Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Комплексный подход при подборе репертуара для детей младшего возраста
10 минут 2839 698

Комплексный подход при подборе репертуара для детей младшего возраста

Melnikova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Мельникову Татьяну Анатольевну, преподавателя МУ ДО «ДШИ № 1» г. Балашова Саратовской области. Сегодня Татьяна Анатольевна с радостью предлагает вашему вниманию статью о комплексном подходе при подборе репертуара для детей младшего возраста. Данный материал будет полезен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Анатольевны:

«Подбор репертуара для исполнителя – это 90 % успеха на сцене. Статья раскрывает секреты о том, как сделать правильный выбор среди огромного количества песен, чтобы обеспечить успешное выступление начинающих вокалистов, сохранив интерес к дальнейшему обучению вокалу. Она будет интересна всем, кто занимается с детьми песенным творчеством: родителям, педагогам-вокалистам, муз работникам детских садов, клубным работникам, руководителям детских вокальных кружков и студий.».

Творческого чтения…


Комплексный подход при подборе репертуара для детей младшего возраста

1. Анализ выбранного произведения.

2. Анализ возможностей исполнителя.

3. Принцип постепенности в работе с детьми.

Перед тем, как предложить исполнителю разучить произведение, нужно сделать анализ по сложности его исполнения:

1. определить диапазон (расстояние между самым низким и самым высоким звуком),

2. трудность, связанная с темпом и метроритмом (быстрый темп или медленный, смена темпа, фермата, замедления или ускорения, паузы, синкопы, смена размера и т. д.)

3. степень сложности исполнения мелодической линии (поступенная мелодия или нет, различного рода скачки, модуляции и т. д.)

4. количество слов в тексте и дикционные трудности,

5. динамические трудности,

6. степень сложности дыхания в произведении,

7. трудности, связанные с исполнением под аккомпанемент инструмента или под фонограмму (недопустимость акцентирования каждой доли такта, аккомпанемент дублирует мелодию или играет самостоятельную роль и т. д.)

Очень важную роль в подборе репертуара солиста (ансамбля) играют возможности самого исполнителя (группы исполнителей). При этом обязательно нужно учитывать:

1. возраст и пол ребёнка,

2. темперамент вокалиста

3. диапазон его голоса

4. степень подготовленности (владение вокальной техникой).

Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не могут долго заниматься одним и тем же делом, им не интересно повторять одно и тоже предложение или куплет несколько раз, если вдруг что-то не получается. Чтобы удержать интерес ребёнка во время разучивания песни, существует много способов разнообразить процесс обучения, например: пение с закрытым ртом; пение то с открытым, то с закрытым ртом; аккомпанировать себе хлопками в ладоши; пение по очереди с другими детьми или педагогом; пение с разными интонациями (вопрос, восклицание, негодование, порицание); пение с разной динамикой; петь и выполнять любые движения (прыжки, хлопки, наклоны, повороты и т. д.) и многое-многое другое. Но как показывает практика всё же на начальном этапе обучения лучше всего брать несложные для исполнения песни, чтобы сразу получились. Это вызывает у детей чувство удовлетворённости и желание продолжить занятия вокалом.

А значит, песни должны быть с небольшим диапазоном в пределах квинты или октавы. Хорошо если мелодия будет в основном поступенная с редкими скачками, и скачки пусть будут неширокие (терция или кварта).

За все мышечные движения отвечает один отдел головного мозга. А теперь проведём эксперимент. Выполним круговые движения рукой, это не сложно. Теперь сделаем это же упражнение двумя руками, выполняя вращения руками параллельно. Тоже не сложно. А теперь попробуем правую руку начать движение сверху вниз вправо, а левую снизу вверх влево. Возникает напряжение, вы не знаете про какую руку думать и какой руке отдавать команду на движение. А теперь добавьте к движению руками постукивания несложного ритма одной ногой. Теперь добавьте другой ритм другой ногой и вы поймёте как сложно выполнять одновременно несколько разных движений.

У маленьких вокалистов в силу их возраста замедленная реакция и любые движения они выполняют не так быстро как более старшие дети. В свою очередь для того, чтобы спеть нужный звук в организме ребёнка происходит очень много различных действий: услышать и запомнить звук, натянуть связки на нужную высоту, сделать вдох и воспроизвести звук, при этом, проконтролировать правильное звукообразование, дикцию, динамику и характер произведения. Для одновременного выполнения всех этих задач маленькому вокалисту нужно время. Поэтому произведения на начальном этапе лучше брать медленного или среднего темпа, чтобы ученик успел обо всём подумать и всё успеть сделать.

Очень важно, чтобы диапазон песни совпадал с диапазоном ребёнка или был немного меньше. У вокалистов существует такое понятие как «рабочий диапазон». Если во время распевания ученик поёт «си» малой октавы и «ре» 2-ой октавы, то «рабочий диапазон» его будет составлять от «до» 1-ой октавы до «до» 2-ой октавы, то есть те ноты, которые он может пропеть свободно, не напрягаясь. У детей мышцы связок ещё не сформировались и представляют собой небольшие складочки с очень тонкими краями. Эта физиологическая особенность и формирует у детей такой тонкий высокий тембр голоса. Но по этой же причине они не могут выдержать нагрузку, как уже сформировавшиеся связки взрослого человека и легко могут повредиться. И тогда ребёнок может перестать не только петь, но и говорить. Поэтому при работе с детьми нужно пользоваться только «рабочим диапазоном», не затрагивая предельных нот исполнителя.

Если диапазон песни превышает диапазон ребёнка, то он, естественно, не может пропеть чисто мелодию. Это чревато неприятными последствиями. Во-первых - если это высокие ноты, то есть опасность повредить голосовые связки, во-вторых – если педагог слышит фальшь и не делает замечания, понимая, что ребёнок просто не может взять нужную ноту, то ученик делает для себя вывод, что петь нечисто можно, в этом нет ничего страшного. Что же мы получаем в итоге? Вокалист привыкает неправильно интонировать, внутренний слух у него не развивается и впоследствии выработать у него чистую интонацию очень трудно, а иногда и совершенно невозможно.

Очень важно в обучении соблюдать принцип постепенности получения знаний и навыков, нужно идти от «простого к сложному». Процесс обучения должен быть приятным, почти незаметным для ученика. Чтобы каждое занятие приносило ему радость от общения с музыкой и от того, что у него всё получается. И если даже что-то не получается сейчас, то обязательно получится завтра. Для этого нужно выработать план обучения, подобрать к каждому пункту примерный перечень произведений, выстроив их по степени сложности исполнения от простого к сложному. Для начинающих педагогов я могу рекомендовать диски с песнями композитора А. Варламова. Репертуар на них классифицирован по возрасту детей и соответственно по сложности исполнения.

Очень полезно в репертуаре начинающих вокалистов использовать русские народные песни. Диапазон в них небольшой, мелодия несложная и легко запоминающаяся, текст интересный, располагающий к воображению. А если песня игровая, то это уже целое театрализованное представление. Благодаря эмоциональному восприятию произведения легче работать над чистотой интонации, правильным звукообразованием, динамическими оттенками, чёткой дикцией, сценическими движениями и т. д. Русские народные песни – это благодатный материал для маленьких вокалистов. Очень полезно его широко использовать на начальном этапе обучения вокалу.

Хочется обратить ваше внимание на то, что очень часто мы путаем детские песни с песнями, которые исполняются для детей. Как правило, они очень сложные с большим диапазоном, широкими скачками, дикционными трудностями, большим количеством запоминаемого текста. Авторы пишут их для профессиональных исполнителей. Давать такие песни нужно с осторожностью только очень хорошо подготовленным детям. К таким песням относятся: «Чунга –Чанга», «Оранжевая песня», «Лев и брадобрей» и др.

И самое главное, о чём надо сказать, что песня должна нравиться исполнителю. Только в этом случае можно рассчитывать на успех. Если произведение нравиться, учащийся будет заниматься чаще обычного, добиваясь намеченной цели, он будет получать удовольствие от процесса музицирования. А увлечённого человека не остановят никакие трудности.

Список рекомендуемой литературы:

1. «Учите детей петь» книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. Издательство «Просвещение» 1987 г.

2. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства» Н.Б. Гонтаренко. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2006 г.

3. «Золотая библиотека педагогического репертуара», издательство «Дека-ВС», 2006 г.

4. «Школа хорового пения» вып.1, сост. В.Попов, Л. Тихеева. Издательство «Музыка», г. Москва, 1986 г.

5. «Хоровой класс» пособие для детских музыкальных школ и школ искусств, сост. В.Попов, П. Халабузарь. Издательство «Советский композитор», г. Москва, 1988 г.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2183 608