Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кириловой Светланой Владимировной, старшим воспитателем МАДОУ ЦРР – детский сад № 152 «Аистенок» г. Екатеринбурга Свердловской области. Сегодня Светлана Владимировна с радостью делится с нами статьей о здоровьесбережении детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Владимировны:
«В программе модернизации российского образования, задачи оздоровления ребенка-дошкольника и культивирование у него здорового образа жизни являются приоритетными. Здоровье человека закладывается в детстве и определяется как возрастными и биологическими особенностями растущего организма, так и влиянием на него окружающей среды».
Полезного чтения…
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста
В программе модернизации российского образования, задачи оздоровления ребенка-дошкольника и культивирование у него здорового образа жизни являются приоритетными. Здоровье человека закладывается в детстве и определяется как возрастными и биологическими особенностями растущего организма, так и влиянием на него окружающей среды.
В комплексе с другими здоровьесберегающими факторами, питание является основой для повышения сопротивляемости организма к заболеваниям, физического, нервно-психического развития, а также уровня развития культуры детей.
Основными принципами организации рационального питания детей в Центре является:
- обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающим физиологическим потребностям детского организма;
- соблюдение определенного режима питания;
- выполнение установленных правил технологии приготовления блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов.
- а также создание условий для эстетического и культурно-гигиенического развития детей.
Организация режима питания
- режим является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание,
- режим строится с учетом 10,5-часового пребывания детей в Центре, при организации 3-х разового питания;
- график выдачи пищи по группам составлен с таким расчетом, чтобы дети получали не слишком горячую, но и не уже остывшую пищу;
- правильно организованный режим обеспечивает лучшее сохранение аппетита.
Эстетические и культурно-гигиенические условия развития детей
Для поддержки хорошего аппетита у детей уделяется внимание внешнему виду, вкусу, запаху готовых блюд, а также сервировке стола, что создает положительное отношение к еде и вызывает желание сесть за стол.
Каждый прием пищи используется как благоприятный момент для воспитания у детей навыков культурно-гигиенических и по самообслуживанию. Как правило, у детей всегда есть любимые и нелюбимые блюда, причем зачастую нелюбимые являются наиболее полноценными и питательными, которые нежелательно исключать из рациона. Настороженно дети относятся к незнакомым блюдам. Задача воспитателя – привить дошкольникам вкус к здоровой и полезной пище, объясняя детям пользу блюда, подать его красиво оформленным.
Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют условия, в которых организуется питание. В группе необходимо создать спокойную обстановку, ничто не должно отвлекать внимание детей во время еды.
Сервировка стола, внешний вид блюд, их вкусовые качества должны вызывать положительные эмоции у детей. Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: текстильные салфетки, хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами.
Во время еды воспитатель обучает детей правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, салфеткой, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды дети не спешили, не отвлекались, не играли столовыми приборами, и не разговаривали. Воспитатель демонстрирует детям правила этикета, разумность и необходимость их соблюдения.
Воспитание нравственного отношения к пище
Немаловажной задачей является воспитание у детей нравственного, ценностного отношения к пище. Уважительному отношению к продуктам питания нужно учить с детства, малыми крупицами воспитывая у ребенка простые нормы нравственности.
В Центре организуются различные мероприятия, направленные на воспитание у детей ценностного отношенияк пище. Наиболее ярким из них является организация тематической «Недели Хлеба», ставшей традиционной для нашего коллектива.
Дети выезжают на экскурсию на хлебозавод, обсуждают увиденное. Педагоги беседуют с детьми о хлебе, о профессиях и труде тех людей, которые сопровождают весь путь хлеба от зернышка до булочки на нашем столе. Дети узнают о процессе рождения хлеба, о разнообразии злаковых культур, об истории хлеба и, конечно, о ценностном отношении к нему. Вместе с детьми читаем рассказы, сказки, притчи о хлебе, учим стихи, разбираем пословицы и поговорки, разгадываем загадки. Ребята создают проекты на тему «Хлеб». В холле детского сада организуется выставка «Хлеб - всему голова!», на которой представляются детские творческие работы, выполненные в различных техниках. Завершается неделя праздником Хлеба, проходящим всегда ярко и незабываемо для детей. После праздника в группах организуется чаепитие с пирожками, булочками, печеньем, которые пекут сами дети (рис.1, 2).
Возрастные задачи по формированию навыков культурной еды
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка навыки культурной еды, закреплять их, чтобы они стали привычками. Воспитание навыков культурно-гигиенических навыков в Центре осуществляется в соответствии с возрастными задачами.
Группа раннего возраста
Закреплять умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем. Приучать детей есть самостоятельно, аккуратно, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой. Формировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить «спасибо».
Вторая младшая группа
Формировать навыки аккуратной еды: не крошить хлеб, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом, не проливать суп, чай, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Средняя группа
Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой. Учить детей принимать правильное положение за столом и сохранять его.
Старшая группа
Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Подготовительная группа
Закреплять навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой
Для решения этих задач необходимы совместные усилия родителей и педагогического персонала.
Организация питания в домашних условиях
Рациональное питание требует правильной организации его и в домашних условиях. Дома ребенок получает ежедневно ужин, который должен согласовываться с меню детского сада. В домашних условиях ребенок питается в выходные и праздничные дни, во время отпуска родителей, а также в период болезни. К сожалению, не всегда родители правильно организуют питание.
Прежде всего, родители должны знать и соблюдать режим питания, принятый в детском саду, как по кратности приемов пищи, так и длительности интервалов между ними. Важно, чтобы родители знали, какие продукты полезны и допустимы в детском возрасте. Очень важно, чтобы пища, готовящаяся в домашних условиях, была безопасной в плане возникновения желудочно-кишечных заболеваний.
Для того чтобы питание не было однообразным, необходимо знакомить родителей с ежедневным меню. Во время бесед с родителями подчеркивается целесообразность приучения ребенка к любой полезной для него пище.
В Центре, помимо традиционных форм взаимодействия с родителями, таких как: анкетирование; беседы; встречи с приглашенными специалистами, медицинскими работниками; оформление выставок, памяток (Приложение № 1); консультаций и прочих, накоплен богатый опыт использования наиболее эффективных форм работы с родителями, таких как: «Мастер класс от шеф-повара» с дегустацией блюд (рис. 3); организация совместных с родителями тематических вечеров, позволяющих демонстрировать детям культуру поведения за столом; «Поделись рецептом» - обмен опытом по приготовлению различных блюд (Приложение № 2); использование Internet-ресурсов: электронная рассылка; размещение материалов на официальном сайте Центра и прочих.
Таким образом, в данной статье мы постарались показать значимость различных аспектов, связанных с вопросами питания – физиологических, культурно-гигиенических, и нравственных. От правильной организации питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.
В то же время, у детей дошкольного возраста активно формируются и закрепляются навыки и привычки. Уровень культуры или бескультурья человека, напрямую зависит от того, насколько и как уделялось внимание вопросам формирования у ребенка навыков культурной еды в дошкольном детстве.
Не менее важным вопросом является воспитание у детей нравственного, ценностного отношения к пище. К сожалению, в образовательных программах дошкольного образования уделяется мало внимания этому вопросу, что открывает перед нами дальнейшие перспективы деятельности в этом направлении.
Список литературы
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года № 26.
- Алексеева А.С., Дружинина Л.В., Ладодо К.С. Организация питания детей в дошкольных учреждениях . - М. Просвещение, 1990.- 208.
- Ермолова М.А.Организация и контроль питания в дошкольных образовательных учреждениях. Нормативно-правовая база. - М. НКЦ, 2013. – 212.
- Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие Серия: Развитие и воспитание дошкольника. АРКТИ, 2002. - 64.
Приложение № 1
Пример памятки для родителей
Алгоритморганизации процесса кормления
- Выделение постоянного места за столом: ребенку должно быть удобно сидеть, он должен свободно пользоваться посудой и столовыми приборами.
- Посуда, которой пользуется ребенок, должна быть удобной и устойчивой, соответствовать объемам порций.
- К началу кормления ребенок не должен быть раздраженным и утомленным.
- За 20-30 минут до еды ребенок должен вернуться с прогулки, отвлечься от игры, необходимо переключить его внимание на подготовку к принятию пищи – вымыть руки, помочь накрыть на стол, говорить о предстоящей трапезе, хорошем виде и вкусе пищи, создать определенный «настрой».
- Пища, которая подается ребенку должна быть умеренно горячей, иметь привлекательны вид.
- Кормить ребенка насильственно.
- Кормить с развлечениями, уговорами, т.к. у ребенка возникает отрицательный рефлекс на любую еду, который подчас закрепляется на долгое время.
- Кормить раздраженного или утомленного ребенка, необходимо успокоить его, прежде чем посадить за стол.
- Избегать перед едой сильных впечатлений, играть в шумные игры, т.к. это может затормозить выработку пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.
Чего делать нельзя
Приложение № 2
Из рубрики: «Поделись рецептом»
Тыква жареная с овощами
Тыкву очистить от кожицы и семян, промыть, нарезать ровными дольками, сбланшировать, обвалять в муке, посолить, обжарить. Морковь. Лук, корни петрушки и сельдерея очистить, нашинковать и тушить с растительным маслом до готовности. Затем добавить томат-пасту, тертый сыр, посолить и тщательно перемешать. Обжаренную тыкву подавать вместе с тушеными овощами.
Раскладка: тыква – 250 г, морковь – 100 г, лук репчатый – 20 г, корни петрушки – 20 г, сельдерей – 10 г, масло растительное – 10 г, сыр – 20 г, томат-паста – 10 г, мука – 10 г.
«Снежки»
Белки отделить от желтков, взбить в пену, постепенно всыпая сахарную пудру. Столовой ложкой набирать взбитые белки и опускать в кипящую воду, закрыть крышкой, варить на слабом огне около 5 мин. Шумовкой выложить «снежки» на сито, чтобы стекла вода, осторожно переложить на тарелку и залить фруктовым киселем.
Раскладка: яйца (белок) – 1 шт., сахарная пудра – 30 г, вода – 60 мл.
Крокеты из манной крупы
Манную крупу просеять, всыпать в кипящую воду и, помешивая, варить до готовности (загустения). В крутую манную кашу добавить сырой желток, натертый неострый сыр, соль, охладить. Из каши разделать шарики. Обвалять их в молотых сухарях, обжарить на растопленном сливочном масле.
Раскладка:крупа манная – 25г, вода – 100 мл, яйца – ½ шт., сыр – 4 г., сухари – 3 г, масло сливочное – 3 г.
Рис с медом и изюмом
Рис перебрать, промыть, всыпать в кипящую воду и варить до готовности, затем откинуть на сито и охладить, смешать с промытым изюмом, поджаренными измельченными орехами, медом. Массу выложить горкой на блюдо, украсить цукатами и изюмом, посыпать измельченными орехами, полить сливками, взбитыми с сахаром.
Раскладка:рис – 40 г, вода – 125 г, масло сливочное – 5 г, изюм – 10 г, орехи – 10 г, мед – 30 г, сливки – 10 г, сахар – 5 г.