Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Ялалетдиновым Юрием Аслямовичем, педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Гармония» г. Уфа Республики Башкортостан. Сегодня Юрий Аслямович с удовольствием предлагает вашему вниманию методическую разработку по организации домашней работы по классу гитары «Учимся дома». Данный материал будет интересен педагогам ДОД и родителям.
Краткий комментарий к статье от Юрия Аслямовича:
«Мы часто говорим о приобщении учащихся к искусству, к музыке. Всегда ли при этом мы учитываем, что это означает дать возможность ученику включиться в музыкальную деятельность, стать активным участником творческого процесса? Общение средствами музыки – это, прежде всего, взаимодействие педагога и обучающегося. Существует две формы обучения: классные занятия под руководством педагога и самостоятельная домашняя работа. Важно научить ученика трудиться самостоятельно!».
Увлекательного чтения…
Методическая разработка по организации домашней работы по классу гитары «Учимся дома»
Мы часто говорим о приобщении учащихся к искусству, к музыке. Всегда ли при этом мы учитываем, что это означает дать возможность ученику включится в музыкальную деятельность, стать активным участником творческого процесса?
Общение средствами музыки – это, прежде всего, взаимодействие педагога и обучающегося.
Существует две формы обучения: классные занятия под руководством педагога и самостоятельная домашняя работа.
Занятия в учреждении дополнительного образования в классе с педагогом составляют сравнительно небольшую часть времени, два часа в неделю. Этого недостаточно для уверенного, глубокого усвоения учебного материала. Очень важно правильно организовать домашнюю работу. Задача классной работы заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельному творческому труду. Ученику важно понять, что систематические занятия на гитаре, главное условие овладения исполнительским мастерством. В этом ребенку совершенно необходима помощь родителей, особенно, если ребенок младшего школьного возраста. Важно научить ученика трудиться самостоятельно.
Успех обучения зависит от того, как взаимодействуют занятия, проводимые педагогом в классе и самостоятельные домашние занятия ученика. Научить ребенка понимать музыку. Звуки должны быть не просто физическими, но и музыкальными, передавать красоту, а не только длительность, высоту звука, тембр. Сделать так, чтобы исполняемое музыкальное произведение отражало не язык нотной записи, а представляло бы некоторое художественное явление.
Занятия за инструментом позволяют воспитанникам ускорить практическое освоение основ музыкальной грамоты, что дает возможность в дальнейшем играть в различных ансамблях. Развивать внутренний музыкальный слух, научиться подбирать по слуху мелодии, аккомпанировать вокалисту или инструменталисту.
При всей доступности и кажущейся простате, гитара достаточно сложный инструмент. Ребенок должен решать одновременно множество задач. Грамотно исполнять музыкальный текст, правильно читать ноты, соблюдая при этом знаки альтерации, аппликатуру, метроритм и темп. Постоянно следить за координацией и правильной постановкой обеих рук. Очевидно, что задач при игре на гитаре множество, и каждая из них представляет собой определенную теоретическую, координационную или техническую сложность и требует определенного времени в изучении и практического усвоения на грифе гитары.
- Первоначальный период обучения
Поскольку любое музыкальное произведение всегда несет в себе эмоционально-образное содержание, то считается целесообразным чередовать школьные и музыкальные домашние занятия, например русский язык-музыка, математика-музыка и.т.д. Этот принцип приготовления домашних заданий позволяет равномерно по очереди соединять нагрузку и отдых. При таком распорядке продолжительность занятий между уроками может продолжаться 15-20 мин. Предлагаемый режим работы сэкономит время и позволит более рационально построить домашние занятия.
1.1. Организация движений гитариста
В первые недели обучения ребенок учится правильно извлекать звуки. Это сложное занятие требует много терпения и внимания. Сначала на гитаре нужно овладеть техническим приемом арпеджио. Пальцы правой руки должны видеть и слышать. Движение пальцев правой руки легче поддаются анализу, когда они не связаны с левой рукой. Простейшее арпеджио восходящее p.i.m.a. Большой палец правой руки играет с опорой (апояндо), в этот момент все три пальца указательный, средний, безымянный одновременно ставятся на 1.2.3. струну, струны располагаются между кончиками пальцев и ногтей, легким нажатием на струны, пальцы поочередно извлекают звук. Фиксакция струны между подушечкой пальца и ногтем, обеспечивает наиболее эффективную передачу усилий, минимальный люфт в ногтевом суставе. Пальцы левой руки обеспечивают минимальный подъем над грифом, создавая минимум усилий для их движения. Минимальное давление на струны предохраняет их от перегрузки, замедляет появление усталости. Вертикальное положение пальца достигается касанием струны на грифе ближе к ногтю. Необходимо заниматься с метрономом, причем, чтобы выработать ощущение пульса, нужно метроном настраивать на вторую долю. Упражнения и гаммы требуют постоянного внимания за артикуляцией контролируемой и неуправляемой, когда ухо контролирует и не контролирует скорость исполнения в самых быстрых темпах. Очень важно слышать затакт ритмически и мелодически, мысленно связывать его со следующей сильной долей, рассматривать его как трамплин к сильной доле. Важно, чтобы ученик во время игры следил за движениями обеих рук, очень важна артикуляция между правой и левой рукой. Пальцы правой руки готовятся, ставятся заранее на нужные струны, пальцы левой руки находят ноту, пальцы правой руки извлекают звук. Большой палец правой руки опирается на 6 струну при игре гамм и упражнений. Ценность этих упражнений и занятий важна по мере увеличения темпа или появления более мелких длительностей, контроль сознания уступает место приобретенным рефлексам. Очень важно развить технику правой руки, чем больше времени для подготовки звука, тем глубже контроль. То, что, в конечном счете, производит впечатление легато, происходит в ровной интенсивности и ритмической точности. Что касается левой руки, обучающемуся придется преодолеть некоторые болевые ощущения, которые возникнут на первоначальном этапе обучения от прижатия струн к грифу гитары. Поэтому начинать обучение желательно на гитаре с нейлоновыми струнами. Обязательно перед началом занятий выполнить упражнения на разогрев рук, помассировать их, а уж потом приступать к игре на гитаре.
2.2 Работа над ритмом
Поскольку музыка есть искусство, которое не может существовать вне времени, для любого исполнителя необходимо обостренное чувство метроритма, как основы любого музыкального произведения. Для выразительного исполнения помимо тембра, ускорений и замедлений темпа, нужно научиться вытягивать из гитары звук и ритм. Это можно сделать при помощи движений рук, мысленно сосредоточиться на таком упражнении, левая рука, прижав струну на грифе, делает скрытое движение в левую сторону, а правая рука в этот момент - в правую, как пружину растягивая звук, создавая напряжение, а потом расслабление, оно должно соответствовать внутренней пульсации. Это очень интересный момент в исполнительной технике выдающихся гитаристов, на эту тему я хочу написать следующую мою работу, посвященную анализу исполнительского мастерства ведущих гитаристов. Одним из методов воспитания чувства метроритма является работа со счетом вслух, особенно на начальной стадии обучения, постепенно у ученика вырабатывается внутреннее ощущение метроритма. Схема счета, которую я применяю, выглядит так. Целая нота считается Та-а-а-а, половинная Та - а, четвертная Та,
Восьмая Та-ти, шеснадцатые Та-ра-ти-ри. Эта схема проста, легко запоминается, легко проговаривается.
Методические советы педагогам класса гитары.
Для успешного обучения старайтесь с первых уроков найти с учеником психологический контакт. Не стремитесь вести занятия только со способными детьми. Каждый ребенок – это индивидуальность, личность, искусство педагога заключается в том, чтобы любой обучающийся стал прекрасным исполнителем. Для этого необходимо составить такой режим домашней работы ученика, при котором соблюдается чередование школьных и музыкальных предметов, приучить ребенка заниматься за инструментом каждый день. В течение первых месяцев обучения, по возможности родители должны присутствовать на уроке, чтобы потом могли контролировать выполнение домашнего задания. С первых шагов обучения приучить обучающегося к самостоятельной работе за инструментом. Для этого важно построить урок так, чтобы ребенок мог полностью скопировать его занимаясь самостоятельно. Например, упражнение на разогрев рук, затем игра упражнений для правой руки, (арпеджио и чередование пальцев i и m ), затем гаммы и упражнения на координацию правой и левой рук. Строго соблюдать гигиенические и физиологические условия для занятий ребенка. Использовать удобный жесткий стул необходимой высоты, подставку для левой ноги, чтобы избежать искривления позвоночника. Соблюдать тишину во время занятий. Внимательно относиться к физическому и эмоциональному состоянию ученика. Посещать годовые концерты и конкурсы вместе с родителями. Обучать обучающихся как вести себя на сцене, выход, поклон, уход. Работайте уверенно, с уважением и любовью к ученику, музыке. Постоянно анализируйте проведенные занятия.
Заключение
Невозможно за короткое время осветить все проблемы общения на музыкальных занятиях. Главное - это побудить педагогов задуматься над проблемами художественного процесса общения в совместной музыкальной деятельности с обучающимися.
Для гитары написано достаточно много методических работ, для учащихся музыкальных школ и училищ. Это работы Н.П. Михайленко «Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре». Ю.П.Кузин «Азбука гитариста». Ч. Дункан «Искусство игры на гитаре». «Организация домашней работы за фортепиано» автор М.Э. Бессарабова. Общие принципы обучения подходят и для системы дополнительного образования, поэтому многое можно взять на вооружение, и адаптировать применительно к дополнительному образованию класса гитары.