Дорогие друзья, сегодня мы рады вновь представить вам Крисько Валерию Витальевну, воспитателя МБ ДОУ "Детский сад № 37" г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Валерия Витальевна любезно поделится своим профессиональным опытом по формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Валерии Витальевны:
«Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со взрослыми и сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнера. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе»
Интересного чтения...
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми (Приложение1).
Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со взрослыми и сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнера. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.
От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность, и нам, педагогам, необходимо формировать положительный опыт общения , так как его отсутствие приводит к стихийному возникновению у детей негативных форм поведения, ненужным конфликтам.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
- несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
- произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
- отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребенком подвергается анализу по следующим параметрам (таблица1)
Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.
В связи с этим ФГОС ДО предъявляет требования к основным компетенциям педагога:
- Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
- Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
- Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
- Организация сотрудничества с родителями воспитанников.
В дошкольных учреждениях используются разнообразные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в режимных моментах , непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности детей (таблица 2)
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире
• Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
• Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- Обучение умению слушать и слышать другого;
- Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
- Формирование чувства симпатии между участниками общения;
- Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
- Обучение умению детей владеть собой;
- Развитие умения анализировать ситуацию;
- Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Организуя в дошкольном образовательном учреждении адекватное педагогическое взаимодействие, можно помочь ребенку исправить трудности встречающие в процессе общения. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчает адаптацию малышей к новым социальным условиям, помогает им адекватно воспринимать себя и других людей, помогает овладеть конструктивными формами поведения и закладывает основы коммуникабельности в обществе.
Мы должны стремиться к тому, чтобы коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались, ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. У детей должны быть сформированы элементарные способности домысливать события, умение владеть контекстной речью. чтобы коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались, ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе, то есть формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах , а также быть успешными людьми во взрослой жизни.
Литература
- Баданина, Л.П. Коррекционная работа с гиперактивными дошкольниками [Текст]: учебно-методические рекомендации / Л.П. Баданина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 29 с.
- Богина,Л.Т. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; ред. Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2008. – 320 с. – (Высшее профессиональное образование.Педагогические специальности).
- «Дошкольная педагогика и психология» / В.А. Мануйлова. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 130 с.
- Кудрявцев, В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3. – С. 66.
- Кудрявцев, В.Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Начальная школа: плюс, минус. – 2000. – № 7. – С. 3-8.
- Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] / Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.