Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие познавательных логических УУД у младших школьников на уроках окружающего мира
19 минут 3667 897

Развитие познавательных логических УУД у младших школьников на уроках окружающего мира

Makarevich fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Макаревич Татьяну Викторовну, педагога МБОУ СОШ с. Правда Сахалинской области. Сегодня Татьяна Викторовна с радостью делится с нами полезным материалом о развитии познавательных логических УУД у младших школьников на уроках окружающего мира. Данный материал будет полезен учителям начальных классов родителям.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Викторовны:

«Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС начального общего образования ответственность существенно возрастает, т.к. перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса».

Полезного чтения…


Развитие познавательных логических УУД у младших школьников на уроках окружающего мира

Введение

1.Актуальность

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Таким образом, овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, создавая возможность самостоятельного успешного обучения.

Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым [2], Г.В. Бурменской [2], И.А. Володарской [2], О.А. Карабановой [3], Л.Г. Петерсон [4] и др.

Данные авторы отмечают, что формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.

В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

2. Характеристика «Познавательные универсальные учебные действия»

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а так­же постановку и решение проблемы.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (сущест­венных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе са­мостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представ­ление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование [5, с. 44 – 46].

3. Развитие логических познавательных универсальных учебных действий младших школьников в свете ФГОС НОО на уроках окружающего мира

Большими возможностями в формировании познавательных логических УУД обучающихся располагают уроки окружающего мира. К числу путей, способствующих интенсивному развитию логических умений детей во время изучения окружающего мира, относится методика обучения средствами субъективизации, под которой понимается сознательное и активное включение школьника в планирование, организацию и проведение его учебно-познавательной деятельности.

Ребенок приходит в школу с определенным жизненным опытом, кругозором, отношением к миру. У детей 7 – 8-летнего возраста развито наглядно-действенное мышление, именно от этих условий и отталкивается учитель, развивая логику у учащихся. Отгадывая загадки, анаграммы, определяют, что можно сказать про слово-отгадку, выделяя его признаки, т.е. идет процесс анализа.

Затем дети уточняют общие признаки предметов, т.е. синтезируют полученные знания. В данном случае одни предметы живые, другие нет. Определяют существенные признаки, систематизируют. Всё живое растёт, дышит, размножается, питается, погибает, а неживые предметы этими качествами не обладают. На основе этого делают вывод, т.е. обобщают полученные знания: природа бывает живая и неживая.

Можно сказать, что в данном случае учитель развивает у детей индуктивный способ мышления. Опираясь на вывод, который сделали дети, учитель предлагает ученикам разделить предметы на группы по выделенным существенным признакам, т.е. используется такой логический прием как классификация. Дети уже самостоятельно анализируют и синтезируют предметы, выделяют лишние предметы, выполняют обобщение.

Обобщенное умение применять знания в новой учебной ситуации у младшего школьника характеризуется такими поисковыми действиями как распознавание объекта по признакам; сравнения в форме сопоставления и противопоставления; выделение главного; установление взаимосвязей; использование аналогии как средства переноса способа действия; конструирование, доказательство.

Развитию этих умений способствуют определенные задания.

Умение провести линии сходства и различия живого и неживого помогает учащимся установить взаимозависимость живой и неживой природы, понять, что это неразрывно, а впоследствии выйти на такое научное обоснование и основу любой науки, как взаимодействие.

Хорошими упражнениями для развития логических действий являются задания на классификацию природоведческих понятий, построение цепей питания.

Для формирования познавательных логических универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» проводится групповая и индивидуальная работа.

4. Разработка и реализация комплекса мероприятий по формированию логических познавательных универсальных учебных действий в курсе учебного предмета «Окружающий мир» учебно-методического комплекса «Школа России»

Комплекс методов и приемов, использованных на уроках, включает в себя:

1) Загадки.

2) «Философские задачи».

3) Логические пятиминутки.

4) Чтение дополнительных текстов.

5) Практические методы (опыты).

6) Дидактическая игра.

7) Проблемное обучение.

8) Творческие задания.

Комплекс данных методов и приемов позволяет учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

Для организации интересной познавательной деятельности учащихся на уроках применялись логические задачи.Логическая задача стимулировала постановку таких вопросов и появление таких высказываний у учащихся и учителя, которые редко возникают при простом обсуждении «готового» текста учебника: «У кого есть другое мнение?», «Ты думаешь так, давай узнаем, что по этому поводу думают другие», «Найдите доказательства», «Не верим! Убеждайте!», «Доказываем!» и др.

Логические задачи также были выражены и в виде проблемных вопросов. Например, после проведения опытов с песком и глиной учащимся было предложено обсудить следующие проблемы:

1. Можно ли в песочных часах вместо песка использовать глину?

2. Почему посуду лепят из глины? Можно ли сделать ее из песка? Можно ли наливать суп в песочную тарелку?

3. У живущих в пустынях верблюдов очень большие носы. Помогают ли они им спасаться от песчаных бурь? (Носы выступают в роли противогазов. Они задерживают песок, не давая ему попадать внутрь организма).

4. Почему в пустынях не могут жить растения наших краев? Как они будут себя чувствовать во время песчаных бурь? (Растения могут быть засыпаны песком или, наоборот, корни их оголены).

Проблема может быть выражена не только в виде вопроса, «скрыта» от учащихся и представлена в самой формулировке задания.

«Распределите слова по столбцам: это свойственно животным (это умеют делать животные), это свойственно человеку и животным (это умеют делать и человек, и животное), это свойственно только человеку (это умеет делать только человек»).

Можно дать подсказку в виде подборки слов: дышать, передвигаться, думать, творить, питаться, ухаживать за потомством, придумывать разные машины, рисовать, сочинять музыку, преследовать добычу, впадать в спячку, добывать пищу, выращивать растения, ухаживать за животными.

Среди логических задач проблемного характера большой интерес для младших школьников представляли так называемые философские задачи. С учащимися мы использовали следующие философские задачи:

1. С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый (упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)?

Ответы: заяц, осел, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.

2. Дополни высказывания:

радио – ухо, а книга – _________________

радость – свет, а горе – ________________

труд – награда, а лень – ________________

ночь – тишина, а день – ________________

весна – рассвет, а осень – _______________

Для развития учебно-логических умений учащихся мы решили использовать логические пятиминутки. Например, инструктивная логическая пятиминутка:

Цель: Способствовать овладению функциональными знаниями умения   определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.

- Ребята, кто из вас был в лесу? Сегодня мы совершим заочное путешествие в лес. Но сначала нужно отгадать загадку.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы.

Что это? Верно, это гриб (Появляется картинка.) Вот какую историю он рассказал.

Жил в лесу гриб. Пошел он гулять и повстречал зверька с пушистым хвостом.

«Ты кто?» – спросил гриб.

«Я лисичка», – ответил зверек.

«Вот здорово, – обрадовался гриб, – я тоже лисичка».

Ребята, что за лисички встретились? (Встретились гриб, который называется «лисичка», и дикий зверек, которого тое зовут «лисичка». Они живут в лесу и ходят в одежде рыжего цвета.)

Вывод: Слово одно, а значений два. Эго многозначное слово. При изучении объекта важно его ограничить от других объектов, схожих с ним.

Тренинговая логическая пятиминутка:

Цель: Способствовать овладению умением определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.

- Сегодня мы будем определять объект нашего внимания. Объект – это общее название любого предмета, живого существа, явления, процесса.

Рассмотрите предметы, изображенные на рисунке, который лежит у вас на парте. Назовите каждый предмет. На рисунке изображены воробей, снегирь, синица.

Верно, слова «воробей», «снегирь», «синица» – это слова, называющие предметы, которые нас окружают. Будем обозначать слова-предметы прямоугольником розового цвета.

Как можно назвать одним словом воробья, снегиря, синицу? Верно, это птицы. Покажите это слово с помощью схемы. Как вы это сделали? Положили на парту прямоугольник розового цвета, т.к. это слово-предмет.

Вывод: Если мы хотим понять какой-либо объект, мы должны его точно определить.

Помимо творческого рассказывания, на уроках использовались творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование), с речевым творчеством (сочинение стихов, потешек, загадок и пр.), с разыгрыванием юмористических сценок из произведений детской художественной литературы, слушанием музыки и многим другим.

Например, на уроке по теме «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» используются творческие задания

1) общеучебного характера:

1. Перечислите известные вам названия лесных и луговых цветов.

2. Как вы думаете, чем они отличаются от садовых?

3. Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?

4. Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так:

«Одним ранним летним утром села бабочка на колокольчик…..

2) логического характера:

1. Есть ли у вас любимый цветок? Он садовый или луговой? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?

2. Сравните колокольчик садовый с лесным колокольчиком.

Что у них общего? Чем различаются?

3. Сравните различные виды бабочек. Что у них общего? Чем различаются?

4. Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?

5. Выскажи предположение: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

6. Что произойдет, если… исчезнут все цветы?

3) на сферу применения:

Вылепи из пластилина цветок и бабочку.

Постановка проблем и их решение присутствует на каждом уроке. Ученику предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций материал урока. При этом научиться анализу и синтезу, умению обобщать учебный материал, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Рассмотрим на примере фрагмента урока УМК « Школа России» в 1 классе по теме: «Кто такие насекомые и рыбы?» процесс формирования логических познавательных УУД:

На уроке ставится учебная проблема: выделить признаки насекомых, признаки и разнообразие рыб.

1. На экране картинки с изображением насекомых и рыб. Например: бабочка, щука, жук, стрекоза, карась, сом.

- Разделите картинки на две группы.   (Бабочка, стрекоза, жук. Щука, карась, сом.)

- По какому признаку вы разделили картинки? (В первой группе – насекомые, во второй – рыбы.)

Постановка проблемы, которую будем решать на уроке.

Детям предлагается ситуация представить, что сейчас лето. Светит яркое солнце. Они оказались на зелёной лужайке. Здесь живут друзья Муравьишки. (Включается лёгкая мелодия.)

- Но кто же они? Догадайтесь!

На экране появляется изображение луга. Открывается наглядное пособие «Природное сообщество. Луг»

- В эту пору на лугу очень весело. Ответы и рассуждения детей.

- Множество пчёл носится возле цветущих трав! Пахнет мёдом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.

- Назовите друзей Муравьишки. (Пчёлы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)

На экране появляются соответствующие картинки. (Стрекоза, пчела, жук, стрекоза.)

- Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые.)

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?   (О насекомых.)

- Как по другому мы можем назвать Муравьишку?   (Насекомое.)

- Почему всех их называют насекомыми? Вот на этот проблемный вопрос мы постараемся с вами ответить и доказать. Научиться узнавать какое из животных – насекомое.

Целесообразно использовать логические задачи, в результате решения которых уточняются знания младших школьников об условиях жизни животного, отличительных признаках, способах ухода за ними, воспитывается сочувствие и желание помочь ему.

Работа на Mak Bok.

- Найди среди других групп животных насекомых.

- Соедини подходящую картинку со словом насекомые.

- Нарисуй бабочку при помощи инструмента «Карандаш».

- При помощи инструмента «Заливка» раскрась бабочку.

Вывод. Одно из самых важных свойств в выявлении проблемы – способность изменять свою собственную точку зрения, смотреть на объектив исследования с разных сторон.

На уроке в 1 классе по теме «Где живут белые медведи?» дети учились делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой, использовалась работа в парах. Шел процесс развития логического мышления на основе отработки логических операций: анализ при выделении признаков и видов животных; синтез при формулировке вывода.

Например:

- А сейчас мы вместе с вами более подробно рассмотрим представителей животного мира каждого полюса. Вы получите карточку с описанием этих животных. Вы должны будете внимательно прочитать текст, выделить главные особенности, которые в дальнейшем вам помогут узнавать этих животных. Для того чтобы вам было это легче сделать, на отдельной карточке вам предлагается иллюстрации этих животных, которые помогут выделить главное.

На работу вам отводится 7 минут. После чего пара должна будет представить результаты о проделанной работе в виде небольшого сообщения.

5. Вывод

Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования познавательных логических универсальных учебных действий. УМК «Школа России» обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями стандарта.

Список использованной литературы

1. Андронова О.С. Формирование интеллектуальных умений младших школьников на уроках математики и окружающего мира // Начальное образование. 2012. № 6. С. 39 – 44.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / Авт.-сост. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

3. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. 2009. № 12. С. 9 – 11.

4. Сборник рабочих программ начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 176 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с. (Стандарты второго поколения).

6. Плешаков А. А. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы / Анащенкова С. В., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Бойкина М. В., Волкова С. И. и др. – М.: Просвещение, 2011. С. 368 – 468.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607