Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Рабочая программа кружка «Весёлый Язычок»
18 минут 4661 1017

Рабочая программа кружка «Весёлый Язычок»

Dorozhkina foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Дорожкину Наталью Викторовну, учителя - логопеда МБДОУ «ЦРР – детского сада» г. Нурлат Республики Татарстан. Сегодня Наталья Викторовна предлагает вашему вниманию рабочую программу кружка «Весёлый Язычок». Данный материал будет полезен учителям -логопедам, воспитателям, гувернерам.

Краткий комментарий к статье от Наталья Викторовна:

"Авторская рабочая программа «Весёлый язычок» разработана с целью формирования лексико-грамматических категорий, развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий. Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной. Трудности, возникающие у детей в овладении словарём, грамматическим строем, тормозят процесс развития связной речи, что в свою очередь, ведёт к нарушению коммуникативной направленности речи в целом. Содержание работы кружка «Весёлый язычок» заключается в специфическом подборе лексического материала, объединенного единым сюжетом и непосредственном участии детей при его реализации."

Познавательного чтения…


Рабочая программа кружка «Весёлый Язычок»

Посмотреть полную версию программы

  1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Планирование коррекционно - развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста составлено на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. При разработке использовались рекомендации и методики современных авторов: Е.В. Кузнецовой, И.А. Тихоновой, О.И. Крупенчук, Л.Н. Смирновой, О.С. Гомзяк.

Цель реализации Программы: формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.

Основные задачи:

  1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
  3. Формирование и развитие связной речи.
  4. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.

Формирование словаря и грамматического строя

  1. Развитие понимание речи:
  1. умение вслушиваться в обращенную речь;
  2. выделять названия предметов, действий, признаков;
  3. понимание обобщающего значения слов.

 Подготовка к овладению диалогической, фразовой речью.

  1. Практическое усвоение простых способов словообразования, использование       существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками.
  2. Усвоение некоторых форм словоизменения:
  1. окончания имен существительных в винительном, дательном, творительном падежах;
  2. единственное и множественное число существительных;
  3. глаголы настоящего времени;
  4. окончания глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
  1. Усвоение притяжательных местоимений мой, моя.
  2. Уточнение представление детей об основных цветах и их оттенках.
  3. Практическое образование относительных прилагательных с различными значениями       соотнесенности.
  4. Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: Какой? Какая? Какое?
  5. Употребление притяжательных прилагательных.
  6. Образование прилагательных с уменьшительными суффиксами -еньк-, -оньк-.
  7. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  8. Усвоение слов-антонимов.
  9. Употребление предлогов: на, в, из, под.
  10. Расширение значений предлогов.

Развитие связной речи.

  1. Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий,       по картинке (типа: Кто? Что? Что делает? Кому? Чему?).
  2. Усвоение навыка составления короткого рассказа по следам демонстрации действий.
  3. Совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопрос.
  4. Сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств.
  5. Распространение предложений путем введения определения, однородных членов предложения.
  6. Составление предложения по вопросам, опорным словам.
  7. Первоначальное усвоение наиболее конструктивно доступных сложных предложений.
  8. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.
  9. Заучивание простых стихотворений.
  10. Составление пересказов сказок, по серии картин, по картине, без картин.
  11. Составление рассказа по серии картин, по картине, описание предмета, по теме (с придумыванием окончания, начала рассказа).
  12. Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.

                II. Общая характеристика предмета

Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: к шести годам ребенок должен иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли. Образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка. (Н.В. Нищева)

Важной особенностью недоразвития речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост – хвостик, нос – носик, учит – учитель, играет в хоккей – хоккеист, суп из курицы – куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («печник» – «печка»). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» – «руки», вместо «воробьиха» – «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» – «который едет велисипед»,вместо «мудрец» – «который умный, он все думает»).В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома – домник», «палки для лыж – палные»), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторил– тракторист, абрикосный – абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый – свитеной, свицой»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый – горохвый», «меховой – мехный» и т. п.). Типичным проявлением недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» – «пальты, «кофнички» – кофточки, «мебель» – «разные столы», «посуда» – «миски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог – «корова», жираф – «большая лошадь», дятел, соловей – «птичка»,щука, сом – «рыба», паук – «муха»,гусеница – «червяк») и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» – «миска», «нора» – «дыра», «кастрюля» – «миска», «нырнул» – «купался»).

Наряду с лексическими ошибками у детей отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. Дети испытывают затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с ящика» – взяла из ящика, «три ведёлы» – три ведра, пишет фломастером, красит ручкой и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Трудности, возникающие у детей в овладении словарём, грамматическим строем, тормозят процесс развития связной речи, что в свою очередь, ведёт к нарушению коммуникативной направленности речи в целом.

III. Описание места кружка в учебном плане

Программа «Весёлый язычок» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Рассчитана на один год обучения, т.е. на 36 часов. Образовательная деятельность проводится один раз в неделю по одному часу. Программа направлена на развитие и коррекцию лексико – грамматических категорий, связной речи детей в игровой форме. Игра, наряду с общим влиянием на весь ход психического развития, оказывает специфическое воздействие на становление и развитие речи.

              IV. Описание ценностных ориентиров содержания

В соответствии с ФГОС ДОУ основной целью речевого развития детей-дошкольников является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Содержание работы кружка «Весёлый язычок» по развитию лексико – грамматических средств языка, самостоятельной развёрнутой фразой речи заключается в специфическом подборе лексического материала, объединенного единым сюжетом и непосредственном участии детей при его реализации. Игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Программа построена с учетом возрастных особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста и задачречевого развития, обозначенных в ФГОС ДО:

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  •    развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
  •    развитие речевого творчества;
  •    знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  •    формирование звуковой аналитико-синтетической активности   как предпосылки обучения грамоте;
  •    развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Содержание игровых упражнений и заданий по лексическим темам программы предусматривает учёт национально – регионального компонента («Деревья города и леса», «Головные уборы», «Обувь», «Дикие и домашние животные», «Транспорт», «Цветы», «Ягоды»), применение наглядного материала позволяет формировать речевые, познавательные, коммуникативные навыки детей с учётом интеграции образовательных областей ФГОС ДО.

Принципы и подходы к формированию Программы:

1. Доступность

  •  учёт возрастных особенностей
  • адаптированность материала к возрасту

2. Разносторонность

  •   нацеленность не столько на устранение выявленного речевого недостатка, сколько на целостное развитие личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно – педагогических средств и способов

3. Комплексность

  • воздействие на весь комплекс речевых и неречевых нарушений
  • проведение речевой работы, используя резервы различных видов детской деятельности игровой, познавательной, продуктивной

4. Систематичность

  • проведение рационально спланированной, скоординированной, хорошо продуманной еженедельной и ежедневной работы позволит получить положительные результаты.

Средства реализации:

  1. Специально организованное обучение в подгрупповой и фронтальной форме.
  2. Проведение кружковой деятельности 1 раз в неделю по перспективно – тематическому плану с сентября по май. Продолжительность занятий 25 минут.
  3. Организация коррекционно – развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка.
  1. Планируемый результат

В ходе организованной образовательной деятельности кружка «Весёлый язычок» с логопедической коррекцией:

  • ребёнок понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • у ребенка развита достаточная речевая активность;
  • правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеет навыками объединения их в рассказ;
  • умеет составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;
  • владеет элементарными навыками пересказа;
  • владеет навыками диалогической речи;
  • грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовидовые окончания слов проговаривает четко; простые и почти все сложные предлоги употребляет адекватно;
  • использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • имеет начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки»

Систематическое и последовательное проведение и использование предлагаемого материала способствует исправлению речевого нарушения, поможет развитию внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики пальцев рук. Результаты представлены в форме творческой презентации в конце учебного года (май).

  1. Материально -техническая база:
  • ноутбук;
  • мультимедиапроектор;
  • экран;
  • музыкальный центр

1.

  • библиотечный фонд (книга печати):
  1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2007.- 208с. – (Программа развития)
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей группе.- М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 208с. – (Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников)
  3. Ершова З.А., Лисина Т.В. Логопедические домашние задания для детей5-6 лет. Казань, 2006
  1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -96с. (серия «Программа развития»)
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. 3 уровень. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64с.
  3. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи (для детей 4-6 лет). СП-б., 2004.
  4. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи. М., 2005.
  5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.- М.: «Просвещение», 2010
  • печатные пособия:

   демонстрационный и дидактический раздаточный материал:

1. Осень в картинках: осенние месяцы, осень в лесу, осень в городе, осень в огороде,    День     знаний, приметы осени.

2. Мир человека- 1. Посуда.

3. Мир человека – 1. Электроприборы.

4. Мир человека – 1. Мебель.

5. Мир человека – 1. Музыкальные инструменты.

6. Мир животных – 2. Домашние и декоративные птицы.

7. Мир животных – 2. Птицы России.

8. Мир животных – 2. Птицы разных широт.

9. Мир растений - 2. Деревья и кустарники.

10. Мир растений – 2. Грибы съедобные и несъедобные.

11. Мир растений – 2.Комнатные растения.

12. Мир растений - 2. Полевые растения.

13. Мир растений – 1. Фрукты.

14.Мир растений – 1. Овощи.

15. Мир растений – 1. Садовые цветы.

16. Мир растений – 1. Ягоды.

17. Опорные картинки для пересказа текстов: новогодняя ёлка, снеговик, сосульки,  кормушки, дед мороз, мальчики в тёплой одежде, мальчики на коньках и с клюшками,  медведь в берлоге, заяц-беляк, лисица, волк, снегири, воробьи, деревья, сосны и ели.

  • цифровые образовательные ресурсы:

Prezentacii.com (портал готовых презентаций);

  • экранные, музыкальные пособия: CD– диск с аудиозаписями «Листочки», «Шарики», «Бабочки», «Лягушата», «У жирафа, у слона», «Цапля», «Кыш, муха», «Паровоз», «Пчёлки», «Паучок», «Наши пальчики» , слайды презентаций по лексическим темам;
  • учебно-практическое оборудование: цветные карандаши, листы для графических заданий, счётные палочки, мяч.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 3639 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 3749 609