Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Клименко Виталиной Вячеславовной, воспитателем МБДОУ «Энергетик» г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия). Сегодня Виталина Вячеславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Игра, как основа социального развития детей». Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Виталины Вячеславовны:
«Для того, чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми, проявлять уважение к ним. Этому всему они могут научиться, конечно же, в игре».
Полезного чтения…
Игра, как основа социального развития детей
Известно, что развитие, становление личности человека, как полноценного члена общества происходит в тот период жизни, который называется детство. Для того, чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми, проявлять уважение к ним.Этому всему они могут научиться, конечно же, в игре. С мыслью о том, что игра не единственная деятельность детей дошкольного возраста, соглашаются все исследователи, так или иначе разрабатывавшие проблему детской игры. Продуктивным в плане научно-практического ее изучения явилось признание отечественной наукой за игрой статуса ведущей деятельности детей дошкольного возраста.
Согласно Л.С.Выготскому, игра — источник развития и она создает зону ближайшего развития: «...по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка» [Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. № 6].
Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок — это, без сомнения, играющий ребенок. Однако, чтобы «быть в состоянии играть», он должен предварительно достичь известной ступени социального развития.
Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.
Общеизвестно, что в игре происходит социализация растущего человека, усвоение им умений и знаний, ценностей и норм культуры, присущих данной социальной общности, социальных качеств личности, которые позволяют ребенку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развивать толерантность сознания (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Современный исследователь детской игры Е.Е. Кравцова предлагает разграничивать два явления — игру и игровую деятельность. Игра — определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка ко взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику и сверстника к нему. Игровая деятельность по сравнению с игрой — понятие более узкое, оно предполагает специальную деятельность детей по моделированию мира. Игровую деятельность, по мнению исследователя, действительно формируют, развивают. А что касается игры, если ребенку создать нормальные условия жизни, он заиграет сам.
Процесс социализации детей требует социального проектирования в образовании, что обуславливает необходимость использования развивающих технологий.
По мнению В. Штерна, развитие игры ребенка проходит такие же этапы, как завоевание им пространства: исходя из собственного «я», оно распространяет свою деятельность концентрическими кругами на все более широкие области. Игра ребенка начинает свой путь с его собственного тела и сосредоточивается на нем, отмечает, спустя некоторое время, и Э. Эриксон. Первоначальную форму детской игры он называет аутокосмической игрой, которая заключается в исследовании окружающего мира посредством повторения чувственных восприятий, кинестетических ощущений, вокализаций и т.д. Затем ребенок начинает играть с предметами и овладевает «микросферой» — маленьким миром послушных ему игрушек. Еще позже «игривость простирается в макросферу» — мир, разделенный с другими.
В начале XX в. Д. Джексон была дана периодизация детских игр, в соответствии с которой в первый период — от 0 до 3 лет — игры ребенка определяются специальными потребностями и условиями развивающегося мозга и тела. Игры этого периода — «сосание, хватание, пускание слюней, хватание ртом, лягание и другие движения членов; опыты при помощи чувств: вкуса, осязания, зрения, слуха, обонянии, температуры; приобретение умения управлять телом; болтовня, состоящая в ряде бессмысленных звуков; подражание, ползание, лазанье, ходьба, разговор, запоминание, повторение, воспоминание, исследование, созидание и разрушение...»1.
В возрасте 4—6 лет, т.е. во второй период развития детской игры она также заключает в себе характерные черты роста и развития ребенка. Играм этого периода свойственны свободное движение (преимущественно ради самого движения, не ради его результатов), сосредоточенность на обыденных предметах и на том, что можно с ними сделать, а также игра воображения и подражание (игры в дом, магазин, в железную дорогу, в шитье, в стряпню).
В третьем периоде (возраст детей 7—9 лет) в центре также находятся разнообразные двигательные игры: простые игры-соревнования, традиционные (народные) игры, игры-преследования, а также игры строительные, драматические, изобразительные, игры в куклы и др.
Четвертый период развития игр (возраст детей 10—12 лет) характеризуется заменой игр малокооперативных играми кооперативными, преимущественно подвижного характера.
А.С. Макаренко характеризует стадии развития игры. Первая (от рождения до 5— 6 лет) — это время комнатной игры, время игрушки. Ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие 1—2 товарищей; в играх этой стадии развиваются личностные способности ребенка. На второй стадии (от 5—6 до 11 — 12 лет) предпочтение одинокой игры перерастает в интерес к товарищам, групповой игре. В этот период усиливается стремление детей к подвижным играм на свежем воздухе и играм во дворе. Третья стадия характеризует ребенка как члена не только игрового, но учебного коллектива. Игра в связи с этим принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, связанной с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.
Рассмотрение этапов (стадий) развития детской игры с неизбежностью подводит к рассмотрению проблемы поиска непротиворечивой и удобной в использовании классификации детских игр. Классификации, созданные разными авторами в разное время, опираются, например, на их воспитательную (развивающую) роль, характер отражения действительности в играх или на чисто внешние признаки (возраст игроков, наличие или отсутствие в игре игрового материала, количество игроков, место проведения, степень педагогического управления играми) и т.д. Каждый из подходов в той или иной мере, разумеется, имеет право на существование, а в совокупности они еще раз подтверждают разносторонний и разнообразный характер детской игры.
Процесс развития личности обуславливается её деятельностью и межличностным взаимодействием с окружающими людьми. В свою очередь, межличностное взаимодействие осуществляется внутри определённых людских общностей. Именно в дошкольные годы, как показывают исследования А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, В.К. Котырло, А.А. Бодалева, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др., ребёнок включается в систему социальных отношений, поскольку с самого рождения живёт среди людей. Первый опыт отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Он во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие в социуме.
Основные принципы организации процесса социального воспитания
- индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических
ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений; - становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
- воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
- развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью — подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.
Краткий обзор основных концептуальных положений проблемы социального развития позволяет сделать следующие выводы:
- социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к “всеобщему социальному” и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;
- дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;
- социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
Если ребёнок не научится великолепно рисовать, петь или танцевать - это не беда. Плохо, если он не научится культуре поведения и общения, не будет искренним в своих чувствах и поступках, не научится любить, понимать и принимать другого человека, сочувствовать людям, радоваться их успехам, с уважением и вниманием относиться к представителям своего и противоположного пола.
Дошкольный возраст наиболее сензитивен для усвоения полоролевых отношений. В этот период формируется представление о себе, своём «Я».
Нельзя одинаково воспитывать мальчиков и девочек, нельзя предлагать девочкам быть похожими на мальчиков, ни в чём не уступать им, соревноваться с ними. Но гендерное воспитание дошкольников - это не раздельное воспитание. Дифференциация мужских и женских социальных ролей всегда должна предполагать их взаимодополняемость. Только тесно общаясь, дети разного пола могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга.
В центре внимания девочек находится человек, его внутренний мир, их привлекает внешняя эстетика, волнуют переживания человека. Девочки чаще проявляют склонность опекать младших и слабых.
Мальчиков же интересует окружающий мир (компьютеры, автомашины, спортивные состязания и др.), у них проявляется стремление к риску, к преодолению опасностей.
Разница в предпочтениях проявляется в сюжетно-ролевых играх. Различия проявляются не только в тематике игр, рисунков, но и в выборе книг, музыкальных произведений, в отношении к окружающей действительности и даже в мечтах детей, обращенных в будущее.
Гендерная социализация ребёнка непосредственно связана с окружающими его взрослыми. Дети, посещающие дошкольные учреждения, больше времени проводят с воспитателями, нежели с родителями. Они доверяют им, стараются строить своё поведение, подражая им.
Традиционными гендерными представлениями о мужских и женских ролях являются развитие у девочек доброты, заботливости, скромности, аккуратности, исполнительности, общительности, кокетства; у мальчиков - мужественности, выносливости, упорства, уверенность в себе, любознательности, тактичности, честности, справедливости.
В настоящее время очень настораживает проявление у мальчиков боязливости, пассивности, а у девочек - агрессивного поведения, упрямства, драчливости.
Проводя с детьми игры, беседы которые строятся на принципах гендерного равенства с учётом индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка, равных условий и возможностей для развития детей обоих полов.
В результате дети не только усваивают определённые знания, но и учатся применять их в жизни, совместной деятельности, играх.
Итак, социальное развитие ребенка связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, физического и других направлений развития и иногда достаточно сложно его отграничить от остальных направлений, поэтому задачи социального, нравственного, личностного развития ребенка включены в контекст не только раздела «социальное развитие», но и других разделов образовательных программ.
Эти аргументы доказывают актуальность и практическую значимость профессионального изучения вопросов социального развития и воспитания ребенка - дошкольника для обеспечения преемственности социального развития и воспитания на разных возрастных ступенях детства.