Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

НОД по экологии во второй младшей группе «Насекомые»
14 минут 2813 917

НОД по экологии во второй младшей группе «Насекомые»

Adusheva foto copy copy copy copyДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Адушева Нина Николаевна, воспитатель СПДС «Аленушка» ГБОУСОШ № 2» им. В. Маскина с. Клявлино Самарской области. Нина Николаевна предлагает вашему вниманию НОД по экологии во второй младшей группе «Насекомые». Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Нины Николаевны:

«Цель: Формировать умение ориентироваться в природном окружении. Задачи: Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания. Обогащать словарный запас детей: насекомые, бабочки, божья коровка, гусеница. Закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках. Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое».

Полезного чтения…


НОД по экологии во второй младшей группе «Насекомые»

Цель:

Формировать умение ориентироваться в природном окружении.

Задачи:

1.Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания.
Обогащать словарный запас детей: насекомые, бабочки, божья коровка, гусеница.

2.Закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках.
3.Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Оборудование:

Картинки насекомых или показ слайдов на компьюторе, атрибуты к играм.

Предполагаемый результат:

Углубить у детей знания о мире насекомых.

Ход НОД:

Воспитатель: Ранней весной появились насекомые. Назовите насекомых.

Сегодня мы пойдём в гости к этим маленьким жителям.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?

Воспитатель:   Вот мы и пришли на полянку! Посмотрим и расскажем, кто здесь живет. Как можно одним словом назвать всех этих жучков? (насекомые). Какого они размера? (маленькие). Какие части у них есть? (туловище, лапки, крылышки, усики).

Воспитатель: Сейчас, я вам расскажу про одно насекомое, но сначала отгадайте про него загадку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел.

Воспитатель: Про кого эта загадка? (Про бабочку)

Воспитатель: Да, конечно это бабочка . Какие у бабочек крылышки? (красивые, яркие). Где любят сидеть бабочки? (на цветах). У бабочки есть носик - хоботок, им она пьет нектар - сладкий сок с цветов.

Игра « Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется

Бабочка кружится, вьется. ( покружиться)

Крылья бабочки покрыто мелкими чешуйками, когда берем бабочку за крылья, то чешуйки облетают. Такая бабочка погибает.

Воспитатель: А сейчас отгадайте другую загадку, и вы узнаете, как называется следующее насекомое.

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет.

(гусеница)

Воспитатель:   Это гусеница. Какого она цвета? (зеленого). Еще гусеница бывает разных цветов и красная, и оранжевая. Что она есть? (листочки на деревьях). Этим она приносит вред деревьям. Но и пользу приносит: гусеницами питаются птицы. Кстати, птицы питаются еще и другими насекомыми. В природе есть еще очень смешная гусеница, у нее много ножек, и называется она сороконожка.

ИГРА "СОРОКОНОЖКА"

Правила:

Примеры заданий, которые может давать ведущий «сороконожке»:

— Сороконожка поднимает все свои правые (левые) ножки.

— Сороконожка прыгает.                            

— Сороконожка садится (игроки должны присесть на корточки).

— Сороконожка ползет сидя (игроки передвигаются на корточках).

— Сороконожка встала и побежала.

— Сороконожка чешет передней ножкой самую заднюю пятку.

Воспитатель: Какая смешная у вас получилась сороконожка!

Воспитатель: А сейчас отгадайте другую загадку, и вы узнаете, как называется следующее насекомое.

Он зеленый, он прыгучий,

Совершенно не колючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.(кузнечик)

Воспитатель: Конечно же, это кузнечик! Он живет в поле, в траве, поэтому его увидеть его нелегко из-за зеленой защитной окраске. Если присмотреться к кузнечику, он все время шевелит усами, благодаря усам кузнечик узнает, что происходит вокруг. Кузнечик высоко и далеко прыгает с травинки на травинку и звонко стрекочет, так они между собой разговаривают. Давайте превратимся в кузнечика

Игра «Кузнечик»

Спина прямая, руки на поясе

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок. Стоп.

Сели, посидели, травушки покушали, тишину послушали.

Выше, выше, высоко прыгай на носках легко.

Воспитатель: Как много милых и забавных кузнечиков!

Воспитатель:   Слушаем следующую загадку:

Тащит он соломинку

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней

Наш трудяга…(муравей)

Воспитатель: Муравьи – большие труженики. Они поднимают вес больше, чем весят сами. И живут они большими дружными семьями в домиках-муравейниках. Свои гнезда — «муравьиные кучи» — он строит из хвои, обломков веточек и стебель­ков. По муравейнику и возле него бегают тысячи муравьев. Есть рабочие муравьи, они строят. Несут комочки почвы, хвоинки, чешуйки почек, добывают пищу- жучка, муху, гусе­ницу. Есть солдаты, они защищают муравейник.У муравьев есть « царица», она откладывает яйца. А общаются они при помощи усиков.

Я предлагаю и вам, ребята, превратиться в муравьев

Игра «Построим муравейник»

Каждый ребенок по очереди носит по одному кирпичику или кубику, последний «муравей» несет конус, устанавливает его сверху на «дом», и это считается окончанием постройки муравейника

Воспитатель: Какой большие муравейники вы построили! Настоящие муравьи- работяги!

Воспитатель: Отгадайте следующую загадку.

Всё жужжит, жужжит, жужжит,

Над цветком она кружит,

Целый день, словно юла,

А зовут её (Пчела).

Воспитатель:Пчела – большая труженица. Они летают, собирают нектар. Пчёлы, в отличие от людей, не умеют разговаривать. Общаются при помощи танца. Когда пчела-разведчик находит подходящую поляну с цветами, она быстро возвращается домой, чтобы «рассказать» о своей находке своим товарищам, где находится пища и как к ней добраться.

Игра «Пчелки»

Утром пчёлки проснулись, (Встают и протирают глазки.)

Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются)

Раз - росой они умылись. (Умываются)

Два - изящно покружились. (Кружатся)

Три- нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают.)

На четыре – полетели. (Летают и жужжат).

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете, кто живет на полянке.                          

На берёзовом листочке

Кто-то красненький сидит.

Спинка, крылья – в чёрных точках.

Замерла, как будто спит.

Посидела, посидела…

Вверх взвилась и улетела.

Симпатичная плутовка,

Это…(божья коровка)

Воспитатель: Да, правильно, это божья коровка. Какого цвета у нее крылышки? (красного). А что есть на крылышках? (черные точки). Коровка назвали, потому что выделяет молочко. А божья – она добрая. Если посадить божью коровку на ладонь и сказать:

«Божья коровка, полети на небо,

там твои дети кушают конфетки,

всем по одной, а тебе ни одной!»,

Воспитатель: Она поверит в песенку, расправит крылышки и улетит.

Воспитатель: А сейчас отгадайте следующую загадку, и догадайтесь, о ком в ней говорится.

Как красивую картину,

Сплел большую паутину.

Ни комарик, ни жучок,

А умелый …(паучок)

Воспитатель: Да, это паучок, маленький и тоже трудолюбивый жучок, который постоянно в работе. Как называется домик паучка? (паутина). Паучок не только плетет свою паутину, но и постоянно следит за ее чистотой. Нить паутины служит лестницей для спуска и подъёма. Или «самолетом» ветер подхватит паутину вместе с паучком и перенесет в другое место. Паук питается вредными насекомыми и этим приносит пользу.

Правила игры Паучок

С помощью считалочки выбирают паучка.

Остальные ребята берутся за руки, и образуют круг.

Паучок садится в центр круга на корточки.

Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:

— Паучок-паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили.

(игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь!

(паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком с следующем кону). После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком».

Воспитатель: Какие шустрые паучки! Не успеешь оглянуться, а они уже в другом месте.

Воспитатель: Загадаю следующую загадку:

Целый день летает,

Всем надоедает. (Муха)

Игра "Паук и мухи"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

Воспитатель: Где живут насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и под землей. Многие насекомые прячутся в трещинах и щелях, под корой деревьев или камнями, в траве, на листьях, на цветах, на ветках. Поэтому нам кажется, что насекомых не так много, как есть на самом деле.

Воспитатель: А это стрекоза, водомерка они живут у воды. У стрекозы две пары прозрачных, вытянутых крыльев. Стрекоза живет у самого берега заросшего водоёма, где растет камыш и хвощ. Она очень прожорлива. Летают в разных направлениях в поисках пищи и за день успевают уничтожить множество вредителей. Свои личинки стрекозы откладывают в воду.

Это насекомое водомерка относится к хищникам, и питается насекомыми, которые падают в воду. Бегает она на задних четырех ногах. Водомерка движется очень быстро, она будто скользит по поверхности воды, может даже совершать прыжки с разгона, скрываясь от врага. Как только наступают холода, водомерки покидают водоем. Они выползают на берег, и там уже прячутся в укромных местах, чаще всего под комочками земли или же корой пней. Защитная окраска этого насекомого почти чёрная, поэтому водомерку очень трудно бывает увидеть птицам, а от рыб она спасается неожиданными ловкими движениями

Воспитатель: Как насекомые защищаются. Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться). Кузнечик живёт в траве, майский жук на ветках деревьев.

Божью коровку она такая яркая! Её хорошо видно в траве и на коре дерева. Её любая птица заметит. Божья коровка сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!

Воспитатель: Зачем нужны насекомые. Это еда для птиц, рыб, ежей, лягушек.

Воспитатель. Божьи коровки приносят большую пользу в лесах, садах и огородах, уничтожая вредных мелких насекомых – тлей.

Стрекозы украшают природу и очень полезны: уничтожают комаров, мух, мошек. Стрекоз нужно охранять.

Воспитатель: Многие насекомые приносят неоценимую пользу как опылители растений – без них не могли бы созревать семена и плоды. Основными опылителями служат пчелы, бабочки, мухи, жуки и осы.

Воспитатель: Пчела является одним из самых замечательных подарков природы, она нам мед дает.

Бабочка- тутовый шелкопряд. Эта ткань, изготовленные из тончайшей паутины, нити

Воспитатель: Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (Они живые).

Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться.

Литература:

  1. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
  2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»
  3. Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 3-4 года»
  4. Н.А. Рыжова « Я и природа»
  5. Физминутки в детском саду

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2306 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2130 607