента, а другой слой служил его фоном. Затем шерсть смачивали горячей водой и хлопали ладонями, стараясь не сдвигать пласты, если их было несколько. Этот процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. После шерсть при необходимости снова поливали водой и сворачивали в рулон, обычно накручивая на деревянный валик, сверху обертывали кожей, циновкой или тканью и обматывали веревкой. Затем этот рулон, буксируемый лошадью, катали по земле до тех пор, пока войлок не был готов.

Внимание! Проверяем, если сетка отходит от полотна, а шерсть не смещается - можете аккуратно снимать сетку, переворачивать полотно и валять его с изнаночной стороны. Если полотно было хорошо промочено, то можно продолжать валять его без сетки (Рис. 10).

Проверить готовность войлока можно, аккуратно потянув шерсть вверх. Если изделие свалялось, то отделяться будут отдельные волоски, а не целые пряди. Окончательное уваливание можно производить руками или скрутив полотно вместе с подложкой в тугой рулон, прокатывая рулон с нажимом по поверхности стола (Рис.13). После 20-25 прокатываний полотно необходимо достать, разгладить руками и продолжать укатывание в противоположном направлении до готовности.

Этап 3 Завершение работы

Свалянное изделие сполосните изделие теплой водой, чтобы вымыть излишки мыльного раствора.

Внимание! От слишком холодной или слишком горячей воды изделие может потерять форму и дать дополнительно усадку.

Прокатайте готовую работу через махровое полотенце и горизонтально разложите для просушки (Рис.14). Если края неровные их можно слегка растянуть в нужном направлении. Мелкие детали, при необходимости, дорабатываются в технике сухого валяния.

Задания в технике мокрого валяния рассчитано на 3-6 академических часов в зависимости от возраста учащихся и сложности задания. На первом занятии ребята делают эскиз в цвете и раскладку шерсти 2-3 академ. часа, на втором занятии выполняют валяние 2-3 академ.часа.

Задания по валянию рассчитаны на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Простота основных приемов и безграничные возможности материала создают условия для творческих экспериментов. Дети 6-7 лет с удовольствием валяют небольшие панно формата А-4 с простым рисунком. Старшие ребята работают с большими форматами, изучают сложные эффекты и различные техники валяния.

Отличительной особенностью данного направления является то, что результат труда может активно использоваться в обычной жизни, это дает детям ощущение важности своего труда и стимулирует к дальнейшему творчеству.

Кроме того, валяние из шерсти с одной стороны требует больших трудозатрат, что развивает у детей упорство в достижении цели, трудолюбие, с другой стороны техника позволяет быстро получить результат, а значит ребенок не потеряет интерес на середине работы.

Перечисленные аспекты делают создание художественного войлока актуальным направлением декоративно-прикладного искусства, изучаемого в детской художественной школе.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2345 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2184 608