Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Трудности и успехи дополнительного образования
12 минут 3211 790

Трудности и успехи дополнительного образования

Zaynulina foto copyДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Зайнуллину Ирину Николаевну, учителя МКОУ «Семиченская СОШ» х. Семичный Волгоградской области. Сегодня Ирина Николаевна в своей статье предлагает обратиться к теме дополнительного образования детей, о его трудностях и успехах. Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Ирины Николаевны:

«Цель программы: воспитание творческой личности, развитие творческого воображения и эстетического восприятия средствами декоративно - прикладного искусства. Задачи: углубление и расширение знаний об истории и развитии народных художественных промыслов, формирование знаний по основам цветоведения и материаловедения, освоение основных приемов обработки ткани, овладение навыков вышивки. Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к деятельности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, эмоционального отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда. Развитие образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса».

Познавательного чтения…


Трудности и успехи дополнительного образования

Работая педагогом в сельской школе более 20 лет, я всегда задумывалась над вопросом: чем заняты дети во внеурочное время. Конечно, школа проводит много мероприятий, это интересно и полезно — наши дети всегда активны, старательны, в большинстве своем - ответственны. Но у детей остается еще свободное время, правда меньше, чем у их городских сверстников — многим надо помогать по хозяйству. Чем занять свой досуг? Чем интересным заняться? Здесь нам должна помогать система дополнительного образования. Но в сельской местности возможности у ребенка получить его значительно меньше, а если она есть, то выбор может быть очень мал.

Нашим детям повезло: в селе уже несколько лет работает подростковый клуб, у детей стало больше возможности проводить свое свободное время с пользой для себя. Перечень кружков и секций не так велик, но разнообразен. Занятия проводятся на бюджетной основе. И этой возможностью получить бесплатное дополнительное образование надо пользоваться.

Но часто мы сталкиваемся с проблемой непонимания родителями важности такого образования. Для многих важнее, чтобы ребенок больше помогал родителям по хозяйству, чем развивал свои способности и занимался интересным делом.

Совершенно другое отношение к дополнительному образованию в городах. Родители видят его важность в развитии ребенка и водят детей на платные занятия, тратят много времени на дорогу. Кроме того, все расходы, связанные с концертами, соревнованиями, костюмами, оплачивают родители. И никто не возмущается, все платят, так как рады, что их дети, во-первых, заняты полезным делом, во-вторых, в какой-то мере решается проблема безнадзорности. К сожалению, в селе не всегда так. Во многих поселениях практически отсутствует кружковая и клубная работа. Часто не хватает специалистов, утвержденных программ, у учреждений культуры и образования отсутствует лицензия на право предоставления дополнительного образования. У нас в селе у властей и самих жителей, к сожалению, пока не очень серьезное отношение к дополнительному образованию. Может быть, это отчасти от того, что буквально несколько лет назад его практически и не было. Но теперь ситуация изменилась. Дополнительному образованию уделяется все большее внимание: сельские дети должны развиваться всесторонне, не отдавать все свободное время учебе, уметь  отдыхать с пользой для себя. Поэтому необходимо вести разъяснительную работу с родителями.

Вторая проблема, с которой я сталкиваюсь как педагог дополнительного образования, - это неумение детей выбрать занятие по душе. Перед ребенком стоит действительно нелегкая задача: надо выбрать то, что ему интересно и полезно одновременно. Здесь также потребуется помощь родителей. Именно они должны помочь ребенку в выборе своего «хобби», если он затрудняется. Ведь не секрет, что многие дети записываются во все кружки и секции подряд, а через две недели не посещают ни один из них. Но ведь едва ли не главное для полноценной работы кружка или секции – это систематическое посещение занятий учащимися. Надо, чтобы они более ответственно относились к дополнительному образованию, вот здесь мы, педагоги сельской местности, снова ждем  помощи от родителей. Ведь дополнительное образование детей - не просто элемент существующей системы общего образования, это самостоятельный источник образования, способствующий жизненному самоопределению ребенка, причем часто источник более важный и значимый, чем школьное образование. Не все дети страстно увлечены учебой, для многих это просто обязательный труд, без которого немыслима детская жизнь. Занятия же в кружке - это дело добровольное, дети идут туда по собственному желанию, а значит, испытывают к определенному виду занятий какую-то тягу, если это стремление будет поддерживаться педагогами и, главное, родителями, ребенок может приобрести богатый жизненный опыт в определенной сфере деятельности. Всем известно, что детские привычки, привязанности и пристрастия остаются часто на всю жизнь. Он будет мечтать заняться этим снова и, если будет возможность, обязательно займется. Ведь в первую очередь занятие в любом объединении дополнительного образования – это занятие для души, для общения с единомышленниками. Это разговоры на интересующие ребенка темы. К тому же это возможность удовлетворить детскую потребность в движении, это возможность направить его неуемную энергию в нужное русло. Но это одна сторона дела. Другая зависит только от педагога. Чтобы дети посещали занятия, на них должно быть интересно, увлекательно, должны быть соответствующие условия и программно-методическое обеспечение и , конечно, ребенок и его родители должны видеть результат. Все это тесно взаимосвязано, и поэтому работа в кружках дополнительного образования должна быть совместной. Педагог, ребенок и родители должны тесно взаимодействовать.                  

Эти выводы сделаны мной на основе практического опыта. Я веду занятия кружка «Искусство трехмерной вышивки» по интересной, на мой взгляд, авторской программе, разработанной мной   на основе типовых программ с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология».Основным назначением занятий кружка «Искусство трехмерной вышивки» в системе дополнительного образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, эстетических, гражданских и патриотических качеств его личности. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.        Новизной данной образовательной программы является то, что процесс изготовления любой творческой работы начинается с выполнения зарисовок, составления вариантов работы. При изготовлении творческих работ большое внимание уделяется эстетическим, экологическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями, в частности, рациональным расходованием материалов.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития школьников. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности является отличительной чертой данной программы. В результате проведения кружковых занятий, учащиеся овладевают безопасными приёмами труда с использованием машин, электробытовых приборов, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области вышивания, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления изделий, знакомятся с основными профессиями, связанными с вышиванием. В тоже время осуществляется развитие их технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мировоззрение, навыки делового общения. Благодаря этой программе учащиеся овладевают новым видом декоративно – прикладного творчества.

Цель: воспитание творческой личности, развитие творческого воображения и эстетического восприятия средствами декоративно- прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные: углубление и расширение знаний об истории и развитии народных художественных промыслов, формирование знаний по основам цветоведения и материаловедения, освоение основных приемов обработки ткани, овладение навыков вышивки.

Воспитательные: привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к деятельности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, эмоционального отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие: развитие образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология».

Программа «Искусство трехмерной вышивки» является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики.

Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путем осваивать сложные и трудоемкие приемы обработки разнообразных материалов и технику трехмерной вышивки, но и пробудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

В программе используются   связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При работе над композицией применяются знания из области рисования, математики.

Программа рассчитана на учащихся 14-16 лет. В этом возрасте у детей развито внимание, фантазия, формируется эстетический и художественный вкус, творческие способности. В социальном плане им свойственны высокая самооценка, стремление к самоутверждению.

Программа рассчитана на 2 года обучения 136 часов.

Занимаясь по этой программе, мои воспитанницы показывают хорошие результаты, участвуют в школьных, районных, областных выставках и конкурсах. Их работы оценены по достоинству.

На своем опыте много раз замечала: если дети успешно посещают кружки и секции, то они в жизни становятся более активными, жизнерадостными, уверенными в своих силах. Бывают случаи, когда ребенок плохо учится и неловко чувствует себя на уроках в школе, но он может реализовать себя на занятиях дополнительного образования, именно здесь, может, первый раз в жизни, окажется в ситуации успеха. А затем и в школе будет чувствовать себя более уверенно, появится ответственность,    а значит, улучшатся результаты в учебе.

Мы, педагоги очень хотим, чтобы наши сельские дети тоже выросли здоровыми, увлеченными искусством, умелыми. Пусть ребенок ходит в один кружок, в крайнем случае, при хорошей успеваемости и небольшой загруженности дома в два, но ходит регулярно, систематически. Пусть отдает своему любимому занятию достаточное количество времени, чтобы и он сам и педагог мог гордиться его успехами.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2346 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2186 608