Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Египет – дар Нила. Системно – деятельностный подход к проведению занятия
24 минуты 2792 682

Египет – дар Нила. Системно – деятельностный подход к проведению занятия

Varushenko fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Варющенко Виктора Ивановича, историка, кандидата исторических наук, доцента, г. Санкт-Петербург. Сегодня Виктор Иванович с радостью делится с нами полезным материалом о системно – деятельностном подходе к проведению занятия «Египет – дар Нила». Данный материал будет полезен учителям истории общеобразовательных школ.

Краткий комментарий к статье от Виктора Ивановича:

«В связи с переходом на ФГОС с сентября основной школы возникнет потребность в использовании деятельностного подхода к урокам по истории. Это – попытка предложить вариант его использования. Материал – фрагмент из более широкой палитры учебных материалов для 5 класса по истории. При потребности может быть организовано обучение применению данного подхода в школьной практике. И не только…».

Познавательного чтения…


Египет – дар Нила. Системно – деятельностный подход к проведению занятия

Посмотреть статью в полной версии

Вместо предисловия

С сентября текущего года основная школа переходит на работу по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), отличительной чертой которого является упор на деятельностный подход к организации учебного процесса. Ставится задача: научить школьников самостоятельно добывать, преобразовывать и использовать знания. Образно говоря, вместо наполнения шкатулки полезными вещами, дать обучающимся ключи от сокровищниц, где эти самые полезные вещи и находятся, чтобы можно было выбрать нужные именно сейчас и в нужном именно сейчас ассортименте. Время диктует: не приносите мне рыбу, а дайте удочку и научите пользоваться ей.

При внешней простоте задачи, решение её сопряжено с немалыми трудностями.

Во-первых, традиционно школьное образование базировалось на трёх китах:

  • объём материала, подлежащего усвоению,
  • время, отпущенное на это усвоение, и
  • методики, которыми обеспечивается это усвоение.

Первые два элемента – величины регламентированные.

Причём, первый элемент (объём усваиваемого материала) в силу развития науки - величина постоянно возрастающая.

Второй элемент (время, оптущенное на усвоение материала) в силу неизменности количества часов в сутках – величина постоянная.

Третий элемент (методики, которыми обеспечивается усвоение материала) в силу своей гибкости до определённых границ позволяет образованию развиваться в знаниевой парадигме.

Информационный взрыв в современном обществе ставит предел этой возможности. Так объективно появляется потребность переориентировать образование на системно-деятельностную парадигму развития.

Перестройка образования, в том виде, как это проводится в современных условиях, вызывает субъективное затруднение учителей в её реализации. Поскольку первый элемент (объём усваиваемого материала) реформаторами не уменьшен, учитель требует увеличения второго элемента - объёма времени, отпускаемого на его усвоение в деятельностном режиме. Но резерва времени нет, а возможности маневра за счёт методики преподавания исчерпаны. Что же – тупик?

Нет. Безвыходных ситуаций не бывает. Настало время замахнуться на первый элемент – «священную корову» объёма информации, подлежащей усвоению.

Абсолютная ценность данного элемента бесспорна в условиях доинформационных обществ. На фазе информационного общества эта ценность становится относительной, так как проверка объёма памяти ученика на экзамене на фоне возможностей компьютера ничего, кроме улыбки, вызвать не может.

Эпоха энциклопедистов породила дифференциацию наук и их бурное развитие с последующим переносом акцентов на межпредметные исследования, где и делается большинство современных открытий. Таким образом, мы оказались на этапе поворота к энциклопедизму на новом уровне.

Для снятия психологического напряжения учителя при переходе его к работе в системно-деятельностном режиме необходимо зримо показать ему, что та шкатулка, о которой речь шла выше, в новых условиях значительно меньше, так как в ней теперь должны находиться не все нужные вещи, а ключи от шкафов, где они лежат. Соответственно, основные усилия должны направляться не на запоминания всех вещей, находящихся в данной шкатулке, а на поиск баз данных этих вещей, их каталогов и алгоритмов полезного использования с использованием современного инструментария и технологий работы с ним.

Львиную долю этой работы берёт на себя система повышения квалификации и переподготовки работников образования. Важно только, чтобы она отошла от традиции теоретически учить, как нужно что-то делать, а сосредоточила свои усилия на создании практических образцов этого чего-то, ею самой уже сделанного.

Определённым шагом в этом направлении можно считать предлагаемый вариант изучения влияния природно-географических факторов на формирование древнеегипетской цивилизации в курсе «История Древнего мира» в пятом классе основной школы.

Дидактические единицы, обязательные для изучения на занятии:

Примерная программа учебного предмета

«Всеобщая история. История России»

(Извлечение)

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Примечание: жирным шрифтом выделены пункты содержания, изучаемые на данном занятии.

В результате изучения курса «История Древнего мира» обучающийся научится:

•        определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

•        использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

•        проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

•        описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

•        раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

•        объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

•        давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Примечание: жирным шрифтом выделены компетентности, формируемые на данном занятии.

Цель занятия:

Понять механизм влияния природно-географических факторов на жизнь древних египтян и формирование цивилизации Древнего Египта.

Контрольные вопросы:

1. Какие географические изменения произошли в Египте со времён, когда страна была покрыта древним океанам?

2. Какие географические факторы позволяли Древнему Египту развиваться в относительной изоляции от соседей?

3. Объясните выражение «Египет – дар Нила».

4. Опишите годовой цикл Нила. Почему это было важно для выживания людей?

5. В древнеегипетском календаре Новый год начинается в июле. Почему?

6. Какие основные сельскохозяйственные культуры возделывали древние египтяне? Каких домашних животных они разводили?

7. Какие основные культуры и животные составляют основу современного сельского хозяйства в Египте?

8. Как древние египтяне путешествовали по стране? Каких животных использовали для перевозки грузов?

9. Древнеегипетская цивилизация возникла одной из первых. Какие факторы способствовали этому?

10. Назовите опасных животных и насекомых, живших в водах и по берегам Нила.

Ход занятия

Давайте вспомним, какие грандиозные сооружения древних людей сохранились до наших дней

- “Семь чудес света»… пирамиды … …. сфинкс …

Правильно, пирамиды! Между прочим, пирамиды – это первое из «семи чудес света». А где они находятся? Если я, выглянув в иллюминатор космической станции, отвечу, что пирамиды находятся на планете Земля, это будет соответствовать действительности?

- Да.

Давайте попробуем отыскать их. Но легко ли будет сделать это на такой большой планете, как Земля? Да ещё без современных транспортных средств?

- Очень трудно.

Чтобы облегчить наши поиски пирамид, что нам нужно предпринять?

- … … уточнить их местоположение … …

А это значит, нам нужно узнать, на каком ______________ они расположены?

- На каком континенте они расположены.

Правильно! Но так ли просто это определить?

- Проще простого, это чистая география.

Если так, давайте разделимся на пять команд и отправим первую - в гимназию г. Новосибирска, вторую - в школу в Париже, третью – в Торонто, четвёртую – в Мехико, а пятую – в штаб-квартиру Олимпийского комитета. Задание для каждой команды: узнать, сколько континентов на планете Земля и как они называются?

Команды самостоятельно ищут информацию (в учебниках, энциклопедиях, словарях, атласах, в Интернете).

Источник для работы с англоязычным текстом:

http://en.wikipedia.org/wiki/Continent

Источник для работы с русскоязычным текстом: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%82

Найдя информацию, обсудив её в группах, команды оформляют свои наработки в виде таблиц и картинок и предъявляют классу.

Первая группа:

В России, в Восточной Европе и Японии считают, что на Земле шесть континентов, и Азия с Европой объединены в Евразию.

Вторая группа:

В Китае, Западной Европе и большинстве англоговорящих стран география учит, что континентов семь - Азия и Европа отдельно.

Третья группа:

В Канаде тоже считают, что континентов семь, но Австралию с прилегающими островами здесь называют Океанией.

Четвёртая группа:

В Латинской Америке не разделяют Северную и Южную Америку, поэтому насчитывают шесть континентов.

Пятая группа:

В олимпийском же движении считают, что континентов всего 5 (чем и объясняется количество колец на эмблеме) - и в самом деле, никто не знает, на каком языке можно пригласить команду пингвинов от Антарктиды для участия в Олимпиадах.

Кто говорил, что ответить на вопрос проще простого?

Наши команды не смогли договориться даже по количеству континентов, не говоря уже о разнице в их названиях.

Мы живём в сложном мире: в нём много стран, много народов, много культур… Поэтому в школах разных стран на одни и те же вопросы отвечают по-разному, и мы должны это знать, чтобы за правильный в нашей школе ответ не получить пониженную оценку в школе Канады.

Итак, мы определили, что интересующие нас пирамиды находятся на Африканском континенте. Найдём на карте Африку. Посмотрите, как она велика... Сколько в ней стран и народов… Как же нам отыскать пирамиды? Кто их строил?

- … древние египтяне …

Правильно, древние египтяне (или во времена древних египтян, если их строили пришельцы с других планет), а это значит, что нам нужно в Египет. Где же расположена эта страна?

Класс самостоятельно работает с картой Африки.

Первой группе выдаётся раздаточный материал по названию Египта.

- Египет расположен в крайней северо-восточной части Африканского континента.

Правильно, для точности мы можем добавить данные о долготе и широте, о параллелях и меридианах, между которыми расположен Египет.

- …

Второй группе даётся задание определить географические координаты Египта. Вторая группа докладывает координаты Египта

- …

Нам удалось определить точное местоположение Египта, но мы ещё не знаем, что означает название страны и откуда оно взялось?

Первая группа на основании раздаточного материала докладывает:

- Привычное для нас название – Египет – стране дали древние греки. Термин «Египет» (Aigyptos) происходит от финикийского «Хикупта» – искажённого египетского «Хаткапта» («Храм Птаха»), названия древнеегипетской столицы Мемфиса.Сами жедревние египтяне называли свою страну Кемет, то есть «чёрная земля», чтобы отличить её от «красной земли» — пустыни.

Итак, мы с вами определили:

Географическое положение Древнего Египта

(Записываем мелом или фломастером на классной доске, или демонстрируем слайд на экране

Задание для кружка «Юный историк»: изготовить макет Нильской долины.

А теперь внимательно рассмотрим карту.

Карта многое может рассказать, нужно лишь научиться её читать.

Границы Древнего Египта очерчены самой природой: южным его пределом были труднопроходимые нильские пороги, находившиеся в 1200 км от средиземноморского побережья; с запада к реке теснились песчаные уступы Ливийского плоскогорья; с востока подступали каменистые горные отроги. Ниже первых порогов Нил, самая длинная река в мире, нёс свои воды строго на север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1 до 20 км; лишь в двухстах километрах от устья, там, где река разветвлялась на несколько рукавов, долина расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту (Нижний Египет). С высоты птичьего полёта дельта по форме похожа на треугольник. Древние греки назвали это место дельтой Нила, так как оно напоминало им одну из букв их алфавита — дельту.

А кстати, кто бы объяснил, почему Верхний Египет изображён внизу карты, а Нижний Египет, наоборот, наверху?

Климат Северной Африки 10-12 тыс. лет тому назад был менее засушливый, чем теперь. Ещё недавно завершилось таяние льдов, покрывавших часть Европы в конце ледникового периода; над Северной Африкой проносились влажные ветры, выпадали обильные дожди, и на месте теперешних пустынь была саванна с высоким травяным покровом, с богатым животным миром.

Разливы Нила в Древнем Египте. В древнем Египте веют сухие ветры, приносящие с собой жаркое дыхание пустыни. Особенно страшен ветер хамсин. По-арабски это слово означает «пятьдесят», так как хамсин дует из Сахары пятьдесят дней. Ветер засыпает всё слоем песка. Древний Египет на какое-то время превращается в выжженную солнцем пустыню. Все растения вянут, сухая земля покрывается трещинами.

Но вот с севера повеяло прохладой. Спасительный северный ветер сдувает песчаную пыль, воздух становится прохладней и чище. В это время далеко на юге, откуда течёт Нил, начинается сезон дождей, а в горах тает снег. Постепенно вода в Ниле поднимается, становясь мутно-зеленой. Река выходит из берегов, начинается разлив. Дней через десять вода в Ниле становится красной, как кровь.

Половодье длится 3 месяца — с июня по сентябрь. Вода поднимается в реке на 7 м. Потом она спадает, оставляя на берегах толстый слой плодородного ила. Толщина речных наносов за многие тысячелетия достигла 11 м, а в дельте Нила — даже 20 м.

Вот и рассмотрели мы с вами

2. Природно-климатические условия в Древнем Египте и разливы Нила

(Записываем мелом или фломастером на классной доске, или демонстрируем слайд на экране)

Флора и фауна Древнего Египта были достаточно разнообразны.

На берегах Нила раскинулись целые рощи акаций, пальм, сикомор и тамарисков. Берега Нила были густо покрыты зарослями египетского тростника — папируса. В заводях египтяне собирали лотос и папирус. В долине росли финиковая и кокосовая пальмы, гранатовое дерево, смоковница, древовидная акация, сикомор, в Дельте – виноградная лоза и фруктовые деревья. Однако строительного леса практически не было; его доставляли из Финикии, богатой кедром и дубом. Египтяне культивировали ячмень и эммер (вид пшеницы), лён и кунжут, из овощей – огурцы, лук-порей и чеснок.

Воды Нила изобиловали рыбой, его заросли – дичью. В тростниковых заводях вили гнёзда бесчисленные стаи диких птиц. Дикая фауна была представлена львами, гепардами, пантерами, шакалами, газелями, лисами, жирафами, бегемотами, крокодилами, носорогами. В Древнем Египте также водились слоны, кабаны и антилопы. Из домашних животных держали быков, коров, овец, коз, свиней, ослов, собак, позже мулов и лошадей; из домашней птицы – уток и гусей, позже кур. Разводили пчёл.

Вот и рассмотрели мы с вами раздел

3. Флора и фауна Древнего Египта

(Записываем мелом или фломастером на классной доске, или демонстрируем слайд на экране)

Задание для кружка «Юный историк»: изготовить компьютерную презентацию карты «Флора Древнего Египта» и карты «Фауна Древнего Египта».

Разыскали мы с вами на Земле африканский континент, установили координаты Египта, познакомились с растительным и животным миром долины Нила, с разливами этой могучей реки, но кто же из людей населял эти места в древности?

Население Древнего Египта первоначально составляли представители племён Северной и Восточной Африки. Позднее в население Египта вошли народы из тропической части континента, в основном, те, кто раньше покинул земли Северо-Западной Африки из-за высыхания их почвы.

В результате этого в долине Нила произошло смешение представителей различных племенных объединений, что доказано антропологическими исследованиями останков древних египтян. Причём данная ассимиляция происходила не всегда мирным путём, иногда случались стычки, кровопролитные войны и порабощения.

По своему языку древние египтяне были представителями тех народов, которые говорили на родственных языках, принадлежащих к одной семито-хамитской языковой семье, в которую помимо древнеегипетского языка входили языки близких по происхождению народностей Африки и Азии - берберийского, кушитского и семитского.

Вот и закончилось наше первое знакомство со страной, теперь мы представляем

4. Население Древнего Египта

(Записываем мелом или фломастером на классной доске, или демонстрируем слайд на экране)

Так какую же тему мы изучали?

- «Египет - дар Нила»

А какие вопросы рассмотрели

1.Географическое положение Древнего Египта.
2.Природно-климатические условия в Древнем Египте и разливы Нила.
3.Флора и фауна Древнего Египта.
4.Население Древнего Египта.

Домашнее задание:

1.Используя словари, энциклопедии, Интернет и учебник дать определения понятиям: дельта, пороги, оазис, Верхний Египет, Нижний Египет, флора, фауна (форма представления произвольная).
2.Подготовить (на выбор) иллюстративные презентации «Флора Древнего Египта» и «Фауна Древнего Египта» в формате Microsoft PowerPoint объёмом до пяти слайдов. По желанию иллюстрации могут быть живописными (карандаш, краски).
3.Выполнить работу по контурной карте.

(Тема, план урока и домашнее задание демонстрируются на экране)

Понятия, изученные на уроке

Де́льта- сложенная речными наносами низменность в низовьях реки, прорезанная разветвлённой сетью рукавов и протоков.

Поро́ги - каменистый или скалистый участок в русле реки с повышенной скоростью течения и относительно большим перепадом уровня воды, образовавшийся вследствие ступенчатого размыва русла.

Оа́зис - расположенный около естественного водоёма островок растительности посреди пустыни.

Верхний Египет - царство, образовавшееся на рубеже IV - III тысячелетия до н.э. на юге Египта из 22 разрозненных мелких княжеств (номов).

Нижний Египет - царство, образовавшееся на рубеже IV - III тысячелетия до н.э. на севере Египта из 20 разрозненных мелких княжеств (номов).

Флора - растительный мир.

Фауна - животный мир.

Персоналии, изученные на уроке

Хуфу (Хеопс) - фараон 4-й династии Древнего Египта, правивший в 2551-2528 гг. до Р. Х.

Работа с исторической картой

Часть I: Анализ названия (фронтальная работа)

1. Определите название карты.

Древний Египет.

2. Уточните название карты, добавив некоторые уточняющие слова или фразы.

Карта Древнего Египта с разметкой структуры и показом природных зон и их координат.

3. Выделите аспекты, вызывающие особый интерес.

  1. Координаты страны.
  2. Пиродные зоны.
  3. Районирование флоры.
  4. Районирование фауны.
  5. Верхний Египет.
  6. Нижний Египет.

Часть II: Формулирование вопросов (работа в малых группах)

4. Выберите один из аспектов, вызывающих особый интерес.

Нижний Египет.

5. Составьте три вопроса, связанных с изучением выбранного аспекта.

  1. В какой природно-климатической зоне расположен Нижний Египет?
  2. Каков растительный мир Нижнего Египта?
  3. Каков животный мир Нижнего Египта?

6. Обоснуйте, как Ваш аспект карты поможет читателю понять смысл карты в целом.

Знание природно-климатических условий, растительного и животного мира Нижнего Египта поможет понять основные хозяйственные занятия древних египтян.

7. Может ли Ваша часть карты стать отдельной самостоятельной картой? Почему «да» или почему «нет»? Если может, каково было бы подходящее название для нее?

  1. Данная часть карты может быть самостоятельной и представлять Нижний Египет как самостоятельное государство до объединения его в 3000 г. до н.э. с Верхним Египтом.
  2. Название может быть таким «Нижний Египет в древности».

Часть III: Выявление деталей (работа в парах)

8. Сформулируйте несколько предложений по пункту, заинтересовавшему Вас или Вашу группу из Вашего раздела карты. Вы можете начать с вопроса, и затем дать ответ на него.

  1. Почему в названии используется слово «Нижний»? - Потому что территория расположена в низовьях Нила.
  2. Что означает понятие «дельта»? – Это треугольный участок земли, образованной речными наносами, ограниченный и пронизанный протоками Нила, с высоты птичьего полёта имеющий вид заглавной буквы греческого алфавита – дельты.
  3. Каковы границы земель, пригодных для земледелия в Нижнем Египте? – Узкая полоса вдоль реки, доступная для разливов и орошения.

Часть IV: Что это означает? (индивидуальная работа)

9. Каждый должен придумать заголовок для карты, объясняющий, что значит эта карта лично для него.

Часть V: Презентация (индивидуальная или групповая)

10. Поместите свой раздел карты на информационном табло, дождитесь своей очереди, чтобы представить его классу. Каждое представление должно содержать объяснение, как детали Вашего раздела карты помогают понять карту в целом.

Часть VI: Презентация (общая)

11. Оформите общее информационное табло всех групп так, чтобы все было аккуратно, привлекательно и понятно публике. Презентация может осуществляться под названием, отличающимся от названия карты, но название и дата составления карты должны присутствовать на демонстрационном поле.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2269 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2091 607