Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Развитие речи» «Звук и буква А»
10 минут 2968 977

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Развитие речи» «Звук и буква А»

Selezneva foto copy copy copy copyДорогие друзья, мы рады представить вам Селезнёву Альбину Магафуровну, методиста МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Гармония» г. Уфа Республики Башкортостан. Сегодня Альбина Магафуровна с удовольствием предлагает вашему вниманию методическую разработку учебного занятия по дисциплине «Развитие речи» «Звук и буква А». Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Альбины Магафуровны:

«Данная методика необходима для общего развития ребенка на этапе дошкольного возраста. Методика разработана для педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении по дисциплине развитие речи, обучение грамоте или обучение чтению».

Полезного чтения…


Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Развитие речи» «Звук и буква А»

Посмотреть статью в полной версии

Аннотация

Основой для обучающегося является развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность, ориентирует осмысленно говорить, читать и писать, способствует обогащению речи обучающегося, развитию внимания и интереса к языку, любви к чтению.

Воспитание звуковой культуры речи у обучающихся основным будет формирование и развитие фонематического слухового внимания, фонематического слуха, формирование правильного звукопроизношения.

Данная методика необходима для общего развития ребенка на этапе дошкольного возраста. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении

ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных аспектов раннего обучения является развитие речи, ведь от этого зависит будущая успеваемость ребенка в школе.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать внимательность, умение рассуждать анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста со звуком «А» и буквой «А».

Задачи: Знакомство с буквой «А», формировать умение находить ее среди других букв алфавита. Развивать зрительное и слуховое внимание, тонкую и артикуляционную моторику. Развивать координацию речи с движениями, творческое воображение.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли бы быть произнесены из – за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки отдельных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологией детей, подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки.                                                              

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Знакомство звук и буква «А»

Цель занятия: Выработать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «А».

 Задачи:

  • Познакомить со звуком [а], буквой «А», «а» формировать умение выделять звук [а] в звукоподражаниях, в ловах и во фразовой речи.
  • Развиваем фонематический слух, внимание, умение слушать и слышать, логическое мышление, речь, прививать интерес к чтению.
  • Воспитывать эстетические чувства, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
  • Способствовать развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму (рисование дорожек, штриховка, прописываем букву).

Используемые материалы и оборудование:

Сценарии учебно-игрового занятия. «Шершавые буквы». Демонстрационный материал: плакат: № 1, большая буква «А». Лист с заданиями для детей, кукла, счетные палочки, красный и синий домик, коврограф, простой карандаш, цветные карандаши.

План занятия.

 1.    Организационный момент.
2.    Постановка темы.
3.    Слушание стихотворения.
4.    Развитие слухового внимания.
5.    Физкультминутка.
6.    Знакомство с буквой «А».
7.    Чтение.
8.    Штриховка буквы «А», прописываем букву «А».
9.    Итоговая часть.

Ход занятия:

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Я рада Вас всех видеть!!!

Сегодня мы с вами отправимся в страну звуков и букв. Вы узнаете много нового о звуках и буквах, словах (рассматриваются красный и синий домик).

В этих домиках живут разные звуки и буквы.

Ребята, послушайте, кто-то плачет: а-а-а. Это кукла Аня.

-Как плачет Аня? (а-а-а). Не плачь Аня! Лучше отправляйся с нами в путешествие!

-Какой первый звук в слове АААня? Аня принесла с собой игрушки: ааавтомобиль, ааавтобус и фрукты ананас, ааапельсин, ааабрикос.

-Какой звук первый во всех этих словах? (Звук А).

Постановка темы:

На нашем занятии мы с вами познакомимся со звуком А.. Аня предлагает нам спеть звук А.. Представьте, что у нас в руках клубок. Наматываем ниточку на клубок и поем звук А-А-А. Ниточка длинная или короткая? (длинная). Звук А мы можем петь тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздуха. Звук А называется гласным звуком, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном домике. Мы будем обозначать звук красным большим кружочком.  (Символ  гласного «А»).

Слушание стихотворения:

Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!

Берестов Валентин

 Развитие слухового внимания:

  Игра «Поймай звук». Педагог произносит ряд звуков, слогов, слов  дети хлопают, услышав звук А.

- Но, смотрите не ошибитесь!

- к, с, а, б, т, о, а, а, р, п, м, а, с, з.

- ча, но, ап, ем, га, да, не, зу, ра, ор.

Физминутка.

                  Прилетел к нам аист.

                     -Аист, аист длинноногий,

                    Покажи домой дорогу.

                     -Топни правой ногой,

                    Топни левой ногой.

                    Шагните правой ногой.
                     Шагните левой ногой,

                    Так придете вы домой.

Педагог включает негромкую ритмичную музыку и, показывает движения, дети повторяют.

Знакомство с буквой «А»

На что похожа буква А, что она вам напоминает?

                 Вот два столба наискосок,

                 А между ними - поясок!

                 Ты букву эту знаешь? А?

                 Перед тобою буква А.

Выложите букву из счетных палочек. Сколько нам понадобится палочек?

Букву А мы можем написать, выложить из полочек, потрогать, увидеть.

А звук А услышать и произнести. А-А-А-Сколько звуков я произнесла?

Чтение

На коврографе выложены звуковые дорожки от Буквы А до Буквы А. Нужно прокатить шарики и «пропеть» звуки.

Штриховка буквы «А», прописываем букву «А»

Лист с заданием: Объяснить, что букву «А» штрихуем сверху вниз, красным карандашом не выходя за края. Дописываем букву «А». (Приложение № 1).

Итоговая часть

- Как плачет Аня?

- Какой первый звук в словах автобус, автомобиль, ананас, апельсин, абрикос?

(При ответах следить за тем, чтобы звук «А» дети произносили более длительно, чем другие звуки).

- Какую букву мы сегодня изучили?

- Вам понравилось сегодня на уроке?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать- это значит говорить про себя вслух, а говорить-значит думать.

Овладение навыками звуко - слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая  взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607