Дорогие друзья, мы рады представить вам Хисамову Татьяну Викторовну, учителя - логопеда МБОУ С(К)ОШ VIII ВИДА №3 г. Березники Пермского края. Сегодня Татьяна Викторовна предлагает вашему вниманию адаптированную программу логопедической коррекции для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Данный материал будет полезен учителям – логопедам.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Викторовны:
«Данная программа разработана для коррекции речи детей с умеренной (К} 35-49) и тяжелой (К 20-34) умственной отсталостью (в соответствии с Международной классификацией болезней и катастроф 10-го пересмотра). Её создание вызвано отсутствием программ для логопедической коррекции данной категории учащихся, необходимостью систематизировать основные направления коррекционно – развивающей работы по логопедии в формировании языковых средств для дальнейшего совершенствования коммуникативной функции речи».
Профессионального чтения…
Адаптированная программа логопедической коррекции для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Посмотреть программу в полной версии
1.а. Пояснительная записка.
Данная программа разработана для коррекции речи детей с умеренной (К} 35-49) и тяжелой (К? 20-34) умственной отсталостью (в соответствии с Международной классификацией болезней и катастроф 10-го пересмотра). Её создание вызвано отсутствием программ для логопедической коррекции данной категории учащихся, необходимостью систематизировать основные направления коррекционно – развивающей работы по логопедии в формировании языковых средств для дальнейшего совершенствования коммуникативной функции речи.
В классах для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью обучаются дети со сложными дефектами: с генетическими и хромосомными заболеваниями (болезнью Дауна, фенилкетонурией, Х-ломкой хромосомой и др.), с общими расстройствами развития (аутизм, синдром Ретта, синдромом Аспергера), с множественными нарушениями развития.
Эти дети отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, недостаточной сформированностью операций анализа синтеза, сравнения. Значительно страдает речь как пассивная, так и активная. Это - трудности произношения звуков, проблемы с пониманием инструкции, с пересказом содержания. Есть дети, владеющие навыками письменной речи, но допускающие множество «странных» ошибок в письме и при чтении, имеются неговорящие дети. Основной диагноз учащихся: системное недоразвитие речи тяжелой степени обусловленное тяжелой умственной отсталостью, осложнен сложными дисграфиями и дислексиями, аграфией, алексией, дизартрией. Грубо нарушен лексико – грамматический строй речи.
Все это приводит к затруднению, а иногда и к невозможности интеграции и социальной адаптации данной категории детей.
1.б Цель программы: Стимулирование речевой и мыслительной деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи.
Задачи:
- Уточнить артикуляцию имеющихся звуков. Исправить дефектное
произношение звуков. При отсутствии звуков - вызывать их. - Развивать фонематическое восприятие.
- Работа над анализом и синтезом звукового состава речи:
- выделение звука из состава слова;
- членение слов на слоги, а слоги - на звуки;
- объединение звуков в слова;
- членение предложений на слова.
- Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей.
- Формировать связную грамматически правильную речь:
- работать над структурой фразы, ее оформлением и распространением до
- сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- уточнить понимание простых и сложных предлогов, их практическое
усвоение; - учить диалогической речи.
6. Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики через специальные игры, упражнения, занятия.
7. Развивать психические процессы (внимание, память, воображение и т. д.).
8. Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль.
9. Обучать основам грамоты (либо глобальному чтению) .
1.в Программы и технологии.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными
положениями Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ. С проектом Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и проектом примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей (2014 года), и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- учебной программы «Программа классов (групп) для умственно отсталых детей 20 - 49 по МКБ-10), программа «Особый ребенок»» под редакцией Е.Е. Аюповой (старший научный сотрудник ЛСО ПКИПРО), 2010г. Утверждена на заседании ЛСО ПКИПРО.
- «Методические рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта». Пермь: ПКИПРО, 2010г.
- Лескова Н.Л., зав. ЛСО ПКИПКРО, к.и.н.;Аюпова Е.Е., старший научный сотрудник ЛСО ПКИПКРО;Перетягина А.Г., старший научный сотрудник ЛСО ПКИПКРО.
- Учебно – методическое пособие в 2 – х частях «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду». Пермь 2010г.
- Е. В. Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии» /конспекты занятий/ М. : Из-дательство ГНОМ и Д, 2006. - 136
- Е. В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» /конспекты занятий/ М. : Из-дательство ГНОМ и Д, 2006. - 136
- Е. В. Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза /конспекты занятий/ М. : Из¬дательство ГНОМ и Д, 2006. – 136
- Л. Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»: Пособия для логопеда. М., 2001г.
- Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» Методическое пособие для учителя –логопеда. –М.,2001.
- Л.М. Козырева Тетради для логопедических занятий «Секреты прилагательных, тайны глаголов».Ярославль Академия развития 2004г
- Н.В. Новотворцева Рабочая тетрадь по развитию речи на разные звуки. Ярославль Академия развития:Академия Холдинг, - 2003г.