Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Бондаренко Оксаной Владимировной, заместителем заведующего МБДОУ «Сказка» г. Ноябрьск Тюменской области. Сегодня Оксана Владимировна в своей статье расскажет о роли педагога и особенностях организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Оксаны Владимировны:
«О детском экспериментировании и его активном внедрении в практику работы детского дошкольного учреждения».
Познавательного чтения...
Роль педагога и особенности организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста
Посмотреть статью в полной версии
Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
В чем заключается роль педагога в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательно – исследовательскую деятельность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует познавательно – исследовательскую деятельность.
Почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем, ребенок может только в том случае, если рядом с ним не учитель - назидатель и наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, проявляющий искреннюю заинтересованность и уважение к результату других. Поэтому позиция взрослого в экспериментировании – быть всегда вместе (рядом) с детьми, в общем круге, за реальным круглым столом, приглашающем к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.
О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?
- Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя.
Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются две ситуации.
1. Если действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.
2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы они ни в чем не проявляли инициативы, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы, потребность поисковой активности угасает, ибо в этом нет никакого смысла. Следовательно, необходимы несложные препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Отказ от борьбы, выработанный в одной ситуации при решении определенных задач, имеет тенденцию распространяться и на другие ситуации, в том числе достаточно простые. Поэтому наиболее актуален вариант, когда «высокая поисковая активность, направленная на решение определенных задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других, незнакомых ранее ситуациях.
Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и поэтапно.
На первом этапе педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний, дошкольники, становятся более самостоятельны в поиске решения.
На втором этапе педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог, лишь, в крайнем случае оказывает минимальную помощь.
Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому, основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
- осознание того, что хочешь узнать;
- формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
- выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
- фиксирование результатов, анализ полученных данных;
- словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Работа по развитию познавательно – исследовательской деятельности требует от педагога демократического стиля общения.
Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
Работа небольшими подгруппами способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, развивает его коммуникативно - речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.
Содержание познавательно – исследовательской деятельности должно быть построено исходя из трех блоков педагогического процесса.
1. Совместная деятельность педагога с детьми
2. Образовательная деятельность
3. Свободная самостоятельная деятельность детей
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в экспериментальной деятельности. Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Дети проводят опыты в лаборатории, используя пособия и материал для проведения исследования. С детьми организуются экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
Образовательная деятельность по экспериментированию построена на совместном творчестве педагога и детей. Это стимулирует познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечает требованиям педагогики сотрудничества.
По способу применения эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле и т.д.
- индивидуальные (1—4 ребенка);
- групповые (5—10 детей);
- коллективные (вся группа).
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
- однократные;
- многократные, или циклические.
- первичные;
- повторные;
- заключительные и итоговые.
- констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
- демонстрационные;
Правила при выборе темы экспериментальной деятельности:
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
- Педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тематика исследований, доступных и увлекательных для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна.
- Это свойства самого удивительного вещества на земле – воды.
- Исследование почвы – бесценной кладовой.
- Изучение камней – удивительных созданий природы, ровесников нашей планеты.
- И не менее удивительных свойств магнита, который может заставить обыкновенную кнопку «играть в классики» или «танцевать вальс».
- А что может быть заманчивее и интереснее, чем массивные колонны сталактитов и сталагмитов, которые можно вырастить в детском саду? И прочие.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности
В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений.
Таким образом, можно сделать вывод, что совместная деятельность педагога с детьми является основным видом в экспериментальной деятельности, которая стимулирует детей к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.