Дорогие друзья, мы рады представить вам Дорожкину Наталью Викторовну, учителя - логопеда МБДОУ «ЦРР – детского сада» г. Нурлат Республики Татарстан. Сегодня Наталья Викторовна предлагает вашему вниманию рабочую программу кружка «Весёлый Язычок». Данный материал будет полезен учителям -логопедам, воспитателям, гувернерам.
Краткий комментарий к статье от Наталья Викторовна:
"Авторская рабочая программа «Весёлый язычок» разработана с целью формирования лексико-грамматических категорий, развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий. Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной. Трудности, возникающие у детей в овладении словарём, грамматическим строем, тормозят процесс развития связной речи, что в свою очередь, ведёт к нарушению коммуникативной направленности речи в целом. Содержание работы кружка «Весёлый язычок» заключается в специфическом подборе лексического материала, объединенного единым сюжетом и непосредственном участии детей при его реализации."
Познавательного чтения…
Рабочая программа кружка «Весёлый Язычок»
Посмотреть полную версию программы
- Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Планирование коррекционно - развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста составлено на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. При разработке использовались рекомендации и методики современных авторов: Е.В. Кузнецовой, И.А. Тихоновой, О.И. Крупенчук, Л.Н. Смирновой, О.С. Гомзяк.
Цель реализации Программы: формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.
Основные задачи:
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
- Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
- Формирование и развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.
Формирование словаря и грамматического строя
- Развитие понимание речи:
- умение вслушиваться в обращенную речь;
- выделять названия предметов, действий, признаков;
- понимание обобщающего значения слов.
Подготовка к овладению диалогической, фразовой речью.
- Практическое усвоение простых способов словообразования, использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками.
- Усвоение некоторых форм словоизменения:
- окончания имен существительных в винительном, дательном, творительном падежах;
- единственное и множественное число существительных;
- глаголы настоящего времени;
- окончания глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
- Усвоение притяжательных местоимений мой, моя.
- Уточнение представление детей об основных цветах и их оттенках.
- Практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности.
- Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: Какой? Какая? Какое?
- Употребление притяжательных прилагательных.
- Образование прилагательных с уменьшительными суффиксами -еньк-, -оньк-.
- Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- Усвоение слов-антонимов.
- Употребление предлогов: на, в, из, под.
- Расширение значений предлогов.
Развитие связной речи.
- Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке (типа: Кто? Что? Что делает? Кому? Чему?).
- Усвоение навыка составления короткого рассказа по следам демонстрации действий.
- Совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопрос.
- Сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств.
- Распространение предложений путем введения определения, однородных членов предложения.
- Составление предложения по вопросам, опорным словам.
- Первоначальное усвоение наиболее конструктивно доступных сложных предложений.
- Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.
- Заучивание простых стихотворений.
- Составление пересказов сказок, по серии картин, по картине, без картин.
- Составление рассказа по серии картин, по картине, описание предмета, по теме (с придумыванием окончания, начала рассказа).
- Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.
II. Общая характеристика предмета
Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: к шести годам ребенок должен иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли. Образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка. (Н.В. Нищева)
Важной особенностью недоразвития речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост – хвостик, нос – носик, учит – учитель, играет в хоккей – хоккеист, суп из курицы – куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («печник» – «печка»). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» – «руки», вместо «воробьиха» – «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» – «который едет велисипед»,вместо «мудрец» – «который умный, он все думает»).В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома – домник», «палки для лыж – палные»), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторил– тракторист, абрикосный – абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый – свитеной, свицой»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый – горохвый», «меховой – мехный» и т. п.). Типичным проявлением недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» – «пальты, «кофнички» – кофточки, «мебель» – «разные столы», «посуда» – «миски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог – «корова», жираф – «большая лошадь», дятел, соловей – «птичка»,щука, сом – «рыба», паук – «муха»,гусеница – «червяк») и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» – «миска», «нора» – «дыра», «кастрюля» – «миска», «нырнул» – «купался»).
Наряду с лексическими ошибками у детей отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. Дети испытывают затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с ящика» – взяла из ящика, «три ведёлы» – три ведра, пишет фломастером, красит ручкой и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Трудности, возникающие у детей в овладении словарём, грамматическим строем, тормозят процесс развития связной речи, что в свою очередь, ведёт к нарушению коммуникативной направленности речи в целом.
III. Описание места кружка в учебном плане
Программа «Весёлый язычок» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Рассчитана на один год обучения, т.е. на 36 часов. Образовательная деятельность проводится один раз в неделю по одному часу. Программа направлена на развитие и коррекцию лексико – грамматических категорий, связной речи детей в игровой форме. Игра, наряду с общим влиянием на весь ход психического развития, оказывает специфическое воздействие на становление и развитие речи.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания
В соответствии с ФГОС ДОУ основной целью речевого развития детей-дошкольников является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Содержание работы кружка «Весёлый язычок» по развитию лексико – грамматических средств языка, самостоятельной развёрнутой фразой речи заключается в специфическом подборе лексического материала, объединенного единым сюжетом и непосредственном участии детей при его реализации. Игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Программа построена с учетом возрастных особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста и задачречевого развития, обозначенных в ФГОС ДО:
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
- развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Содержание игровых упражнений и заданий по лексическим темам программы предусматривает учёт национально – регионального компонента («Деревья города и леса», «Головные уборы», «Обувь», «Дикие и домашние животные», «Транспорт», «Цветы», «Ягоды»), применение наглядного материала позволяет формировать речевые, познавательные, коммуникативные навыки детей с учётом интеграции образовательных областей ФГОС ДО.
Принципы и подходы к формированию Программы:
1. Доступность
- учёт возрастных особенностей
- адаптированность материала к возрасту
2. Разносторонность
- нацеленность не столько на устранение выявленного речевого недостатка, сколько на целостное развитие личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно – педагогических средств и способов
3. Комплексность
- воздействие на весь комплекс речевых и неречевых нарушений
- проведение речевой работы, используя резервы различных видов детской деятельности игровой, познавательной, продуктивной
4. Систематичность
- проведение рационально спланированной, скоординированной, хорошо продуманной еженедельной и ежедневной работы позволит получить положительные результаты.
Средства реализации:
- Специально организованное обучение в подгрупповой и фронтальной форме.
- Проведение кружковой деятельности 1 раз в неделю по перспективно – тематическому плану с сентября по май. Продолжительность занятий 25 минут.
- Организация коррекционно – развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка.
- Планируемый результат
В ходе организованной образовательной деятельности кружка «Весёлый язычок» с логопедической коррекцией:
- ребёнок понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- у ребенка развита достаточная речевая активность;
- правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеет навыками объединения их в рассказ;
- умеет составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;
- владеет элементарными навыками пересказа;
- владеет навыками диалогической речи;
- грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовидовые окончания слов проговаривает четко; простые и почти все сложные предлоги употребляет адекватно;
- использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- имеет начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки»
Систематическое и последовательное проведение и использование предлагаемого материала способствует исправлению речевого нарушения, поможет развитию внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики пальцев рук. Результаты представлены в форме творческой презентации в конце учебного года (май).
- Материально -техническая база:
- ноутбук;
- мультимедиапроектор;
- экран;
- музыкальный центр
1.
- библиотечный фонд (книга печати):
- Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2007.- 208с. – (Программа развития)
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей группе.- М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 208с. – (Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников)
- Ершова З.А., Лисина Т.В. Логопедические домашние задания для детей5-6 лет. Казань, 2006
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -96с. (серия «Программа развития»)
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. 3 уровень. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64с.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи (для детей 4-6 лет). СП-б., 2004.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи. М., 2005.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.- М.: «Просвещение», 2010
- печатные пособия:
демонстрационный и дидактический раздаточный материал:
1. Осень в картинках: осенние месяцы, осень в лесу, осень в городе, осень в огороде, День знаний, приметы осени.
2. Мир человека- 1. Посуда.
3. Мир человека – 1. Электроприборы.
4. Мир человека – 1. Мебель.
5. Мир человека – 1. Музыкальные инструменты.
6. Мир животных – 2. Домашние и декоративные птицы.
7. Мир животных – 2. Птицы России.
8. Мир животных – 2. Птицы разных широт.
9. Мир растений - 2. Деревья и кустарники.
10. Мир растений – 2. Грибы съедобные и несъедобные.
11. Мир растений – 2.Комнатные растения.
12. Мир растений - 2. Полевые растения.
13. Мир растений – 1. Фрукты.
14.Мир растений – 1. Овощи.
15. Мир растений – 1. Садовые цветы.
16. Мир растений – 1. Ягоды.
17. Опорные картинки для пересказа текстов: новогодняя ёлка, снеговик, сосульки, кормушки, дед мороз, мальчики в тёплой одежде, мальчики на коньках и с клюшками, медведь в берлоге, заяц-беляк, лисица, волк, снегири, воробьи, деревья, сосны и ели.
- цифровые образовательные ресурсы:
Prezentacii.com (портал готовых презентаций);
- экранные, музыкальные пособия: CD– диск с аудиозаписями «Листочки», «Шарики», «Бабочки», «Лягушата», «У жирафа, у слона», «Цапля», «Кыш, муха», «Паровоз», «Пчёлки», «Паучок», «Наши пальчики» , слайды презентаций по лексическим темам;
- учебно-практическое оборудование: цветные карандаши, листы для графических заданий, счётные палочки, мяч.