Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие УУД обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования
18 минут 3844 822

Развитие УУД обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Tosheva fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Тощеву Ольгу Владимировну, заместителя директора по УВР МКОУ «Ницинская СОШ» с. Ницинское Свердловской области. Сегодня Ольга Владимировна с радостью делится с нами полезным материалом о развитии УУД обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования. Данный материал будет полезен учителям и руководителям начальной школы.

Краткий комментарий к статье от Ольга Владимировна :

«Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП».

Профессионального чтения…


Развитие УУД обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования.

Посмотреть статью в полной версии

Посмотреть Приложения к статье

Посмотреть презентацию к статье

Личностное развитие учащегося подразумевает прежде всего становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который:

  • понимает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре (знаково-символьные универсальные учебные действия );
  • владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные УУД);
  • умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы (коммуникативные УУД).

Это значит, что для личностного роста обучающегося актуальны все группы УУД.

Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:

  • осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
  • умение давать оценку своим действиям;
  • ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
  • осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);
  • умение выражать собственное мнение и т. д.

В широком значении "универсальные учебные действия" - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Предназначение УУД:

  • обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
  • обеспечение целостности содержания образования;
  • профилактика школьных трудностей обучающихся.

Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план.

УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД. В приложении вам предложена памятка для педагогов "Виды УУД и их характеристика", которая поможет учитывать особенности тех или иных УУД при подготовке учителями программ внеурочной деятельности. Памятка содержит примерный перечень УУД. Педагоги по своему усмотрению могут дополнить список представленных УУД и расширить их характеристики.
В качестве исходных для реализации программ внеурочной работы в форме систематических занятий, театрализации и других активных видов деятельности детей могут быть взяты за основу программы и курсы, апробированные и опубликованные в методических материалах, пособиях. (Приложение)

Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур, но они могут учитываться при составлении портфолио достижений обучающихся.

В приложении представлена форма экспертного заключения на модель образовательной среды, ориентированной на обеспечение качества организации внеурочной деятельности в ОУ. Данное экспертное заключение поможет администрации ОУ выявить наличие или отсутствие тех или иных компонентов образовательной среды, спланировать работу по развитию образовательной среды в ОУ.

Сегодня приходится говорить о необходимости обращения к внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования. На это есть свои причины.

В ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:

  1. расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
  2. плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
  3. ограниченности общения со сверстниками;
  4. неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
  5. разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
  6. нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

В нашем образовательном учреждении внеурочная деятельность строится на базе нормативно - правовой основы программы:

1.Закона «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федерального государственного стандарта общего образования (начальное общее образование).  

3. Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).

4. Примерной программы воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

5. Учебного плана школы.

6. Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования).

7. Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании.

9. Федерального закона от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

10. Перечня поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. № ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

11. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

12.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

13. Локальных актов.

14. Должностных инструкций.

Каковы же риски, трудности и проблемы в реализации программы?

  • отсутствие достаточного финансирования
  • низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки
  • отсутствие свободных   помещений для спортивных кружко
  • дефицит учебно-методических пособий
  • недостаточная методическая подготовка педагогов

Исходя из этого, в начальной школе  проведены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

  • изменение учебного плана основной школы;
  • разработка Положения о внеурочной деятельности;
  • составление перечня программ внеурочной деятельности;
  • подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
  • разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
  • материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
  • информирование родителей о системе внеурочной деятельности;
  • составлениерасписания внеучебной деятельности обучающихся

Как и в любом ОУ нами была создана Программа внеурочной деятельности

Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

Модель внеурочной деятельности включает в себя следующие компоненты:

  • Внутришкольная система дополнительного образования (на основе Программ внеурочной деятельности)
  • Деятельность классных  руководителей  (в рамках разработанных и утвержденных  программ: программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы формирования ценностного отношения к здоровью, безопасному образу жизни и экологической культуры; других воспитательных  программ  и проектов, разработанных классными руководителями)
  • Деятельность других педагогических работников школы (педагога-психолога, учителей-предметников,  библиотекаря) в рамках разработанных и утвержденных воспитательных   программ)
  • Использование ресурсов  учреждений  культуры   и спорта, других заинтересованных организаций  (экскурсии,  библиотечные уроки, выставки, социальные и творческие акции, фестивали, соревнования, турниры т.п.)

Внеурочная деятельность в 1 классе реализуется по следующим направлениям:

  • Спортивно-оздоровительное – «Подвижные игры».
  • Социально - педагогическое – «Мои первые проекты».
  • Художественно-эстетическое – «В царстве слов».

Внеурочная деятельность в 2 классе реализуется по следующим направлениям:

Декоративно-прикладное – « Бумагопластика»

  • Социально - педагогическое – «Мои первые проекты».
  • Социально - педагогическое – «Юный интеллектуал»        

Внеурочная деятельность в 3 классе реализуется по следующим направлениям:

Социально - педагогическое – «Мои первые проекты».

  • Спортивно-оздоровительное – «Подвижные игры».
  • Социально - педагогическое -   «Информатика: Что? Где? Как?».                                                    

Внеурочная деятельность в 4 классе реализуется по следующим направлениям:

  • Спортивно-оздоровительное – «Я и моё здоровье».
  • Спортивно-оздоровительное – «Подвижные игры».
  • Социально - педагогическое -   «Смайлик».      

Материально-техническое обеспечение

Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в 1 смену, кабинеты классов, столовая, медицинский кабинет, актовый зал.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой, актовым залом.

Школа располагает  кабинетами, оборудованными компьютерной техникой (4 кабинета начальной школы оборудованы в соответствии с ФГОС),    подключены к локальной сети Интернет.

Занятия внеурочной деятельности в системе воспитательной работы школы

Система воспитательной работы школы (с 1-го по 4 класс) выстроена в соответствии со следующими направлениями:

1). Спортивно-оздоровительное:

  • Участие в районных   спортивных соревнованиях.
  • Динамические паузы и прогулки.
  • Организация экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

2). Художественно-эстетическое:

  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.
  • Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике и культуре поведения и речи.

3). Социально - педагогическое:

  • Работа на пришкольном участке.
  • Проведение субботников.
  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества.
  • Выставки рисунков.
  • Тематические классные часы.
  • Разведение комнатных цветов.

4) Декоративно-прикладное:

  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества.

Готовность педагогов к реализации программ внеурочной деятельности.

Уровень образования:

высшее педагогическое – 6 человек

Стаж педагогической работы:

от 10 до 25 лет – 2

более 25 лет – 4

Уровень квалификации: высшая к/к – 4

первая к/к – 1

Педагогами и членами администрации пройдены курсы повышения квалификации по темам: «Содержание и формы практического обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО», «ФГОС второго поколения – опыт работы и проблемы внедрения», «Основы управленческой деятельности в условиях введения ФГОС (начальное и основное общее образование):

Данные позволяют говорить о высокой готовности педагогического коллектива к реализации программ внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (в рамках внеурочной деятельности - метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование таких форм оценки, как проекты, карты достижений, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации  образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.

Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:

  • организация работы с кадрами;
  • организация работы с ученическим коллективом;
  • организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;
  • мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

  • рост социальной активности обучающихся;
  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;
  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
  • удовлетворенность учащихся и родителей жиз­недеятельно­стью школы.

Основные направления и вопросы мониторинга:

  • Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
  • Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
  • Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
  • Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
  • Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
  • Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

Для выявления потребностей родителей в конце учебного года проводится родительское собрание, анкетирование (родители выбирают из числа предложенных программ и высказывают собственные пожелания). Данные обрабатываются, моделируется учебный план. Стоит отметить, что без специально организованной просветительской работы около половины родителей не могут адекватно определить, какие программы необходимы их детям

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 358 8

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5862 676