Дорогие друзья, мы рады представить вам Марченко Юлию Евгеньевну, воспитателя МКДОУ «Детский сад № 21» с. Байны Свердловской области. Сегодня Юлия Евгеньевна в своей статье предлагает обратиться к теме трудового воспитания детей. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Юлии Евгеньевны:
«Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами».
Интересного чтения…
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.
По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева, Т.А. Маркова. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.
В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.
Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.
Программа для детей старшего возраста предполагает насыщенное образовательное содержание, широкий круг представлений о разных видах производительного и обслуживающего труда, соответствующее познавательным интересам современного ребёнка.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста важно не только сформировать систему знаний о трудовом процессе, но и научить общению с незнакомыми людьми.
В связи с этим работа по ознакомлению старших дошкольников с профессиями стала актуальной. Ее разрешение нашлось в трудах В.И. Логиновой, Р.С. Буре, В.Г. Нечаевой.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.
При проведении занятий по ознакомлению с трудом взрослых можно использовать различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
Именно мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Все мультимедиа средства, которые используются в обучении детей дошкольного возраста, должны удовлетворять всем требованиям, предъявляемых как к учебные, так и методическим пособиям.
Проектирование прочно вошло в педагогическую деятельность и стало одним из ведущих функций педагога любого уровня и должности.
Комплект презентационных материалов – практикум, содержащий мультемедийных презентаций. Данная форма наиболее оптимальна, так как в настоящее время мало разработанных и апробированных программ, в связи с тем, что мультимедиа была недавно введена в образовательную систему ДОУ.
Технология мультимедиа прочно вошла в повседневную жизнь и успешно применяется во многих пользовательских приложениях.
Список литературы:
- Беренфельд Б.С., Бутягина К.Л., Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ, Вопросы образования, 3-2005.
- Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 2011. - 821 с.
- Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. – 2004. - №1. - С. 64.
- Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
- Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Дефектология. — 2007. — №6. - С. 12-15.
- Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. М.: Просвещение, 2007. - 694 с.
- Джабасова Н. В. Использование компьютерных презентаций в учебном процессе // Информатика и образование. 2010. № 6. С.72-73.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников- М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании, учебное пособие для высш. учеб. Заведений, М, «Академия», 2008.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Рн/Д : Плата,- 2007. – 506 с.