Дорогие друзья, мы рады представить вам Наумову Ольгу Алексеевну, старшего методиста ГБОУ ДПО ЦПК «Сергиевский РЦ» с. Сергиевск Самарской области. Сегодня Ольга Алексеевна с удовольствием предлагает вашему вниманию учебно-методический комплекс "Компьютерная азбука". Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования технической направленности.
Краткий комментарий к статье от Ольги Алексеевны:
«В настоящей работе представлен учебно-методический комплекс (УМК), разработанный на основе адаптированной программы дополнительного образования детей «Компьютерная азбука» (формирование информационной культуры, разностороннее развитие младших школьников), которая успешно реализуется на протяжении ряда лет в Центре дополнительного образования «Поиск» и на базе Суходольской СОШ №2 «Образовательный Центр» Сергиевского района. В комплекс вошли образовательная программа, методические и дидактические материалы, раскрывающие технологию её реализации. Особый интерес для педагогов и методистов может представлять подборка игр, используемых автором в работе с младшими школьниками».
Полезного чтения…
Учебно-методический комплекс «Компьютерная азбука»
Посмотреть статью в полной версии с приложениями.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОМК
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Определение основных целей образования всего периода обучения в общеобразовательной школе даёт возможность конкретизировать эти цели на каждом уровне образования – на уровне дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования.
В официальных документах по развитию российского образования специальное место уделено созданию системы образования детей младшего школьного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения. Основные задачи образования начального этапа – развитие личности ребёнка, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
В системе дополнительного образования детей накоплен богатый опыт работы с этой категорией детей. Таким образом, учреждения дополнительного образования совершенно справедливо делают приоритетными для детей младшего школьного возраста развивающие и адаптационные задачи.
За последние годы возрос приток детей младшего школьного возраста в учреждения дополнительного образования детей. Повышенный спрос связан с увеличением значимости дополнительного образования в глазах родителей, признанием ценности младше-школьного периода детства, с постепенным увеличением уровня рождаемости, более ранним физическим и умственным развитием детей, желанием родителей определить и развить их склонности и дарования, расширить кругозор, научить общаться со сверстниками и взрослыми, адаптировать к средней школе.
В этих условиях возрастает роль учреждений дополнительного образования детей (УДОД), предоставляющих подобные образовательные программы для младших школьников, в которых реализуется воспитательно-обучающий процесс, обеспечивающий физическое, эмоциональное, социальное, познавательное и художественно-эстетическое развитие школьников.
В настоящее время в системе дополнительного образования детей (ДОД) разрабатываются образовательные программы нового поколения: учебно-методические комплексы (УМК), под которыми понимают полный набор учебных и методических материалов, необходимых для организации и проведения учебно-воспитательного процесса в системе ДОД. Подразумевается, что УМК, в первую очередь, предназначены для модификации традиционной классно-урочной системы преподавания, то есть, для организации инновационных форм обучения. Причём входящий в комплекс пакет методических материалов дает возможность наглядно представить оригинальный опыт автора-разработчика и овладеть технологией реализации данной образовательной программы.
В настоящей работе представлен учебно-методический комплекс Пышкиной Ольги Алексеевны, в состав которой входят:
■ образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная азбука»;
■ пакет методических материалов, включающий разработку итогового, открытого и обычного занятия; игры и игровые упражнения, сценарий «Новогодняя ёлка в игротеке»;
■ программа проведения мастер-классов;
■ расписание консультаций разработчика ОМК;
■ сведения об авторе.
Представленный в данном издании учебно-методический комплекс может быть применен не только в системе дополнительного образования детей, но и в образовательных учреждениях. Соответственно, потенциальными пользователями данного УМК могут быть педагоги и методисты дополнительного образования, учителя школ, родители.
Важно понимать, что, определяя содержание компьютерной грамотности, формируемой в процессе всего обучения в начальной школе, не нужно ограничиваться рамками предмета "Информатика". Наоборот, эту задачу надо решать с максимальным привлечением всех школьных предметов, внеклассной работы и помощи родителей.
Цель дополнительного образования состоит в помощи тем детям, чьи интересы в использовании возможностей компьютера выходят, на определенном этапе, за рамки школьного курса информатики.
Основная задача учреждений дополнительного образования, создать условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализация, раннего профессионального и личностного самоопределения. Появление персонального компьютера и широкое его применение в различных сферах влечет за собой изменение и совершенствование системы образования в частности дополнительного образования.
Широкое использование компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности ставит перед обществом задачу овладения информатикой как предмета изучения.
Посещая занятия, ребята смогут сделать первые шаги в изучении информационных технологий или уверенно продолжить свое движение в заданном направлении. Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут им найти своё место в современном информационном мире.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать её, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму, использовать её для решения учебных задач. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетенции обучающегося.
Люди самых разнообразных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это исследователи в различных научных и прикладных отраслях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, модельеры тканей и одежды, фотографы и др.
Информационные технологии и глобальная информационная сеть Интернет даёт возможность получать самую разнообразную актуальную информацию в широком диапазоне науки и техники.
- Введение.
Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную ему информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее, и использовать свои знания в жизни.
Раннее изучение информатики сейчас является не привилегией, а необходимостью, диктуемой, образом жизни современного человека. На сегодняшний день ребенок очень рано начинает сталкиваться с компьютером, но, к сожалению, областью применения являются лишь компьютерные игры.
Отсутствие времени и необходимых знаний у взрослых приводит к тому, что дети дошкольного и младшего школьного возраста воспринимают ПК как дорогую, очень интересную игрушку. Помочь решить эту проблему детей и взрослых помогает дополнительное образование детей в учреждениях дополнительного образования. С развитием информационных технологий возникает потребность и формируется социальный заказ от родителей на раннее обучение ребенка работе на ПК.
Согласно методике преподавания ИКТ с учетом возрастных особенностей детей, был адаптирован курс «Компьютерная азбука» для младших школьников (7-10 лет) из авторской программы «Школа компьютерной грамотности» Горбатого Ю.Н. Полный курс «Школы компьютерной грамотности» построен в расчете на несколько лет обучения на основе концентров — годовых логически завершенных курсов, которые опирались бы на курсы предыдущих лет обучения. Изучение сложных тем дробятся на небольшие части, возвращение к ним происходит на последующих этапах обучения — в следующих концентрах.
Курс рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю по 35 минут) с детьми младшего школьного возраста (1-4-й класс). Эта программа носит пропедевтический характер. К 6 — 7 годам у детей, как правило, есть некоторый опыт общения с компьютерными устройствами и тогда возникают вопросы: как работает компьютер; из чего он состоит; что у него внутри; почему он выполняет команды. На эти и другие вопросы и призван ответить данный курс информатики.
Отечественные и зарубежные исследователи, занимающиеся изучением использования компьютеров учащимися младших классов, выделяют следующие негативные стороны этого процесса. Использование компьютеров в обучении школьников младших классов может привести к дезориентации ребенка в окружающей действительности, срыву процессов ассимиляции в становлении его мышления, у детей происходит разрыв между реальностью и фантазией, желаемым и действительным. Дети по своему развитию не готовы к извлечению пользы из непосредственного опыта работы с символами и абстрактной информацией, при этом необходимые для работы с компьютером навыки не соответствуют операционным способностям ребенка. Поэтому среда обучения в младших классах должна организовываться таким образом, чтобы использование компьютерной предметности уравновешивалось наличием ее материального эквивалента. Приобщать детей к компьютеру, целесообразно с младшего школьного возраста по принципу "не навреди", нельзя допускать, чтобы даже более раннее введение информатики замыкалось на изучении самого компьютера и принципов его работы.
Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
Пояснительная записка.
2.1 Направленность программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные особенности
В актуальных государственных программах развития образования России информатизация рассматривается как важнейший аспект модернизации образования. Информационная культура становится ведущей составляющей подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем.
Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития таких важных для всей последующей учебы и жизни школьника психических процессов, как рефлексия, внутренний план действий, которые, в свою очередь, являются основой для формирования алгоритмического стиля мышления. Если это время будет упущено, то в более старшем возрасте эти качества развить значительно труднее, а иногда и просто невозможно. В связи с этим, одной из главных задач курса «Компьютерной азбуки» является формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности.
Адаптированная программа «Компьютерная азбука» для младших школьников (7-9 лет) 1-3-й класс программа носит пропедевтический характер.
Особенностью курса «Компьютерной азбуки» является то, что учащиеся не просто усваивают учебный материал, учебный материал активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения по этапам обучения в «Школе компьютерной грамотности», в освоении информатики, учебный материал начинает «работать» на другие дисциплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер. Программа построена на интеграции курса с общеобразовательными предметами: математика, русский язык, природоведение, история и др. При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии, что способствует эмоциональному развитию.
На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений, развивается системное мышление. Учебный процесс раскрывается как процесс получения и обработки информации. В связи с этим на уроках информатики широко используются разнообразные формы урока, игровые и наглядные методы обучения и контроля знаний, связи с повседневной жизнью, а также материал таких школьных дисциплин, как математика, природоведение, английский язык и т.д., раскрываются межпредметные связи.
Обучение основам информатики проводится по нескольким направлениям. Изучение материала происходит по спирали – ученики каждый год продолжают изучение темы прошлого года. На раннем этапе обучения о многих явлениях, понятиях, устройствах дети получают самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся.
Предлагаемая программа обладает рядом особенностей:
- построена на принципах развивающего обучения;
- широко представлены межпредметные связи;
- предполагает проведение занятий в занимательной и игровой формах, а также использование упражнений для снятия напряжения во время работы с компьютером;
- использование диагностических тестов для прослеживания динамики развития интеллектуальных способностей школьников;
- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.
Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
Предлагаемый курс рассчитан на 102 часа. Это не исключает некоторую фрагментарность его содержания. Однако данное обстоятельство успешно нейтрализуется путем использования элементов игры, использованием межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения т. д.
2.2. Цель и задачи.
Главной целью курса «Компьютерной азбуки» является овладение младшими школьниками элементарными навыками работы на ПК, пробуждение у них интереса к практическому их использованию. Усвоение малышами элементарных понятий, на основе которых будут формироваться их дальнейшая компьютерная грамотность и культура, представления об основных правилах и возможностях работы с ПК, его роли в современном мире, перспективах использования в быту, производстве, обучении.
Освоение программных знаний создает предпосылки для изучения других общеобразовательных предметов на качественно ином уровне. В ходе реализации программы «Компьютерная азбука» предполагается сочетание теоретических и практических занятий, а также проведение интегрированных уроков.
Задачи программы:
- научить учеников сознательному, правильному использованию ПК;
- формирование потребностей использования ПК для обучения, самоусовершенствования;
- развитие интеллектуальных способностей воспитанников;
- формирование и совершенствование умения использовать периферийные устройства ПК для обучения;
- развитие компьютерной культуры как составной части программы обучения;
- воспитание на основе курса гражданского, этического, эстетического сознания ребят;
- формированию умения полноценно воспринимать информацию, использовать ее с определенной целью;
- формирование операционного (алгоритмического) мышления младших школьников.
2.3. Формы, методы и принципы обучения.
На занятиях курса «Компьютерной азбуки» успешно используются следующие формы обучения и воспитания: фронтальная, групповая, индивидуальная, экскурсии, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника.
Методы обучения:
- Теоретический (словесный): рассказ, беседа, лекция.
- Практический: выполнение практических работ.
- Наглядный: использование наглядных пособий, иллюстраций, информационных технологий (видео, аудио, слайды).
- Метод перспективы: метод «забегания вперед» увеличивает возможности усвоения сложных тем.
- Диалоги "ученик — ученик", "ученик — учитель".
- Игровые методики.
- Информационные минутки.
- Эвристический подход.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, целесообразно включать в занятие информационные минутки. Начав с яркой, интересной информационной минутки, можно обеспечить познавательную активность детей на протяжении всего занятия.
Принципы, положенные в основу курса:
- принцип развивающего обучения,
- индивидуализация и дифференциация обучения,
- наглядность, доступность подачи информации,
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип практической направленности.
В основу программы «Компьютерная азбука» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
В настоящее время проведение занятий на основе игровых методик при обучении информатике в младших классах выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.
Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное попредметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного молодого человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Интегрированный подход позволяет установить, что изучаемая тема связана с другими темами учебного предмета, а так же с различными темами других дисциплин, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные и межпредметные связи.
2.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Ученики должны знать:
- о ПК,
- о современных моделях,
- об основных областях применения,
- о правилах техники безопасности во время работы с ПК,
- об основных операциях текстового, табличного и графического редакторов,
- о пользовании периферийными устройствами ПК.
Ученики должны уметь:
- пользоваться клавиатурой,
- применять простейшие приемы редактирования текстов,
- пользоваться графическим редактором, музыкальным редактором,
-использовать компьютер как вспомогательное средство в процессе обучения.
2.5. Формы подведения итогов реализации программы.
Данная программа предполагает формы контроля как традиционные:
- контрольное занятие,
- самостоятельная работа,
- тематические зачеты (со второго класса),
так и нетрадиционные:
- творческие работы воспитанников,
- рисунки,
- поделки,
- выставки работ учащихся,
- созданные воспитанниками книги сказок.
При оценивании деятельности учащихся по программе учитываются следующие критерии:
1. Внимание, активность, проявление интереса к предмету.
2. Систематичность в работе на занятии.
3. Дисциплинированность.
4. Проявление познавательного интереса.
5. Свободное владение учебным материалом.
6. Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу, и работу товарищей.
7. Творческий подход.
3. Учебно - тематический план.
В содержании информационной подготовки в курсе «Компьютерная азбука» следует выделить всего три содержательных модуля — дидактических единицы:
I. Информация и информационные процессы (и основы алгоритмизации).
II. Компьютер и его периферийные устройства. Программные средства.
III. Информационные и коммуникационные технологии.
Содержание этих модулей достаточно обособлено друг от друга, учебная деятельность при освоении этих модулей по своему характеру специфична, вести разработку материала, планирование и организацию учебного процесса можно независимо. В некоторых образовательных программах можно столкнуться с большим количеством содержательных блоков или «линий», однако провести границы между такими «линиями» можно лишь формально, учебная деятельность не обладает специфическими отличиями при их освоении, а неоправданное дробление и детализация дидактических единиц не способствуют рациональному планированию и организации учебного процесса, а также формированию системы компетенций учащихся.
Отбор блока «Информация и информационные процессы» обусловлен фактором отбора содержания обучения — требованием закладки в младшем школьном возрасте основ мировоззрения. Этот блок часто называют «Теоретической информатикой». Это неверно. Во-первых, такого раздела науки не существует. Это все равно, что говорить «теоретическая математика» или «теоретический русский язык». Во-вторых, такое название подчеркивает, что обучение будет носить теоретико-ориентированный характер, то есть, как всегда, оторвется от практической деятельности, от текущих запросов и потребностей как формирующейся личности самого ребенка, так и общества в целом, и в этом обучении будет доминировать педагог как основной источник информации.
Кроме того, учебная деятельность этого модуля будет иметь явный развивающий характер. Важно, что знакомство с психическими процессами восприятия информации с помощью органов чувств, ее запоминание, переработка в процессе мышления с точки зрения информатики помогает учащимся осознанно управлять собственной познавательной деятельностью в процессе обучения.
Блок II — «Компьютер и его устройства. Программные средства» отражает современное состояние средств компьютеризации — аппаратного и программного обеспечения. Важным, связующим звеном всего материала является содержательный блок III, одновременно знакомит учащихся с современными применениями средств информатизации, обеспечивает развитие интеллектуальной сферы ребенка и одновременно формирует общеучебные навыки, в том числе связанные с использованием компьютера в учебной деятельности.
Существуют два альтернативных способа организации учебного материала: дедуктивный и индуктивный. Дедуктивный способ основан на том, что вначале вводятся абстрактные понятия, а затем они иллюстрируются, доказываются или обосновываются, рассматриваются их приложения и применения.
Второй способ — индуктивный — основан на построении материала “от практики”, от большого числа примеров и применений, к обобщению и постепенному “восхождению” до абстрактных понятий. Такой подход фокусирует внимание на процессах — мышления, логического вывода, учебной деятельности учащихся. Естественно, при индуктивном обучении легче может быть реализован личностно-ориентированный подход.
В курсе «Компьютерной азбуки» индуктивный подход к организации обучения в силу возрастных особенностей учащихся не имеет альтернатив, поскольку абстрактное мышление учащихся не сформировано, а его формирование — одна из задач обучения. Учет этого требования при обучении информатике диктует такую организацию учебного материала, которая начиналась бы со знакомства с предметами, конкретными объектами, затем действиями с ними, и в конечном итоге вела бы к абстрактным понятиям.
Так, начинать обучение целесообразно с модуля II, «Компьютер и его устройства. Программные средства». Этот модуль фиксирует внимание учащихся на непосредственном окружении — оборудовании кабинета вычислительной техники, компьютерах. Начинать обучение нужно именно со знакомства с компьютерами. Вполне естественно, что в условиях обучения в компьютерном классе первое, что привлечет внимание детей, будут именно компьютеры — и противостоять логике познания мира ребенком, пытаться переключить его на абстрактные категории информации и информационного процесса было бы неоправданным насилием над психикой ребенка. Затем, когда компьютер утратит свою новизну (а это произойдет очень быстро!), необходимо переключиться на применение компьютеров — информационно-коммуникационные технологии, деятельность учащихся в информационной среде — это модуль III. По времени освоение информационных технологий будет более длительным и займет значительную часть курса. Наконец, на базе освоения способов обработки информации с помощью компьютера происходит переход к обобщающим понятиям информации и информационных процессов, рациональным приемам обработки информации человеком с помощью мышления — модулю I.
Заслуживает внимания и тот факт, что внимание и интерес учащихся начальной школы еще неустойчивы, склонны к самопроизвольному переключению, объем изучаемого материала ограничен, усвоение непрочно и требует периодического повторения.
Содержание программы
НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера, их функции. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Начальные навыки работы с клавиатурой и мышкой.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
• назначение основных компонентов компьютера;
• правила техники безопасности при работе на компьютере;
• применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
• работать в режиме микрокалькулятора;
• пользоваться клавиатурой и мышкой компьютера (вводить с клавиатуры русские, латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы, удалять ошибочно набранные символы; исправлять ошибки ввода, делать одинарный и двойной щелчок мышкой, уверенно управлять);
• пользоваться простейшими прикладными программами (компьютерная раскраска, мозаика, клавиатурный тренажер).
КОМПЬЮТЕР - УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО
ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Обработка графической информации на компьютере. Графический редактор. Система графических меню. Основные возможности по созданию и редактированию изображений. Запись и считывание изображений с диска.
Обработка текстовой информации. Текстовый редактор. Основные возможности по созданию простейших текстовых документов. Запись и считывание с диска.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
• назначение и основные возможности графического редактора.
• назначение и возможности текстового редактора.
Учащиеся должны уметь:
• применять для рисования произвольные «краски» и «кисти»;
• редактировать рисунок, вырезать части рисунка, склеивать, сохранять на диск и открывать сохраненный рисунок;
• запускать текстовый редактор, вводить текст, выполнять простейшие операции редактирования текста, сохранять и загружать текст;
ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС
Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира). Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звуки) и способов ее обработки. Что можно делать с информацией? Получение преобразование, передача, хранение информации. Общие сведения о двоичном кодировании и представлении информации в компьютерах.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
• понятие информации, многообразие ее форм,
• носители информации,
• информационные процессы (передача, обработка, хранение информации).
Учащиеся должны уметь:
• приводить примеры информации и информационных процессов;
• приводить примеры носителей информации.
5. Ресурсное обеспечение программы
Материально-техническая база:
- компьютерный класс (11 компьютеров),
- оргтехника (принтер, сканер, ксерокс),
- мультимедиа (ноутбук, проектор, экран),
- набор носителей информации,
Методическое обеспечение:
- интерактивная образовательная программа «Мир информатики» (1-2, 3-4 класс, «Кирилл и Мефодий», Бином),
- электронные учебники «Информатика для малышей»,
- рабочая тетрадь «Азы информатики»,
- мультимедиа материалы по разделам программы: «Мой компьютер», «Информационные технологии», «Информация вокруг нас»,
- Интернет - ресурсы: www.1september.ru, www.it-n.ru, www.pedsovet.ru, www.vidod.edu.ru, http://infojurnal.ru и др.
- методические разработки по гимнастике во время работы за компьютером,
- интерактивная программа «Дорога и дети»,
- буклеты, проспекты по ТБ в кабинете информатики, ЗОЖ и др.,
- памятка о правильной организации рабочего места младшего школьника,
- плакаты по ТБ, устройствам ПК и др.,
- дидактическое обеспечение.
Список литературы
1. Н. Н. Булгакова. Интеграция информатики в учебную среду начальной школы// Информатика и образование. 2004. №1.
2.Ю. А. Первин. Информатизация начальной школы: от концепции к содержанию// Информатика и образование. 2003. №11.
3. А.А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. Современный курс информатики: от элементов к системе// Информатика и образование. 2004. №1.
4. Ю. А. Первин. Информатика дома и в школе. Книга для учителя. С-Пб, "БХВ-Петербург", 2003.
5. С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов. С-Пб, "БХВ-Петербург", 2002.
6. Н. А. Пионтковская. Компьютер в начальной школе//Информатика и образование. 2003. №9.
7. Брыксина О.Ф. Информационные минутки на уроках в начальной школе. // Информатика, № 6, 2000.
8. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду. // Информатика, № 18, 2001.
9. Первин Ю.А. Зимние вечера. Информатика для начинающих. // Информатика, № 1 — 14/2001.
10. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.01 № 957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе"
11. «Организация обучения пропедевтического курса информатики в начальной школе» Информационно-методическое письмо по информатике #571/11-13 от 11.04.2000 года для использования в работе общеобразовательными учреждениями РФ в 2000-2001 учебном году.
12. Письмо Министерства образования Российской Федерации13-51-109/13 от 22.05.2003. «Об организации обучения информатике в третьем классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования - Информатика и образование. №73, 2003г., с.3 - 8.
13. С.Г. Дербенеева, «Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на уроках информатики» Информатика и образование. №10, 2003г., с.80-87.
14. Брошюра «Программно-методические материалы. Информатика. 1 – 11 классы».– М.: Дрофа, 2000.
15. Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, разработанные Институтом информатизации образования Российской Академии образования - журнал «Информатика и образование».– №4, 5, 6.– 2000.
16. Проект федерального компонента по информатике в начальной, основной и профильной школе.
17. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.
18. Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93.
19. Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.
20. Грязнова ЕМ. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№6. – С.77 - 87.
21. Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и образование. – 2006. –5. – С. 8-13.
22.Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 352 с.
23. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 48 с.
24. Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы “Информация” в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№9. –С. 29- 43.