Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Почему ребёнок не научился говорить правильно?
9 минут 2120 692

Почему ребёнок не научился говорить правильно?

Shkarina foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Шкарину Людмилу Геннадьевну, воспитателя ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина СП детский сад «Алёнушка» ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Людмила Геннадьевна предлагает вашему вниманию статью «Почему ребёнок не научился говорить правильно?». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Геннадьевны:

«Ребёнок родился, сделал первый шаг, сказал первое слово. Его детская речь так умиляет. Но вот малышу уже 4, 5 и, наконец, 6 лет, а его речь по-прежнему во многом остается детской. Теперь родители уже не умиляются, а огорчаются. Многие родители почему-то ждут «магических» 5 лет и только тогда обращаются к логопеду. Это ошибка. На консультацию к логопеду нужно приходить как можно раньше».

Полезного чтения…


Почему ребёнок не научился говорить правильно?

Ребёнок родился, сделал первый шаг, сказал первое слово. Его  детская речь так умиляет. Но вот малышу уже 4, 5 и, наконец, 6 лет, а его речь по-прежнему во многом остается детской. Теперь родители уже не умиляются, а огорчаются. Многие родители почему-то ждут «магических» 5 лет и только тогда обращаются к логопеду. Это ошибка. На консультацию к логопеду нужно приходить как можно раньше. Позже уже приходится исправлять неправильно сформированные звуки.

Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены, и при произношении звука язык занимает определенное место. Произнесите, например, звук «ш-ш-ш»несколько раз подряд, почувствуйте, как язык «прижимается» к небу за верхними зубами. Затем продвиньте язык назад в глубину рта. Звук«ш»звучит по иному: это не его место. Попробуйте ещё раз произнести звук«ш-ш-ш», опустив кончик языка на нижние зубы. Получится звук«с-с-с». Малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание звука становится нечистым. При формировании звукопроизношения ребенок ведет поиск правильных положений языка. В силу чрезмерной подвижности языка или, наоборот, его вялости, движения языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребенок совершает множество замен одних звуков на другие (сяпка – шапка, зяба – жаба, вапа – лапа и т.п.).

По мере роста мышцы языка становятся крепче, эластичней, гибче. При помощи слуха звуки дифференцируются, язык находит правильные положения, ошибок в звукопроизношении становится меньше, двигательные навыки совершенствуются и переходят в автоматизм, и ребенок говорит чисто. Там, где подвижность языка остается вялой или напряженной, механизм автоматизма движения закрепляет неверные положения. Поэтому ребенок и в пять, и в семь лет продолжает говорить как в два или три года, у него остаются проблемы со звуками.

Почему язык бывает недостаточно подвижным?

Причины этого явления можно условно разделить на видимые и невидимые.

Видимые причины

  • Различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины неба, губ, деформации зубов
  • Неправильный прикус – верхняя или нижняя челюсть заметно выдается вперед.
  • Короткая уздечка языка (подъязычная связка).

В норме её длина составляет 1,5 см. Если у ребёнка короткая уздечка, то она сдерживает движения языка, которому необходим простор (а он оказывается на «коротком поводке»). Но не спешите ее подрезать. Уздечка очень эластична (это ведь мышца) и от специальных артикуляционных упражнений прекрасно растягивается.

Невидимые причины

Как и все невидимые, такие причины гораздо сложнее и коварнее: они затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляют их. Поступающие слабые сигналы задерживают речевое развитие ребенка, и он начинает говорить только после 2-3 лет. Если же не задерживают, то не способствуют достаточной для чистого произношения подвижности языка.

Невидимые причины – это негативные факторы, влияющие на ход беременности, тяжёлые роды. Частые болезни ребёнка в раннем периоде (до 2-3 лет), инфекции, травмы, аллергии, диатезы, ушибы, стрессовые ситуации, неблагоприятные факторы речевого окружения (кто-то в семье имеет дефекты звукопроизношения).

Что необходимо для правильного звукопроизношения?

Необходима систематическая артикуляционная гимнастика – так называются специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, щёк, уздечки. Но прежде нужно уточнить, какие именно звуки, которые бывают чаще всего нарушены при звукопроизношении. Представим их живущими вот в таком домике (см. домик звуков). Одни звуки «живут» на первом этаже, это значит, что язык при их произношении находится за нижними зубами, а при звуках «живущих» на втором этаже, положение языка – за верхними зубами.

ЗвукиШ-Ж-Ч-Щобъединены в одно окошко неслучайно. Это значит, что положение языка или артикуляционный уклад почти одинаков.

Звук«Ж»- звонкий, и при его произношении добавляется сила голоса.

Звук«Ч»- это слитые «ТЬ+ШЬ».

Звук«Щ»- это слитные «ШЬ+Ч».

Среди этой группы звуков звук«Ш»- самый главный в их «шипящей семье». Если ребёнок не умеет произносить чисто звук «Ш», то и «Ж», «Ч», «Щ» он выговаривает не очень четко.

На нижнем этаже в одном окошке собраны звукиС-СЬ-З-ЗЬ-Ц. Это семья свистящих звуков. Глава семьи у них – звук«С». Артикуляционный уклад (положение языка) при их произношении почти один и тот же.

Звук«З»- звонкий (включается голос).

Звук«Ц»- это слитное «Т+С».

Значит, если ребёнок не чисто произносит «С», страдают и звуки «З», «Ц».

В семье звуков есть еще мягкие и твердые звуки. Как их услышать и различить?

В русском языке 10 гласных звуков:

А О У Ы Э– 5 девочек с твердым характером.

Я Ё Ю И Е– 5 девочек с мягким характером.

Согласные звуки – «мальчики», соединяясь со звуками – «девочками» с мягким характером, становятся твердыми (СА-СО-СЭ-СУ-СЫ).

А теперь вернемся к ребёнку. Пока вы изучали краткие сведения о звуках, он утомился ждать. Предложите ему повторить за вами слова или назвать изображения на картинках по каждому из живущих в домике звуков. Результаты своего обследования запишите. Допустим это будет выглядеть так:

Р – отсутствует                    Ль –говорит чисто

Рь – отсутствует                  С-Сь-З-Зь-Ц – нарушены

Л – заменяет на В              Ш-Ж-Ч-Щ – заменяет на С-З-Ть-Сь

Взгляните ещё раз на домик – ваш ребёнок плохо говорит все звуки «живущее» на втором этаже. Это значит, что язык при формировании четкого звукопроизношения вяло удерживается за верхними зубами и не достиг хорошей подвижности верхних движений. Поэтому решению проблемы будут способствовать специальные артикуляционные упражнения. Например: «Трубочка» - вытягивание губ вперед трубочкой, «Грибок» - подъём языка за верхние зубы.

Волшебный домик звуков

 Этот домик – твой ротик. Открой ротик. Первый этаж – это твои нижние зубы. Посмотри, на первом этаже одна большая квартира. Здесь живут звуки, которые умеют свистеть. Давайте назовем их (С-СЬ-З-ЗЬ-Ц). Поднимаемся на второй этаж. Тук-тук. Скажи, сколько здесь квартир? (3). В первой квартире живут два брата (Л-Ль). У тебя братЛубежал. Надо вернуть его. В этой квартире тоже два брата (Р-Рь). Сейчас у тебя здесь никто не живет, но скоро в этой квартире появятся жильцы. В третьей большой квартире живет «Шипящая семейка». Их так назвали потому, что они любят шипеть. Папа вШляпе,Ж– его Жена,Ч– их доЧка,Щ– их Щенок.

Речь развивается по подражанию, поэтому большую роли в её формировании в этот период играет чёткая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребёнка.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2313 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2138 608