Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Образовательная область «Физическая культура в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
12 минут 2904 682

Образовательная область «Физическая культура в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Medvedeva foto copy copy copyДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Медведева Наталья Николаевна, инструктор по физической культуре МБ ДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида г. Новокузнецка Кемеровской области, с радостью предлагает вашему вниманию статью на тему «Образовательная область «Физическая культура в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Натальи Николаевны:

«Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Одной из важнейших образовательных областей является «Физическое развитие».

Полезного чтения…


Образовательная область «Физическая культура в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Посмотреть статью с таблицей

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия направленные на развитие личностного потенциала ребенка. Стандарт является основой для разработки Образовательной программы.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Одной из важнейших образовательных областей является «Физическое развитие».

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание образовательной области «Физическое развитие» зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности: 

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игры с правилами и другие виды игр, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физиче­ских качеств.

Физическими (двигательными) качествами называются отдель­ные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании), игровых, спортивных занятиях.

Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.

Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. 

Оценку физической подготовленности следует рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физиче­ской подготовленности.

Особенно важно наблюдение за детьми малоподвижными, замкнутыми, отстающими в физическом развитии, и, наоборот, за гиперактивными детьми, с повышенной возбудимостью. Этот анализ даст достаточно объективную информацию не только о двигательных умениях отдельных детей и группы в целом, но и о руководстве воспитателя процессом физического развития.

Для обеспечения объективности результатов обследования необходимо знать определенную последовательность выполняемых дейст­вий по организации и проведению тестирования. Строгая регламентации процесса оптимизирует достижение основных задач диагностики, а именно:

  • определение исходного уровня двигательных умений и физических качеств каждого ребенка и группы в целом (“зоны ближайшего развития”);
  • изучение динамики состояния развития двигательных навыков и качеств детей;
  • разработка программы физкультурно­-оздоровительных и коррекционных мероприятий.

В соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада тестирование физической подготовленности детей проводит инструктор по физической культуре. Методист или старший воспитатель должен контролировать его проведение. Воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания (Приложение1)

Для проведения в одной возрастной группе необходимо присут­ствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой – объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.

Организация и проведение программы тестирования невозможны без ряда согласований, в частности, с руководителем образовательного учреждения. Целью данного взаимодействия является составление расписания обследования дошкольников по группам, уточнение списков, распределение обязанностей педагогического коллектива и медицинского персонала (сопровождение детей, регистрация результатов и пр.).

Необходимо учитывать, что инструктор по физической культуре должен в совершенстве овладеть методикой тестирования до начала основного обследования

Для определения исходного уровня физической подготовленности детей оптимальным считается период с 15 сентября по 15 октября. Для обследования динамики развития двигательных навыков тестирование следует проводить два раза в год: в начале учебного года – в сентябре, когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года – в апреле–мае.

Тестирование можно осуществлять как в рамках занятий по физической культуре, так и в процессе физкультурно­-оздоровительных мероприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку следует давать одну-­две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносится лучший результат.

Необходимые условия при выборе тестов для оценки физических качеств:

  • доступность двигательных заданий для детей различного уровня физического развития;
  • соответствие тестов возрастным особенностям физического развития детей;
  • использование тех движений, которые не требуют предварительного обучения и которыми дети достаточно свободно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и др.);
  • простота методики проведения обследования (не требует больших затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном помещении для проведения тестирования;
  • соответствие двигательных заданий основополагающим критериям – надежности, объективности, информативности;
  • возможность использования приемов, позволяющих стимулировать проявление положительных эмоций и наглядно оценивать достигнутый результат;
  • повторяемость двигательных заданий для воспитанников разных возрастных групп, что позволяет проводить “сквозное” тестирование, отслеживая динамику показателей физической подготовленности каждого ребенка и детей от 4 до 7 лет;
  • использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интересной и увлекательной.

Во время выполнения тестовых заданий недопустимы комментарии и разбор ошибок детей со стороны педагогов. Они должны рассматриваться в процессе обучения.

Для оценки темпов прироста индивидуальных показателей физических качеств в течение года можно использовать следующую шкалу:(данные В.И. Усакова). (таблица 1)

Анализ и оценка динамики норм индивидуального продвижения очень важны для своевременного внесения коррекций в образовательный процесс с целью осуществления индивидуальн­о-дифференцированного подхода.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учрежде­ния. Одним из важнейших является принцип интеграции об­разовательных областей в соответствии с их спецификой и возможно­стями.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимоза­висимости и взаимодополняемости. Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы дошкольного отделения.

Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимо­действия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Мы разработали комплексно-тематическое планирование, которое помогает нам решать задачи интеграции. Задачи решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Привычка к здоровому образу жизни - это жизненно важная привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Можно выделить следующие формы интегративного процесса: совмест­ные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т.д.

Вместе с педагогом-психологом разрабатываем и проводим адаптационные мероприятия в бассейне с детьми раннего возраста, психогимнастику на напряжение и расслабление мышц. При проведении разминки на суше и в воде дети выполняют упражнения для профилактики плоскостопия и коррекции нарушения осанки.

Оздоровление в детском саду – это комплекс педагогических, медицинских, социальных и экономических мероприятий, поэтому вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в дошкольном отделении выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Таким образом, интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями в работе по здоровьесбережению как ведущий принцип организации деятельности в дошкольном учреждении направлена на достижение одной цели – формирование здорового образа жизни.

Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков. (Приложение 2)

Литература

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с
  2. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
  3. Зимонина В.А.Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
  4. Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
  5. Овчинникова Т.С. Двигательныйигротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
  6. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
  7. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: 2003 – 114 с.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 3606 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 3709 609