Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Проектная деятельность как форма взаимодействия школы и учреждений культуры
7 минут 2958 967

Проектная деятельность как форма взаимодействия школы и учреждений культуры

Surkova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Сурковой Натальей Петровной, методистом ГБОУ ДПО ЦПК «Сергиевский РЦ» с. Сергиевск Самарской области. Сегодня Наталья Петровна в своей статье расскажет о взаимодействии школы и учреждений культуры через проектную деятельность. Данный материал будет интересен педагогам СОШ и ДОД.

Краткий комментарий к статье от Натальи Петровны:

«Материалы, представленные в статье, можно использовать во внеурочной деятельности, на уроках по краеведению, в музеях».

Профессионального чтения…


Проектная деятельность как форма взаимодействия школы и учреждений культуры

Сегодня одним из необходимых условий эффективного развития общества является успешная социализация и инкультурация личности. Как подчеркивает профессор М.А.Ариарский, для этого «нужна комплексная, всепроникающая программа нравственно-эстетического воспитания и развития творческих потенций личности во всех сферах жизнедеятельности, и таковая может быть предопределена культурологией, как наукой о культуре во всем ее многообразии и единстве, прикладной культурологией, как областью культурологии, раскрывающей механизм вовлечения человека в мир культуры», а также педагогикой. По мнению исследователей, в решении этой задачи может помочь такое активно развивающееся направление, как организация социально-культурной деятельности.

В связи с этим, цель нашего исследования – выявить культурологический и педагогический потенциал социально-культурной деятельности и на примере разработанного нами проекта раскрыть возможности его воплощения в процессе взаимодействия учреждений культуры и школы.

У меня, как методиста, большой интерес вызвал тот факт, что многие исследователи в области социально-культурной деятельности отмечают её взаимосвязь со сферой педагогики. Например, Т.Г.Киселева и Ю.Д.Красильников отмечают, что теория социально-культурной деятельности имеет тесные связи с теорией педагогики и общепедагогической системой научных знаний. Анализируя процесс вовлечения индивида в мир культуры, М.А.Ариарский вводит в научный оборот понятие «педагогическая культурология», которое, по его мнению, позволяет «более четко определить границы использования педагогики в сфере социально-культурной деятельности». В частности, «Педагогическая культурология призвана обеспечить преобразование явлений и процессов культуры из «вещей в себе» в «вещи для нас»; (сделать доступным любым слоям населения театральное, музыкальное, изобразительное и иные жанры искусства; дать возможность наиболее полно реализовать нравственно-эстетический потенциал художественной культуры)».

В практике социально-культурной деятельности широкое распространение получил метод проектов. Так как с одной стороны, «проектность» является одной из основополагающих характеристик культуры в целом и прослеживается на различных уровнях и «в срезах» ее функционирования (процессуальном, результативном, идеальном, институциональном), а с другой стороны – проектирование и метод проектов в последние несколько десятилетий активно внедряются и используются в системах образования различных стран.

В разработанном нами проекте мы объединили деятельность школы, Самарской государственной филармонии и Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.Алабина.

Остановимся подробнее на содержании проекта.

Целевая группа: учащиеся средних классов г. Самары и Самарской области.

Цель проекта: приобщение школьников к культурному наследию Самарской Луки.

Задачи проекта:

  • собрать и систематизировать материалы по соответствующей тематике;
  • организовать самостоятельную учебно-исследовательскую работу учащихся в рамках проекта;
  • используя программу PowerPoint, оформить собранные материалы в виде виртуальной экскурсии;
  • провести виртуальную экскурсию «Лики Самарской Луки» для учащихся средних классов и их родителей;
  • способствовать развитию интереса учащихся к истории и культуре родного края.

Деятельность / этапы.

Подготовительный этап

На данном этапе осуществляется сбор материалов. Нами были изучены работы Э.Л.Дубмана и С.А.Токарева (исторические и географические особенности), Ю.Н.Смирнова и В.Ф.Барашкова (топонимические характеристики), Е.А.Ягафовой и Т.И.Ведерниковой (этнографический облик Самарской Луки). Также мы обращались к материалам, представленным Самарским областным историко-краеведческим музеем им.П.В.Алабина (экспозиции и издания), литературным и музыкальным программам (ОЛИМПа) Самарской государственной филармонии., где с успехом проходят музыкальные лекторий: «Солнцеворот» и «Легенды седых Жигулей» (школьники младшего и среднего звена), «Три лика Самары» и «Моя губерния» (старшеклассники и взрослый зритель). Школьники также принимают непосредственное участие в процессе создания виртуальной экскурсии. Их задача - найти как можно больше интересных и познавательных фактов, в том числе и легенд, сказок, преданий, касающихся определенного памятного места в Самарской Луке. Для нашей виртуальной экскурсии мы выбрали следующие памятные места: Жигулевские горы, Царёв курган, Молодецкий курган, Каменная чаша. На наш взгляд, это значимые для Самарского региона места и связанные с ними произведения устного народного творчества раскрывают красоту и своеобразие Самарской Луки.

Основной этап

В рамках виртуальной экскурсии весь собранный материал оформляется в виде презентации (в программе Power Point). В ходе экскурсии школьники знакомятся с историей памятного места, его географическими особенностями, легендами, в которых отражены значимые события, а так же с творчеством самарских художников, в котором нашли отражение красоты Самарской Луки.

Заключительный этап

На заключительном этапе нами запланировано посещение литературно-музыкальной программы «Легенды седых Жигулей», подготовленной Отделом литературных и музыкальных программ Самарской государственной филармонии. В ходе театрализованного представления дети могут увидеть героев и персонажей тех легенд, с которыми они уже познакомились в ходе виртуальной экскурсии, а также узнать новые легенды и новых героев.

Ожидаемые результаты

В результате сбора, изучения и обобщения материалов создана виртуальная экскурсия «Лики Самарской Луки», повествующая о наиболее ярких этапах истории нашего края, раскрывающая красоту и неповторимость культурного наследия народов, населяющих Самарскую Луку. А для учащихся, в процессе работы над виртуальной экскурсией, были созданы необходимые условия для развития творческой и познавательной активности.

В заключение хочется отметить, что пример создания проекта виртуальной экскурсии «Лики Самарской Луки», как одной из форм взаимодействия школы и учреждения культуры, дает возможность развития интереса учащихся к культуре родного края, а так же воспитывают духовно-нравственные качества подрастающего поколения

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2308 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2133 607