Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Через красивое – к человечному»
9 минут 2791 917

«Через красивое – к человечному»

Kucir fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Куцирь Надеждой Юрьевной, воспитателем МБДОУ № 41 «Рябинушка» г. Сургута Тюменской области. Сегодня Надежда Юрьевна с удовольствием делится с нами статьей «Через красивое – к человечному». Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Надежды Юрьевны:

«Прочитав мою статью, педагоги могут познакомить родителей, с чего и как начинать первые посещения музеев детьми дошкольного возраста. «Хорошо, если дети будут ходить с вами в музеи и на выставки, рисовать карандашами и красками все, что им захочется, и как получится. Пусть узрят Красоту мира и замрут перед нею в восхищении» Пожелания: приобщать родителей и детей к миру «Прекрасного».

Познавательного чтения…


«Через красивое – к человечному»

«Держа в руках скрипку (карандаш, кисть, фломастер…- можно смело продолжить) человек не способен совершить плохого». Так гласит старинная украинская мудрость, обычно приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Мы верим: зло и подлинная красота несовместимы. А значит, наша с вами обязанность как можно раньше приобщить ребенка к красоте, ибо, как считал великий российский педагог В.Сухомлинский, «Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания.»

В недалеком прошлом красота окружала ребенка с рождения: деревенского природа (что может быть прекраснее?), пение крестьянских женщин, иконы в сельском храме; городского – чудесная архитектура больших и малых городов России, музыка, пение, занятия живописью…. Ныне мы постепенно возвращаемся к вечной истине: благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в себе. Вот поему так важно научить ребенка восхищаться красотой раннего весеннего утра, пейзажа, портрета, созданных великими художниками, вышитого руками мастерицы полотенца, изящностью упаковки для подарка, исполненных своими руками рисунка, поделки из глины, букета из живых цветов….Пусть ребенок с малых лет найдет в труде источник духовной радости, пусть учится трудиться не только для того, чтобы добывать хлеб насущный, но и для того, чтобы рядом с ним всегда жила красота. « …Если ребенок вырастил розу (нарисовал, вылепил, сделал аппликацию…) для того, чтобы любоваться ее Красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение Красотой и творение этой Красоты для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность» (В.Сухомлинский).

Для того чтобы проложить тропинку к детским сердцам восхищением и изумлением Красотой, нужно прививать видеть эту Красоту с детских лет.

Самое важное – верно выбрать музей для первого посещения. Нужно исходить из интересов ребенка: то, что завораживает взрослых, может не заинтриговать дошкольника. Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусств, науки и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни. Нередко люди специально приезжают в Москву, Санкт- Петербург, Париж, Рим, чтобы посетить знаменитые музеи. Да и не только в такие крупные города. Многочисленные посетители всегда находятся даже у самого маленького музея, особенно если в нем собраны необычные экспонаты.

Любой город очень богат музеями разной направленности. Когда выбор музея сделан, неплохо было бы предупредить ребенка о первом знакомстве с музеем. Для дошкольника очень важно знать, что грядет значимое событие, первый раз в музей ребенок должен идти подготовленным, чтобы он был готов воспринимать новую информацию, проникся новыми впечатлениями. Для похода в музей необходимо выбрать день, свободный от других значимых событий. Так, нельзя вести ребенка в храм муз «в подарок» на день рождения, нельзя совмещать его с днем знаний и т.д.

Итак, особый день настал, и вы за руку со своим дошкольником идете в Музей. Идеальным вариантом первого посещения музея могла бы стать экскурсия по экспозиции под руководством опытного специалиста, умеющего работать с детьми младшего возраста. Экскурсоводы хорошо знакомы с особенностями детского восприятия и для них не составит труда показать и рассказать вашему ребенку все самое интересное и в то же время доступное детскому пониманию.

Если же вы решили провести время в музее вдвоем с ребенком, потребуется дополнительная подготовка – и взрослого, и ребенка. Но эти вложения обязательно окупятся хорошим настроением, новыми знаниями, совместной деятельностью с маленьким человеком. Родитель должен помнить, что экскурсия по музею для дошкольника не может превышать 40 минут, иначе внимание будет рассеиваться, и в итоге вместо веселого заинтересованного ребенка из музея выйдет капризный уставший от большого объема новой информации и впечатлений человек. Помните, пусть лучше у ребенка останется небольшой «эстетический голод», нежели он настолько переполнится новым, что еще долго не захочет сходить в музей вновь.

За некоторое время до «выхода в свет» можно показать ребенку открытки с изображением известных музеев – Эрмитажа, Русского музея, музея им. Пушкина. Здания, созданные великими архитекторами, создают особое настроение. Расскажите, что музеи бывают очень разные по содержанию, их экспозиции рассказывают о самых разных вещах, событиях и даже людях.

Подготовьте ребенка к тому, что в музее его встретят сотрудники заведения. Дошкольнику интересно будет узнать, что работников музея называют смотрителями и хранителями. Почему? Пусть ваш малыш попробует сам выдвинуть версии. Не забудьте приобрести билет и предъявить его на входе, поздороваться со смотрителем, познакомиться со схемой расположения экспозиций. Конечно, наши музеи по своим масштабам отличаются от столичных, но в первое посещение малышу все кажется очень глобальным и основательным. Вполне возможно, что в какую- то минуту люстры, блестящие ручки массивных дверей, сияющие витрины заинтересуют юного посетителя музея гораздо больше предметов, выставленных на обозрение. Дайте ребенку осмотреться, привыкнуть к необычной атмосфере. Все может быть удивительным – люди передвигаются по выставочным залам тихо, разговаривают шепотом, ничего не трогают руками, хотя вокруг столько всего интересного! Спросите у ребенка, почему в музеях не разрешают трогать экспонаты. Вспомните «музейоны», предположите, что может случиться с ценными историческими экспонатами, если их будет брать в руки каждый, кто захочет? Сохранятся ли они сотни лет, чтобы радовать наших потомков? Можно показать ребенку какой – либо экспонат и рассказать, что любоваться на него приходила еще его бабушка – вот как долго в музеях живут предметы!

Знакомство с экспозицией музея рекомендуется строить по принципу контраста, то есть переходить от мелких экспонатов к крупным, от выполненных в металле к деревянным, от картин к скульптурам. Это необходимо для внесения разнообразия и предотвращения преждевременной усталости у детей. Не ставьте своей целью осмотреть весь музей за один раз, помните, что впереди еще «домашняя работа».

Для чего она необходима? Чтобы у ребенка осталось «послевкусие», чтобы знакомство с миром прекрасного не оборвалось сразу за порогом музея Для поддержания интереса у ребенка надо совсем немного: если вы знакомились с предметами декоративно- прикладного искусства, можно дома прочитать сказы Бажова, если ходили в музей кукол – рассказать домашним куколкам об их предшественницах, о том, в какие куклы играли мамы и бабушки, нарисовать понравившийся экспонат и т.д.

Хорошо, если дети будут ходить с вами в музеи и на выставки, рисовать карандашами и красками все, что им захочется, и как получится. Пусть узрят Красоту мира и замрут перед нею в восхищении…

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607