Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Программу факультативного курса «Экономический практикум»
8 минут 3318 812

Программу факультативного курса «Экономический практикум»

Kovtonyuk fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Ковтонюк Марию Васильевну, учителя социально-бытовой ориентировки МБС(К)ОУ СКОШ-3 VIII вида г. Березники Пермского края. Сегодня Мария Васильевна с удовольствием предлагает вашему вниманию Программу факультативного курса «Экономический практикум». Статья будет полезна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Марии Васильевны:

«Программа учебного предмета «Экономический практикум» предполагает не только обучение выпускников коррекционной школы премудростям семейной экономики, но и на формирование у них адекватных представлений о повседневной экономической действительности о разумном потребительском поведении в различных ситуациях. Программа состоит из пяти разделов, охватывающих содержание нескольких тем, и рассчитана на усвоении учащимися содержания на уроке. По каждой теме планируются практикумы, так как теоретические сведения без практикумов малопродуктивны. Предусматривается ознакомление с множеством экономических документов: акция, облигация, вексель, пластиковая карточка, трудовой договор, страховой полис и т.д. При разработке программы содержание курса приближено к реальной жизни и понятия, включенные, в программу не выходят за рамки обыденной экономической действительности».

Полезного чтения…


Программу факультативного курса «Экономический практикум»

Посмотреть Программу в полной версии

I. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.1Актуальность программы

Реформирование нашего общества происходит на фоне постоянного снижения жизненного уровня основной части населения, обострение напряженности и агрессивности экономического поведения людей.

В этих условиях значительно усложняется процесс адаптации человека, а тем более человека с недостатком интеллекта к социальным и экономическим условиям жизни.

Социально-экономическая подготовка-необходимое условие обеспечения жизнеспособности,    жизнестойкости школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях рыночного общества. Вот почему проблема экономического образования актуальна и для коррекционной школы VIII вида

В связи с этим и в коррекционной школе назрела необходимость в более целенаправленной и эффективной подготовке выпускников путем введения системы экономических знаний, имеющих статус учебного предмета.

Многие программы по экономике для старшеклассников имеют выраженную профессиональную направленность, направлены в основном на теоретическую подготовку.

Учебный предмет «Экономический практикум» предполагает не только обучение выпускников коррекционной школы премудростям семейной экономики, но и на формирование у них адекватных представлений о повседневной экономической действительности о разумном потребительском поведении в различных ситуациях.

Данный курс реализуется на факультативных занятиях и не являет собой систематизированного изложения основ экономики, так как старшеклассникам вспомогательной школы доступны только ограниченное число экономических понятий. Социально-экономическое образование учащихся коррекционных школ направлено на формирование конкретных знаний и умений, необходимых в жизни.

На уроках социально- бытовой ориентировки учащиеся коррекционной школы уже ознакомились с некоторыми экономическими понятиями при изучении темы «Торговля», «Основы домашней экономики», «Трудоустройство». Следуя утверждению С.Л.Мирского: «Опыт показывает, что обучение на уровне ознакомления мало продуктивно в коррекционной школе. Знания и умения не закрепленные достаточным числом повторений, не остаются в памяти учащихся».

Следовательно, основная задача курса не только расширить основные экономические понятия, но и закрепить их с помощью практического повторения и показать, где и в какой ситуации они будут востребованы, поэтому и предмет называется «Экономический практикум»

Определяя     содержание     обучения   экономике     учащихся коррекционной школы, был произведен отбор тех понятий и фрагментов экономической теории, тех конкретных экономических явлений и проблем рыночного бытия, которые тесно смыкаются с повседневной жизнью каждого человека, каждой семьи, и по этой причине психологически близки подросткам. Большое внимание уделено     принципу     доступности     учебной     информации     для старшеклассников со сниженным интеллектом.

Программа состоит из пяти разделов, охватывающих содержание нескольких тем, и рассчитана на усвоении учащимися содержания на уроке.

По каждой теме планируются практикумы, так как теоретические сведения без практикумов малопродуктивны.

Предусматривается ознакомление с множеством экономических документов: акция, облигация, вексель, пластиковая карточка, трудовой договор, страховой полис и т.д.

При разработке программы содержание курса приближено к реальной жизни и понятия, включенные, в программу не выходят за рамки обыденной экономической действительности.

1.2   Цель и задачи курса экономического практикума

Цели:

формировать элементарного уровня экономической грамотности, необходимого   для   адаптации   учащихся   в   современных   социально- экономических условиях и потребительской культуры.

Основными задачами являются:                                                                                                                                                                          

  • овладение учащимися теоретическими знаниями, по экономике, необходимыми для адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту;
  • развитие экономически значимых качеств личности, повышающих адаптивные возможности, функции речи как непременное условие социальной адаптации; умение сравнивать, умений анализировать, делать   выводы;
  • формирование экономических знаний и умений, необходимых для повышения жизнестойкости и конкурентоспособности, потребительского поведения и потребительской культуры;
  • формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
  • обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
  • выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
  • оказание помощи в профессиональном самоопределении;
  • обучение практическому применению знаний, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин.
  • освоение первоначальных     практических   навыков   грамотного потребительского поведения

1.3 Программы, технологии, лежащие в основе данной программы

Предлагаемая программа составлена на основе программы под редакцией       Т.Н.Стариченко «Экономический практикум в выпускном классе вспомогательной школы» (пособие для учителя). Екатеринбург УроРАН 2001 – 384с., которая была экспериментально апробирована и рекомендована для реализации в коррекционной школе, доктором экономических наук профессором В.Н.Лавровым и кандидатом педагогических наук профессором В.В.Коркуновым.

При составлении программы были учтены элементарные экономические знания, которые даются на уроках «социально-бытовой ориентировки» при изучении темы «Торговля», «Трудоустройство», «Экономика домашнего хозяйства», согласно программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида разработанной С.А.Казаковой, В.В. Воронковой «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Согласно рекомендованной программы, которая взята за основу под редакцией Т.Н.Стариченко «Экономический практикум в выпускном классе вспомогательной школы», курс был сокращен на 20 часов. Вместо 72 часов, которые запланированы при прохождении в 9 классе, за счет исключения некоторых понятий, которые не всегда будут востребованы в повседневной жизни.  

Данный Курс рассчитан на 52 часа занятий, 1 часа в 2 недели, или один час в неделю в одном полугодии, в 8классе и 1 часа в недели в   9 классе.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, с умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной экономической деятельности.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2181 608