Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Проблема предшкольного образования дошкольников
10 минут 2814 682

Проблема предшкольного образования дошкольников

Aladatova foto copy copyДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Аладатову Елену Владимировну, заместителя директора по МР МБУ СОШ № 86 СП Детского сада «Веста» г. Тольятти Самарской области. Сегодня Елена Владимировна предлагает вашему вниманию статью на тему «Проблема предшкольного образования дошкольников». Данный материал будет полезен педагогам детского сада и родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Владимировны:

«В статье раскрывается вопрос о предшкольном образовании. Рассматривается вопрос готовности шестилетнего ребенка к обучению в школе».

Познавательного чтения…


Проблема предшкольного образования дошкольников

Школьная жизнь требует от ребенка не только физической выносливости, но и умений, связанных с установлением и поддержанием коммуникаций в разных социальных ситуациях, с умением самостоятельно работать с разными источниками информации, с умением планировать, корректировать собственную деятельность.

Основное, что должно быть сформировано у ребёнка это базовые компетентности – готовность к социальным партнерствам, к коммуникациям, к самостоятельному ответственному действию, и работе с информационными потоками.

Учить – не значит усадить за ученическую парту. Учить – значит создавать возможности. Помогать накапливать опыт. Поддерживать собственные усилия ребенка в приобретении и осмыслении этого опыта. Так формируется компетентность – результативное действие в конкретной ситуации. Компетентности и приобретаются, и проявляются в деятельности. В действии они крепнут.

Решение коллегии Министерства образования и науки от октября 2004 года об обеспечении условий равных стартовых возможностей для детей и создании условий для «предшкольного образования» вызвало бурные дискуссии среди педагогов.

Главный аргумент «против» - дети дошкольного возраста должны находиться в детском саду и всю систему работы с ними нужно осуществлять именно там. С этим утверждением можно согласиться при условии, что 90 % детей могли бы посещать дошкольное образовательное учреждение, и работа с малышами было бы организована в соответствии с их возможностями и потребностями родителей и школы. Но сегодня совместить потребности школы, родителей и возможности ребенка очень трудно, потому что родители часто хотят того, чего ребенок реально, функционально достичь не может.

И связано это прежде всего с теми негативными явлениями, которые возникли в последние годы в связи с жесткими требованиями школы, превратившими дошкольное образование из системы воспитания и развития в систему дрессировки, когда в детский сад фактически переносится программа первого класса: уроки письма, чтения, математики. Да еще и с оценками! Часто происходит то, что дети посещающие дошкольные курсы, из – за завышенных к ним требованиям, теряют интерес к школе, и не хотят туда идти, а это не очень способствует повышению учебной мотивации.

Систему предшкольной подготовки надо делать такой, чтобы она охватывала как можно большее количество детей, будь то группы при школе или при ДОУ.

Иногда утверждают, что между дошкольным и школьным образованием нет никакой разницы. На самом деле это не так. Слово «предшкольное» принципиально меняет направленность всего общества, учителей школы, воспитателей, родителей. Оно нацеливает всех на то, что с детьми старшего дошкольного возраста необходимо заниматься специальной подготовкой к школе, что сейчас уже реально существует. И подготовкой детей занимаются, как правило, учителя на базе детских садов и школ. А это может привести к непоправимым последствиям с точки зрения ухудшения здоровья детей, искажения их общего развития, снижения любознательности, мотивации к познанию, а значит, и интереса к учёбе. Дошкольники, попавшие в школу, испытывают особую тревожность, у них не хватает физической выносливости, они не способны сидеть неподвижно на уроке.

Шестилетка – это уже не дошкольник, но еще и не школьник… Его «портрет» будет состоять из описания тех качеств, которых еще нет, или, наоборот из тех, которые уже исчезли…

Психологически дети шести лет – это особая возрастная кагора.

Готовность – это определенный уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование.

Чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно тренировать заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.

Что отличает ребенка готового к школе?

Такой ребенок умеет видеть учебную задачу, принимать её.

  1. Ребенок готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально.
  2. Появление специфической самооценки.
  3. Дошкольник живет в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности.

Все понимают, что преждевременное школьное обучение для детей дошкольного возраста может принести больше вреда чем пользы, и проявится это не сразу, а к концу начальных классов, а может, и позже в виде острого нежелания учиться и ходить в школу. Об этом так много говорилось и говорится. Непонятно только, почему вновь о необходимости обучать дошкольника, как школьника, встаёт вопрос, как некая панацея улучшения качества образования.

Улучшая качество, мы придумываем новые программы, новые методики, а как понимает и принимает это ребенок – проблема несуществующая.

До сих пор в общественном сознании господствует логика: если дошкольное образование – это первое звено системы образования, то и ориентировать его надо на более высокие ярусы и уровни, в данном случае на школу. В итоге детский сад очень часто превращается если не в маленькую школу, то в место, где к ней готовят.

Согласно В.В.Давыдову, современный, развитый тип детства отличается развёрнутой и чёткой дифференциацией входящих в него возрастов (младенчество, ранний возраст, дошкольное детство, младший школьный возраст и другие). В таком виде он должен быть прожит каждым ребёнком.

Развитое детство – не просто «завоевание социализма», или точнее, общественно – государственного уклада с развитой социальной инфраструктурой. Это «завоевание» - выравнивание всемирно – исторической необходимости развития культуры. Оно обеспечивает саму перспективу социально – культурного роста человечества и личностного роста человека.

Здесь не место пересказывать содержание замечательных работ А.В. Запорожца о самобытности и самоценности человека в целом.

Можно лишь отметить, что разделение самого дошкольного возраста на младший, средний и старший существует не ради удобства распределения детей по возрастным группам дошкольного учреждения. За эти периоды ребенок проживает особый и ответственный, цельный и единый отрезок жизни: от закладки фундамента – тех универсальных свойств, которые делают человека человеком до возведения «первых этажей» человеческой личности.

Результаты современных научных исследований неоспоримо существуют о том, что формированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии, к тому же возводя барьеры для гармоничного включения детей в школьную жизнь.

Предшкола не должна отодвигать вопрос о развитии полноценного дошкольного учреждения. Задачи предшколы – обеспечение психического развития детей, укрепление их здоровья, подготовка ребенка к включению в школьные социальные отношения, приобщение родителей к его образованию и воспитанию и другое.

В лице предшкольного образования школа получит новую неподчиненную проблему.

Дошкольное образование необходимо реформировать, но делать это нужно не путем его разрушения, а путем сохранения и развития его потенциала, который, несмотря на все социально – экономические перипетии последних лет, по – прежнему остается богатым и мощным.

В основе предшкольного образования должны лежать игровые формы и методы обучения. Практика последних лет показала, что после введения начала школьного обучения с шести с половиной лет в начальной школе резко увеличилось количество случаев школьной дезодаптации и специфических школьных неврозов. И именно у детей шестилетнего возраста отмечается наивысший уровень школьной тревожности, который лежит в основе нарушений их психического равновесия и здоровья.

Медико – психологические исследования с очевидностью свидетельствуют, что обучение детей шестилетнего возраста должно быть жестко связано с соблюдением ряда определенных условий. Детям необходим дневной сон, место для игр, игрушки; их образование должно проходить действительно в игровых формах и не может быть связано с рамками привычной в школе дисциплины. Современная начальная школа, в массе своей использующая классно – урочные формы обучения, где педагоги не имеют специальной квалификации для работы с детьми этого возраста, никак не сможет обеспечить такие условия детям 6 лет.

Введение предшкольного образования как особой ступени перед школой искусственно разделяет единый период развития ребенка. В соответствии с психологической периодизацией развития детей: период от до семи лет считается периодом дошкольного возраста.

Готовность к школе – это прежде всего общая готовность ребенка: физическая, личностная и интеллектуальная.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2345 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2184 608