Дорогие друзья, сегодня участники нашей рубрики "Мастера своего дела", учителя МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 3, VIII вида г. Березники Пермского края Назарова Кристина Павловна и Суслова Любовь Александровна предлагают вашему вниманию Программу факультатива «Твой край». Данный материал будет полезен педагогам СОШ.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«Программа разработана с учетом ФГОС для детей с ОВЗ и особенностей обучающихся коррекционной школы VIII вида. Программа служит пропедевтическим периодом (1 час в 5-6 классах), перед изучением предмета «История Отечества» (7 класс).
Полезного чтения…
Программа факультатива «Твой край»
Посмотреть Программу в полной версии
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.1.Актуальность программы.
Академик Д.С. Лихачёв сказал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины - родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории, Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину.
Если в общеобразовательную школу дети приходят с достаточно разнообразными представлениями не только о современной жизни, но и о прошлой, то у учащихся специальной (коррекционной) школы до начала обучения истории круг исторических представлений чрезвычайно узок и беден, а сами представления фрагментарны, неточны, порой искажены или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей. Нарушения познавательной деятельности не позволяют учащимся специальной (коррекционной) школы должным образом воспринимать и осмысливать многие явления и события общественной жизни, особенно если они отдалены во времени от современности. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нем процессов. В связи с этим, в условиях специального обучения возрастает роль пропедевтического периода, позволяющего подготовить школьников к изучению истории как самостоятельного предмета в 7-9 классах. На это и направлена программа факультатива «Твой край».
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования минимального и достаточного уровней.
Важно, отметить, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение истории родного края в коррекционной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своего края, своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как через факультатив, так и через внеурочную деятельность при сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.
1.2.Цель и задачи программы:
Цель – воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи программы:
Образовательные
1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества.
2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа.
3. Закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Коррекционно-развивающие
1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. Развитие кругозора учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раза в неделю по 1 часу в 5-6 классах; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
1.3. Программы, технологии
Программа данного факультативного курса была составлена комбинаторным путём на основе следующих:
- «Примерная программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011 г.;
- учебный план образовательного учреждения 2012 г.;
- в 2015 г. после утверждения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), где были откорректированы результаты усвоения программы.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня.
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
2.1. Первый год обучения
Структура и содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы:
1. Пермский край. Символика и географическое положение.
2. Историческое и культурное наследие Пермского края.
3. Промышленность Пермского края.
4. Березники – моя малая Родина.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа).
Предложенный материал позволяет учащимся познакомиться с символикой (гербом и флагом) Пермского края, с его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми. И, в завершении программы знакомство с историей и природой Пермского края, с нашими соседями и картой Пермского края.
Результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1.Осознанавать себя гражданином России.
2.Гордиться своей малой Родиной, её историей.
3.Уважать историю и культуру своего края.
4.Уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальны ситуациях.
5.Владеть навыками коммуникации.
6.Иметь мотивацию к обучению.
7.Бережно относится к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
Знать/понимать:
- родословную своей семьи
- историю своего населённого пункта, различных учреждений
- историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
- значения официальных символов
- важнейшие достижения культуры
Уметь:
- рассказывать о важнейших событиях истории города Березники и Пермского края
- выделять и описывать существенные признаки местных достопри-мечательностей, памятников природы
- показывать на карте границы и географический центр Пермского края
- составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты
Достаточный уровень
В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся 5-6 классов, учащиеся должны:
Знать/понимать:
- родословную своей семьи
- историю своего населённого пункта, различных учреждений
- историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
- основные краеведческие термины и понятия
- значения официальных символов
- основные этапы и ключевые события истории Северного Урала с древности до наших дней
- особенности природы, населения
- специфику географического положения и административно-территориального устройства
- важнейшие достижения культуры
Уметь:
- рассказывать о важнейших событиях истории города Березники и Пермского края
- выделять и описывать существенные признаки местных достопри-мечательностей, памятников природы
- работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию
- описывать традиции народов своего края
- показывать на карте границы и географический центр Пермского края
- составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты
- работать с творческим и исследовательским проектом в виде презентации
Личностные учебные действия:
1.Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
2. Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
3. Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
1. Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.).
2. Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
3. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и иметь свою.
Регулятивные учебные действия
- Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.
- Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
- Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
- Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
- Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию
- Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
- Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач.
- Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
2.2. Второй год обучения
Структура и содержание учебного предмета
В программу второго года обучения включены следующие разделы:
1. История образования города Березники.
2. Развитие инфраструктуры города Березники.
3. Промышленность города Березники.
4. Березники военные.
Программа второго года обучения предполагает более глубокое изучение истории образования города Березники.
Предложенный материал позволяет учащимся познакомиться с символикой (гербом и флагом) своей малой Родины, познакомиться с его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми.
У учащихся должно сложиться представление о развитии инфраструктуры города, развитие промышленности родного города. Формирование знаний о промышленных предприятиях города – их становлении и развитии в наше время. Также изучается место родного города на карте Пермского края и нашей страны, значение и вклад города в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом. Дети готовят свои презентации на одну из тем.
Также важным является содержание IV раздела второго года обучения – формирование у детей знаний о деятельности горожан в года войны, значении подвига горожан в приближении великой победы над фашизмом.
Значительная часть времени отводится на знакомство и изучение профессиональной деятельности горожан. Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы.
По итогам двух лет глубокого «погружения» в изучение исторического и культурного наследия Пермского края и своей малой Родины - города Березники, у учащихся предполагается сформированность устойчивого интереса к дальнейшему изучению значение родного края в экономике и культуре нашей страны и искреннее желание внести свой личный вклад в ее процветание.
Результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1.Осознанавать себя гражданином России.
2.Гордиться своей малой Родиной, её историей.
3.Уважать историю и культуру своего края.
4.Уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
5.Владеть навыками коммуникации.
6.Иметь мотивацию к обучению.
7.Бережно относится к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
Знать/понимать:
- родословную своей семьи
- историю своего населённого пункта, различных учреждений
- историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
- значения официальных символов
- важнейшие достижения культуры
Уметь:
- рассказывать о важнейших событиях истории города Березники и Пермского края
- выделять и описывать существенные признаки местных достопри-мечательностей, памятников природы
- показывать на карте границы и географический центр Пермского края
- составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты
Достаточный уровень
В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся 5-6 классов, учащиеся должны:
Знать/понимать:
- родословную своей семьи
- историю своего населённого пункта, различных учреждений
- историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
- основные краеведческие термины и понятия
- значения официальных символов
- основные этапы и ключевые события истории Северного Урала с древности до наших дней
- особенности природы, населения
- специфику географического положения и административно-территориального устройства
- важнейшие достижения культуры
Уметь:
- рассказывать о важнейших событиях истории города Березники и Пермского края
- выделять и описывать существенные признаки местных достопри-мечательностей, памятников природы
- работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию
- описывать традиции народов своего края
- показывать на карте границы и географический центр Пермского края
- составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты
- работать с творческим и исследовательским проектом в виде презентации
Личностные учебные действия:
1.Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
2. Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
3. Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
1. Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.).
2. Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
3. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и иметь свою.
Регулятивные учебные действия
- Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.
- Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
- Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
- Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
- Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию
- Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
- Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач.
- Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
3.1. Методические рекомендации
Программа факультатива «Твой край» рассчитана на 2 учебных года по 1 часу в неделю в 5-6 классах коррекционной школы VIII вида. Всего в год это составляет 34-35 учебных часов.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа).
Предложенный материал позволяет учащимся познакомиться с символикой (гербом и флагом) Пермского края, с его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми. И в завершении программы знакомство с историей и природой Пермского края, с нашими соседями и картой Пермского края.
Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
У детей должно сложится представление о культурном наследии Пермского края: детской литературе, музыке, ее создателях, тематике и содержании, должен быть сформирован устойчивый интерес к творчеству тех, кто жил и живет на Пермской земле, а также к историческим памятникам родного края.
Одним из важнейших разделов первого года обучения является изучение промышленного комплекса родного края. Знакомство с профессиональными учреждениями города Березники.
Дети знакомятся с картой края, учатся называть соседей и находить их местоположение, а также изучают герб, гимн, флаг страны, историю их возникновения. При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. При работе учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, мини-сочинения, фото-презентации, игры, тесты-самооценки.
Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Программа второго года обучения предполагает более глубокое изучение истории образования города Березники.
Предложенный материал позволяет учащимся познакомиться с символикой (гербом и флагом) своей малой Родины, познакомиться с его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми.
У учащихся должно сложиться представление о развитии инфраструктуры города, развитие промышленности родного города. Формирование знаний о промышленных предприятиях города – их становлении и развитии в наше время. Также изучается место родного города на карте Пермского края и нашей страны, значение и вклад города в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом. Дети готовят свои презентации на одну из тем.
Также важным является содержание IV раздела второго года обучения – формирование у детей знаний о деятельности горожан в года войны, значении подвига горожан в приближении великой победы над фашизмом.
Значительная часть времени отводится на знакомство и изучение профессиональной деятельности горожан. Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы.
По итогам двух лет глубокого «погружения» в изучение исторического и культурного наследия Пермского края и своей малой Родины - города Березники, у учащихся предполагается сформированность устойчивого интереса к дальнейшему изучению значение родного края в экономике и культуре нашей страны и искреннее желание внести свой личный вклад в ее процветание.
ИСТОЧНИКИ
- «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.
- Агафонов Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской. – П.: «Книжный мир», 2003.
- Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996.
- Варнакова О. Н., Маматов И. Ю., Павлов К. А., Телегин И. Г. Березники. Путеводитель. – С.Пб.: Изд. «Маматов», 2012.
- Обухова Л.А., Карпинский К.Т. Прикамье. Век XX. – П.: «Книжныймир», 1999.
- Хрестоматия для начальной школы «Литература Прикамья» - Пермь: «Книжный мир», 2001.
- Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» - Пермь, 2001.
- Л.А. Боровская, Н.С. Жесткова, М.А. Быховская «Наш Пермский край», Пермь. ПГПУ.2010.
- Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь: Пушка, 2002.
- Горбацевич Н.П. Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. Пермь: «Книжный мир», 2003
- Зеленин А.С. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. Пермь: Пермский край, 2009.
- Князева Н.А. Маленький пермяк (азбука краеведа). Пермь: Книжный мир, 2007.
- Спешилова Е.А. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди.1723 – 1917. Пермь: Курсив, 2003.
- Твое Прикамье. Береги свой дом/Е.А. Черных, Т.В. Похожаева. Пермь: Пушка, 2001.