Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Социокультурный мир как социально-педагогическая характеристика восприятия ребенком окружающей действительности
16 минут 3893 944

Социокультурный мир как социально-педагогическая характеристика восприятия ребенком окружающей действительности

Uydina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Юдину Ольгу Ильиничну, воспитателя МБ ДОУ "Детский сад № 37" г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Ольга Ильинична с удовольствием делится с нами статьей «Социокультурный мир как социально-педагогическая характеристика восприятия ребенком окружающей действительности». Статья будет полезна педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Ильиничны:

"В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным".

Интересного чтения...


Социокультурный мир как социально-педагогическая характеристика восприятия ребенком окружающей действительности

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным

А мы, взрослые, нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, насильственно врываясь в него, переносим ребенка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему наши сведения, наши понятия, наши взгляды, приобретенные вековыми усилиями уже взрослого человека. Мы от души восхищаемся нашими успехами, полагая, что ребенок нас понимает, а сами не хотим понимать, что он понимает нас по-своему. В работе с детьми важно не переносить ребенка из его сферы в нашу, а самим переселиться в их духовный мир

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, развлекается, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях

Субкультура дошкольников и младших школьниках отражается в детских играх, фольклоре, художественном творчестве, традициях. В зависимости от пола, особенностей психического развития и социализации детей у них наблюдаются своеобразные проявления субкультуры, выражающиеся в тайных языках и шифрах, шалостях, детской магии и т.д., например в играх, считалках, загадках, дразнилках.
Поэтому в конкретном ребенке детская субкультура проявляется в его внутреннем социокультурном мире и реальном бытие.

Современные учёные поставили перед собой задачу рассмотреть взрослый мир сквозь призму детского восприятия.

И.С. Кон выделяет 3 главных подсистемы «культуры детства»:

  • детская игра;
  • детский фольклор и художественное творчество;
  • коммуникативное поведение детей.

Остановимся на некоторых формах детской субкультуры. Это прежде всего игры, влияние которых в процессе социализации трудно переоценить. Игра как школа произвольного поведения "школа морали в действия" (А.Н. Леонтьев) и своеобразное моделирование социальных отношений является ведущей деятельностью ребенка по совершенствованию и управлению собственный поведением (Эльконин, 1978). Важнейшее значение здесь приобретают групповые игры, носящие особый интерактивный характер, предполагающие строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К ним относятся такие традиционные для России игры, как «Лапта", "Горелки" "Казаки-разбойники", "Жмурки", "Бояре" и многие другие (Детский поэтический фольклор, 1995; Мир детства и.., 1996).

Многие из детских игр вышли из календарных обрядов взрослых, по свидетельству активного "реставратора" народных игр В.М. Григорьева: "Прошедшие через века традиционные игры доносят до нас отголоски старинных обычаев, элементы древних магических обрядов религиозных представлений разных народов"

Подчеркнем еще раз, что традиционная игра — не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им |этих отношений и определения своего самобытного места в мире.

Творческая, пристрастная переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условием автономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детской субкультуры, таких, как различные жанры детского фольклора к ним.

Например, колыбельные песни, потешки и прибаутки помогают ребёнку познакомиться с простейшей моделью окружающего мира, раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют основу доверия к близким и миру в целом. Дом в произведениях детского фольклора предстаёт как защита от опасного внешнего мира, куда пока ещё «ходить не надо». У ребёнка место в доме – самое хорошее и красивое, а мама самая заботливая и лучшая. Семья становится символом защиты и надёжности.

Одна из важнейших черт детской субкультуры — наличие собственного языка общения между детьми, отличающегося особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью.

Занимаясь словотворчеством, дети делают слово более живым и предметным, гибким и пластичным, вбирающим в себя все возможные оттенки его значения. Именно эта особенность обеспечивает огромные возможности языка, которые не ограничиваются профессиональными литературными текстами

В своих словотворческих опытах ребенок фиксирует резервный потенциал родного языка, возможности его развития, не ведая об этом, вот почему К.И. Чуковский и Р. Якобсон называли детей гениальными лингвистами.

Как ребенок воспринимает явления, так он на них и реагирует. Социокультурный мир ребенка представляет собой его социально-педагогическую характеристику, определяющую своеобразие восприятия им окружающей действительности (среды жизнедеятельности), реагирования на нее и проявления в ней в процессе социального изменения его личности в соответствии с возрастом. Он характеризует типичные реакции, отношения и поведение в конкретном социуме.

Выделяют типичный и индивидуальный социокультурный мир ребенка.

Типичный -

это социокультурный мир, характерный для определенного возраста. Он подчеркивает естественное в восприятии и реакциях ребенка на данном возрастном этапе. Выделяется он с учетом знания закономерностей возрастного и социального развития и воспитания детей. С его помощью можно оценить своеобразие социального развития ребенка данного возраста, его соответствие или несоответствие в развитии, приобретение социального опыта как личности. Другими словами, через типичный социокультурный мир можно определить ход социализации ребенка, его соответствие возрасту и уровню социального развития и воспитания.
Индивидуальный социокультурный мир -

свидетельствует об особенностях социального развития и воспитания данного конкретного ребенка, его индивидуальном своеобразии. С его помощью можно оценить уровень соответствия или несоответствия, опережения или отставания процесса социализации на данном этапе.

Каждый ребенок исключительно индивидуален, и в то же время он типичен в зависимости от его возраста, уровня социального развития и воспитания.
Основными социально-педагогическими качественными характеристиками социокультуры ребенка являются:

  • восприятие окружающей среды и реакция на нее
  • речь
  • душевное состояние и переживания
  • самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения
  • поведение, действия и поступки.
    Детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению задач в нестандартных ситуациях.

Поэтому главная задача педагога –

  • создать условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество
  • накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разного возраста и пола, удовлетворение потребности в признании
  • завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье
  • возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.
  • Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной, образовательной деятельности и обеспечивает возможность отражения знания ребенка о себе, о других, о родственных отношениях, о деятельностных взаимосвязях с миром ближайшего окружения; раскрывает способы познания себя, и других через самоощущение себя в мире природы, в мире людей и предметов; учитывает приоритет  практической деятельности (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности), в ходе которой дети получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая образованности), постепенно овладевая ценностно-ориентационной составляющей образованности   осуществляется на основе компетентного подхода, направленного на формирование у ребенка новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей,  готовности эффективно интегрировать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; имеет яркую воспитывающую направленность, т.е. способствует формированию толерантности, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения и др.

В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием физических, личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.

Поэтому нам, педагогам   необходимо грамотно походить к построению предметно-развивающей среды ДОУ, организовывать как совместную, так и самосто­ятельную деятельность детей, направленную на его самораз­витие под наблюдением и при поддержке взрослого.

Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

Следующим интересным компонентом является ведение обще-групповых правил, отражающих своеобразие норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками..

Ребёнок, попадая в пространство любого помещения группы или центра, опираясь на красочно представленные там правила, самостоятельно узнаёт как играть, общаться и взаимодействовать со сверстниками.(это правила вступления в различные формы, виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные способы детского общения, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных конфликтных ситуаций).

Приобщаясь к детской субкультуре, ребёнок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы и овладевает собственным поведением, что формирует его как личность

Так, с целью удовлетворения важнейшей социальной потребности ребёнка в изоляции от взрослых, в групповой спальне появился ещё один интересный компонент детской субкультуры –

«Полочка любви и доброты», где каждый ребёнок может уединиться. Здесь дети помещают свои фотографии с мамой или любимой игрушкой в красивой сюжетной рамочке, которые подбираются вместе с родителями.

«Уголок уединения» - специально организованное место в группе ДОУ, где ребенка не потревожат, где ребёнку удобно и уютно

«Таинственные места» - это места, где можно беспрепятственно наблюдать чужую жизнь, отличную от жизни ребёнка. Обычно это жизнь маленьких существ (рыбок, птичек, черепашек ,улиток и т.д.)

«Мир моих увлечений» - Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться. Этот центр постоянно пополняется новыми предметами и познавательным художественно-литературным материалом (энциклопедиями, книгами, журналами, открытками и фотографиями).Появление коллекции свидетельствует о вхождении ребёнка в новую фазу социализации в детской субкультуре.

Личностно ориентированный подход в образовательной деятельности включает и тесное взаимодействие с семьей на основе партнерских, равноправных отношений. Принцип партнерства в равной степени подразумевает партнерство ДОУ и семьи. Именно потому, что для ребенка семья – наиболее значимое микро социальное образование, воспитатель должен научиться уважать право семьи на  собственные позиции и приоритеты в отношении ребенка и воспитания. Ребенок в таком случае чувствует, что воспитатель разделяет с ним чувство, что его родители весьма важные и значимые лица.      

Взаимодействие   с родителями происходит через разнообразные формы работы:

  • презентации жизни детской группы, презентации как личных так и семейных коллекций, что способствует развитию детской уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения
  • выставки – авторские и тематические. Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; а так же дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе поливариантности;
  • развлечения и игровые тематические проекты, что обеспечит накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом;
  • совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений;
  • совместная трудовая деятельность дошкольников и их родителей, младших школьников, на территории детского сада и за ее пределами;

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которых родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей .

Между персоналом ДОУ и семьей устанавливаются более доверительные, дружественные отношения. В конечном счете, для ребенка это положительно меняет микроклимат в семье и в группе детского сада.

Литература

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, Воронеж, 2000.

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов. - М.: «Академия», 1999.

3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед . учеб.заведений. – М.: «Академия», 2002.

4. Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание, 2004, № 4.

5. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003.

6. Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры //Дошкольное воспитание, 1997, № 3, 4.

7. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание, 1993, № 1.

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластёнина. – М.И «Академия», 2000.

9. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.

10. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. – М.: «Академия», 2002.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры /АПН СССР. – М.: Педагогика, 1978.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2409 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2269 608