Дорогие друзья, мы рады представить вам Лысакову Светлану Сергеевну, воспитателя МАДОУ ДС № 32 «Брусничка» г. Нижневартовска Тюменская области. Сегодня Светлана Сергеевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по использованию коврографа Воскобовича во всех видах непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Статья будет полезна педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Сергеевны:
«Дошкольное образование стало первой ступенью в образовании и задача нас педагогов, родителей - подготовить детей к школе посредством ведущей для них - игровой деятельности. Справиться с этой задачей нам помогают и открывают безграничные возможности игры Воскобовича».
Интересного чтения…
Игра - это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Психологи доказали: в игре у дошкольника интенсивно развивается психика. На пределе работают память, мышление, восприятие. В игре ребенок проявляет больше произвольности, больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем в ситуации простого, "учебного" задания. Даже острота зрения повышается в условиях игры. Ну и, конечно, обогащается запас знаний ребенка о мире. Для ребенка дошкольного возраста, игра представляет собой «посильный способ войти во всю сложность окружающего мира». Развитие игры в этот период проходит путь от предметной игры к ролевой, отражающей отношения между людьми. Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно-сложившимися способами игровых действий. Осваивая их, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации.
Дошкольное образование стало первой ступенью в образовании и задача нас педагогов, родителей - подготовить детей к школе посредством ведущей для них, игровой деятельности. И в этом нам помогают и открывают безграничные возможности игры Воскобовича.
Методика Воскобовича в самом начале ее появления, в 90-х годах стала очень популярной в детских садах, более 90% дошкольных учреждений Санкт-Петербурга, родного города создателя методики, обязательно имели в своем арсенале игры Воскобовича.
Эти игры не только развивают малышей, они стимулируют их творческие способности, учат познанию мира.
В игре незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение
Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
В нашей группе самым популярным игровым пособием стал коврограф «Ларчик» - уникальный методический комплекс, с помощью которого возможно создать для ребенка многофункциональную развивающую и обучающую среду. Ковролиновое игровое поле представляет собой совокупность школьной доски и фланелеграфа.
С помощью различных приспособлений можно фиксировать на нем разнообразный демонстрационный материал: дидактические карточки с цифрами, буквами, фигурами, различными изображениями и т.д.
Как отмечает сам Вячеслав Вадимович Воскобович, отличий методики несколько: насыщенность, многофункциональность, многоплановость игрового материала. Отсюда как следствие, широкий возрастной диапазон.
Знакомство с развивающей методикой Воскобовича происходит во время увлекательной и занимательной игры. Выдуманные персонажи помогают ввести ребенка в сказочную атмосферу, что намного интереснее и привлекательнее, чем просто вертеть игрушку в руках в поисках нового образа.
Популярными персонажами автора стали у наших детей гусеница Жужа, кот Котофеич, китенок Кит, а также другие, сделанные нашими руками и полюбившиеся детям. Сделать их легко - из картона, дерева, а можно просто магниты с изображением любого животного (приклеить клейкую ленту не трудно).
Познакомились с коврографом Воскобовича наши дети в младшем возрасте. Занятия по всем образовательным областям начинались у коврографа – дети приходили в гости к жителям «Волшебного леса». Озвучить игровую ситуацию вместе с детьми легко и забавно. В развивающих творчество областях (лепке, рисования и аппликации), придуманная мотивация для детей была понятна и интересна. Например - они делали новый домик для зайчика Весельчака, лепили ягодки (грибочки) для мишки Топтышки, рисовали дерево с листиками для гусеницы Жужи и т.д.
На занятиях « Знакомство с математикой» - дети выбирали мост (узкий, широкий) или дорогу (длинную, короткую) для жителей волшебного леса, знакомились с эталоном цвета и фигурами при помощи игровых пособий, входивших в комплект. Ориентироваться в пространстве они учились с ЛаНью (левый нижний угол),ЛьВом (левый верхний угол),ПоНи (правый нижний угол) и ПаВлином (правый верхний угол).Наши дети взрослели и при знакомстве с составом чисел, числительными, с соотношением их с предметами к нам помощь приходили прозрачные кармашки с набором цифр, входящие в набор «Ларчика». Для лучшей наглядности мы сами изготовили дополнительное пособие. Это очень легко - достаточно на любые картинки приклеить липкую ленту. Познакомить детей с клеткой, графическим письмом, мерой длины помогли«Разноцветные веревочки». В комплекте пять веревочек: первая веревочка – одна и девять клеток, вторая – две и восемь и т.д. Это прекрасный материал с большими функциональными возможностями. Веревочками можно обводить и соединять картинки, выделять множества, создавать из них различные фигуры и узоры, измерять величину предметов. и много других игровых обучающих средств, предоставил нашим воспитанникам и нам воспитателям, коврограф «Ларчик».
Обучение грамоте проходит у нас тоже у коврографа Воскобовича. Набор букв и серия картинок «Буквоцирк» помогли увлекательно и доступно ввести детей в незнакомый мир букв.В нем10 картонных карточек с гласными. Но это не просто буквы, а веселые клоуны с забавными именами: Арлекин, Ярлекин, Урлекин и Юрлекин и др. Благодаря этому набору дети легко усвоили понятия :твердые, мягкие звуки; парные гласные и т.д.
Видя заинтересованность наших детей коврографом, мы сами придумывали новые разнообразные задания и игры. А также пользовались методическим пособием «Коврограф Ларчик» Харько Т.Г., Воскобович В.В. В нем дано множество игровых мини-ситуаций с упражнениями и задачами, которые можно выполнить с помощью коврографа. Главными героями игр были Лопушок и Гусеница Фифа, которым, конечно, требовалась помощь ребят. Задания в пособии сгруппированы по возрастам: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-6 лет), старший дошкольный возраст (6-7 лет). Для каждого возраста предусмотрены задания для развития сенсорных способностей, внимания, мышления, памяти, воображения, задания, знакомящие с окружающим миром, соответствующие возрасту задания по математике, а для старшего возраста – задания для обучения грамоте и развития речи.
Для нас воспитателей, благодаря коврографу Воскобовича открылось больше возможности проявить свое творчество в обучении дошкольников посредством игры. Использование этих игр в педагогическом процессе позволяет нам перестроить образовательную деятельность, заменяя привычные занятия игровой деятельностью.
Список литературы:
1.Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ - Воронеж, 2012 г.
2.Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры – СПб., 2000 г.
3.Спиваковских А.С.Дошкольный возраст – время играть. – М.2010 г.