Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Педагогический проект «Дидактическая сказка на основе русского фольклора»
7 минут 3201 1046

Педагогический проект «Дидактическая сказка на основе русского фольклора»

Mikuzeva fotoДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Микузеву Наталью Алексеевну, музыкального руководителя СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж-д ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Наталья Алексеевна с радостью познакомит вас с педагогическим проектом «Дидактическая сказка на основе русского фольклора». Статья будет интересна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Натальи Алексеевны:

«Использование дидактической сказки, основанной на фольклорном материале – это прекрасная возможность погрузить ребёнка в мир родной культуры, где в одном действии интегрируются и движения, и выразительность, и предметы быта, и момент игры-драматизации».

Интересного чтения…


Педагогический проект «Дидактическая сказка на основе русского фольклора»

Посмотреть статью с Приложением

Тип проекта:долгосрочный.

Участники: дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Актуальность.

В дошкольном детстве закладываются основы духовного развития, эстетического сознания, художественной культуры. Вот почему особое значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение.

При обращении к истокам русской культуры неизбежно затрагивается земледельческий календарный фольклор и календарные обрядовые праздники. Совсем необязательно посвящать детей в глубинный магический смысл древних обрядов. Фольклорные праздники, с которыми знакомятся дети,- это яркая образная игра, где обыденное превращается в сказочное, где действие сопровождается нарядными костюмами, увлекательными играми, песнями, закличками, считалками, скороговорками, небылицами, близкими детскому восприятию.                                          

Использование дидактической сказки, основанной на фольклорном материале – это прекрасная возможность погрузить ребёнка в мир родной культуры, где в одном действии интегрируются и движения, и выразительность, и предметы быта, и момент игры-драматизации.

Народные сказки отражают быт людей, а значит в них органично вплетаются и народные игры и песни. К каждой сказке подбираются свои песни с определённым сюжетом и с учётом жанровой принадлежности.

Проблема.

В основе методов освоения фольклорного материала может быть дидактическая сказка. Преподнесение обучающего материала в форме сказки в наибольшей мере соответствуют закономерностям развития детской психики и всего детского организма в целом.

Поэтому появилась проблема: как применить дидактическую сказку в процессе обучения фольклорного материала и активизировать процесс усвоения необходимых знаний, умений и навыков освоения музыкально-фольклорного творчества.

Цель:

Освоение традиционных фольклорных произведений с применением дидактических сказок, соответствующих возрасту детей; способствовать формированию исполнительской и творческой активности детей.

Задачи:

  • формировать у детей патриотические чувства, приобщать их к истокам родной культуры;
  • побуждать детей к творческой активности, будить их фантазию, воображение, вызывать эмоциональный отклик;
  • подбирать песни к сюжету сказки, с учётом жанровой принадлежности (лирические, колыбельные, игровые, хороводные) и сменой календарных обрядовых праздников;
  • в процессе освоения музыкально-фольклорного творчества учить подражать, исполнять по просьбе взрослого необходимые действия, а также выполнять самостоятельные действия.

Форма проведения итогового мероприятия:

Инсценирование сказки «Матушка Весна»

Ожидаемые результаты:

Дидактические сказки подобраны для применения в процессе обучения и содержат познавательную информацию по фольклорному материалу.

Ребёнок не только соприкасается с нравственными, духовными ценностями, но и обретает свои собственные ценности в процессе самостоятельного творческого поиска.

Знакомя детей с различными жанрами мы вовлекаем ребёнка в игру, проявляя творческую фантазию в песнетворчестве, инсценировании песен, словотворчестве и т.д., т.е. осуществляется интеграция   с другими образовательными областями.

В процессе освоения музыкально-фольклорного творчества решается проблема творческой активности каждого ребёнка, формируются определённые знания, умения и навыки.

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты: «Хоровод круглый год», сказки о народных праздниках, обрядах и временах года; «Детский русский фольклор», детско-юношеский фольклорный ансамбль «Игранчики».; музыкальные инструменты; ноутбук, экран, видеопроектор.

1.Подготовительный этап.

  • собрать и изучить материал об основных событиях жизнедеятельности человека в определённый период;
  • познакомиться с содержанием обрядовых действий;
  • отобрать художественный и музыкальный материал.

2.Основной этап.

Беседы:

  • «Народные календарные праздники»;
  • «Трудовые песни»;
  • «Игровые песни»;
  • «Зимние песни и игры»;
  • «Песни – заклички».

Слушание сказок в грамзаписи:

  • «Дубрава и осень», «Морозко», «Большой Мороз и маленький Мороз», «Соломенная Масленица», «Чертёнок и кулич», «Жар цвет»», «Два мужика».

Музыкальные занятия на основе дидактических сказок:

Осень.

«Золотой венок», «Солнечный зайчик»

Зима.

«Мороз Иванович», «В Крещенский вечер»

Весна.

«Солнце и блины», «Матушка Весна», «Мужик и дождь», «Радуга»

«Берестяная коробка»

Театрализованная деятельность:

Разыгрывание сказки «Берестяная коробочка» в настольном театре;

Импровизации детей: сказки «Золотой перстенёк», «Соловей и Кулик»;

кукольный театр - сказка «Морозко»;

театр на фланелеграфе – сказка «Радуга».

Музыкальный материал.

Песни, хороводы: «Я на камушке сижу», «Вот те гребень, вот те лён», «Пошла млада за вода», «Веснянка», «Ой, вставала я ранешенько», «Иду ночку ночевать», «Во кузнице», «Батюшка Мороз», «Как на тоненький ледок», колядки, «Ой, бежит ручьём вода».

Игры:«Ленок», «Золотые ворота», «Горшки», «Горелки», «Колечко», «Ходит Матушка – весна», «Солнышко».

Родители – дети.

Изготовление мини – книжек со сказками;

изготовление атрибутов, костюмов к сказкам;

сочинение песен - закличек вместе с детьми;

участие родителей в инсценировании сказки.

3. Заключительный этап.

Инсценирование сказки «Матушка Весна»

Литература.

  1. «Музыкальный руководитель», журнал для музыкальных руководителей. 2012год,№7; 2013год №1.
  2. «Детский музыкальный фольклор». Л.И.Мельникова, А.Н.Зимина, Москва, 2000г.
  3. «Первоцвет», народные календарные праздники в дошкольном учреждении. Самара, 2001г.
  4. «Детские музыкальные праздники». Т.Ю.Кумаева. Москва, 1994г.
  5. «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. М.А.Викулина, Нижний Новгород, 1995г.
  6. Фольклорные праздники для детей дошкольного и школьного возраста «Гусли звончатые». С.И.Мерзлякова, Е.Ю.Комалькова, Москва, 2001г.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2346 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2186 608