Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Тематические игры на развитие мелкой моторики рук
8 минут 3081 890

Тематические игры на развитие мелкой моторики рук

Nevaeva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Неваевой Надией Абуловной, воспитателем ГКУ здравоохранения «Дом ребенка специализированный» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Надия Абуловна с радостью познакомит вас с тематическими играми на развитие мелкой моторики рук. Данный материал будет полезен воспитателям и родителям.

Краткий комментарий к статье от Надии Абуловны:

«Данная статья поможет спланировать занятия на весь учебный год, составить конспект, сделать занятие интересным для детей».

Творческого чтения


Тематические игры на развитие мелкой моторики рук

Жизнь ребёнка – это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Чтобы ребёнок состоялся как личность, чувствовал себя уверенным и свободным всегда и во всём он должен хорошо и правильно говорить. Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем лучше работают пальцы, вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, стимулирует развитие речи у детей.

Пальчиковые игры по лексическим темам помогают:

  • провести занятия интересно и увлекательно;
  • дать возможность детям отдохнуть ;
  • помогают закрепить тему или закончить занятие;
  • помогают грамотно составить конспекты занятий .

При проведении пальчиковых игр придерживаюсь следующих правил :

  • подбираю игры, которые по силам детям. Сначала сама показываю все действия с пальчиками ,затем повторяю вместе с детьми ;
  • сопровождаю игры стихами и потешками, побуждаю малышей повторять отдельные слова, а затем и весь текст;
  • подбираю игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти;
  • чередую симметричные и несимметричные движения рук.

Тема : «Игрушки»

На большом диване в ряд        ( Попеременно хлопают в ладоши и стучат  кулачками  )                          

Куклы Танины сидят:                (Загибают поочередно все пальцы)

Два медведя, Буратино

И весёлый Чипполино,

И котёнок,и слонёнок.

Раз,два,три, четыре, пять          (Разгибают поочередно все пальцы)

Помогаем нашей Тане                 ( Хлопают в ладоши и стучат кулачками попеременно)

Мы игрушки сосчитать.  

***

Есть игрушки у меня :           ( Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно )

Паровоз и два коня ,              ( Загибают пальцы на обеих руках)

Серебристый самолёт

Три ракеты, вездеход

Самосвал, подъёмный кран

Настоящий великан

Сколько вместе? Как узнать?

Помогите сосчитать.

Тема: »Транспорт»

Папа мне купил машину              ( Ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук,

начиная с больших)

Две педали у нее.                       ( Сжать руки в кулак)

И резиновые шины,                    ( Переплести пальцы обеих рук между собой)        

Ездить будет мне легко .       ( Ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук, начиная с мизинцев. Вытянуть сомкнутые руки вперед)

***

Будем пальчики сгибать                 ( Сжимают и разжимают пальчики)

Будем транспорт называть:

Машина , вертолёт

Трамвай ,автобус ,самолёт ,

Пять пальцев мы в кулак зажали

Пять видов транспорта назвали.

Тема : « Осень»

Ходит осень в нашем парке,                    ( Попеременно хлопают в ладоши и сжимают кулачки )

Дарит осень всем подарки ,                      ( Загибают пальчики)

Бусы красные –рябине ,

Фартук розовый –осине

Жёлтый зонтик –тополям

Фрукты осень дарит нам.

***

Осень добрая пришла,                           ( Поочередно сжимают и разжимают пальцы)

Нам подарки принесла:

Яблоки душистые,                                    ( Загибают пальцы)

Персики пушистые,
Груши золотистые

Осень принесла.

Тема: « Овощи»

У девчушки Зиночки                           ( Дети делают ладоши «корзиночкой» )                                                                

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачок                              ( Сгибают пальчики, начиная с большого)

Положили на бочок ,

Перец и морковку

Уложили ловко .

Помидор и огурец

Наша Зина – молодец!                              ( Показывают большой палец)

***

Хозяйка однажды с базара пришла            ( Сжимают и разжимают пальцы)

Хозяйка с базара домой принесла :            ( Загибают пальцы)

Картошку ,капусту ,морковку,

Горох, петрушку и свёклу,

Ох!...

Тема : «Фрукты»

Этот пальчик –апельсин,                            ( Поочередно загибают пальцы )

Он, конечно, не один .

Этот пальчик –слива,

Вкусная , красивая.

Этот пальчик –абрикос,

Высоко на ветке рос.

Это пальчик –груша ,

Просит: «Ну-ка ,скушай!»

Фрукт для вас и для нас .                           ( Показывают ладошки вокруг и на себя)

Тема: «Ягоды»

Я с корзиночкой иду,                                      (Руки держать ладонями вверх, пальцы переплетаются. Большие пальцы образуют ручку корзинки. Локти разведены в стороны)

Ягодки в неё кладу.

Мы шли , шли, шли                                            ( Пальцы шагают по столу)

Землянику нашли

Раз, два, три ,четыре ,пять                               ( Считают пальцы на одной руке)

Мы идем искать опять.

Мы шли, шли, шли

Черничку нашли.

Раз, два, три, четыре, пять                           ( Считают пальцы на другой руке)

Мы идем искать опять.

Тема: «Домашние птицы»

Есть у нас драчливый гусь,             (Поочередно коснуться большим пальцем к   остальным пальцам руки)

Очень я его боюсь.                             (Сжать руки в кулак, прижать к телу)

Выгнет шею и гогочет,                          (Правая рука поднята вверх, соединить все пальцы в щепотку)

Ущипнуть меня он хочет.                   ( Ритмично соединить кончики всех пальцев на правой руке с большим пальцем «щипать»)

***

Есть у курицы цыпленок,                     (Большим пальцем поочередно касаться остальных, начиная с мизинца)

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок,

У каждой мамы малыши,                    (Показать все пальчики)

Все красивы , хороши.

Предложенные упражнения для пальчиков помогут развить мелкую моторику рук и речь ребенка. Кисти рук приобретут подвижность, гибкость, что в дальнейшем облегчит обучению письму. Пальчиковые игры по лексическим темам помогают спланировать занятия на весь учебный год, составить конспект, сделать занятие интересным для детей.

Список литературы:

  1. Игры с пальчиками» Соколова  Юлия  Алескандровна, - М., «Эксмо» 2013.
  2.  «Веселые пальчики» Ткаченко  Татьяны Александровны , - М., «Эксмо» 2014.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2000 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6534 677