Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Адаптированная программа логопедической коррекции для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
7 минут 4691 1392

Адаптированная программа логопедической коррекции для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Hisamova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Хисамову Татьяну Викторовну, учителя - логопеда МБОУ С(К)ОШ VIII ВИДА №3 г. Березники Пермского края. Сегодня Татьяна Викторовна предлагает вашему вниманию адаптированную программу логопедической коррекции для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Данный материал будет полезен учителям – логопедам.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Викторовны:

«Данная программа разработана для коррекции речи детей с умеренной (К} 35-49) и тяжелой (К 20-34) умственной отсталостью (в соответствии с Международной классификацией болезней и катастроф 10-го пересмотра). Её создание вызвано отсутствием программ для логопедической коррекции данной категории учащихся, необходимостью систематизировать основные направления коррекционно – развивающей работы по логопедии в формировании языковых средств для дальнейшего совершенствования коммуникативной функции речи».

Профессионального чтения…


Адаптированная программа логопедической коррекции для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 

Посмотреть программу в полной версии

1.а.   Пояснительная записка.

Данная программа разработана для коррекции речи детей с умеренной (К} 35-49) и тяжелой (К? 20-34) умственной отсталостью (в соответствии с Международной классификацией болезней и катастроф 10-го пересмотра). Её создание вызвано отсутствием программ для логопедической коррекции данной категории учащихся, необходимостью систематизировать основные направления коррекционно – развивающей работы по логопедии в формировании языковых средств для дальнейшего совершенствования коммуникативной функции речи.

В классах для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью обучаются дети со сложными дефектами: с генетическими и хромосомными заболеваниями (болезнью Дауна, фенилкетонурией, Х-ломкой хромосомой и др.), с общими расстройствами развития (аутизм, синдром Ретта, синдромом Аспергера), с множественными нарушениями развития.

Эти дети отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, недостаточной сформированностью операций анализа синтеза, сравнения. Значительно страдает речь как пассивная, так и активная. Это - трудности произношения звуков, проблемы с пониманием инструкции, с пересказом содержания. Есть дети, владеющие навыками письменной речи, но допускающие множество «странных» ошибок в письме и при чтении, имеются неговорящие дети. Основной диагноз учащихся: системное недоразвитие речи тяжелой степени обусловленное тяжелой умственной отсталостью, осложнен сложными дисграфиями и дислексиями, аграфией, алексией, дизартрией. Грубо нарушен лексико – грамматический строй речи.

Все это приводит к затруднению, а иногда и к невозможности интеграции и социальной адаптации данной категории детей.

1.б   Цель программы: Стимулирование речевой и мыслительной деятельности    детей с тяжелой умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи.

 Задачи:

  1. Уточнить артикуляцию имеющихся звуков. Исправить дефектное
    произношение звуков. При отсутствии звуков - вызывать их.
  2. Развивать фонематическое восприятие.
  3. Работа над анализом и синтезом звукового состава речи:
  • выделение звука из состава слова;
  • членение слов на слоги, а слоги - на звуки;
  • объединение звуков в слова;
  • членение предложений на слова.
  1. Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей.
  2. Формировать связную грамматически правильную речь:
  • работать над структурой фразы, ее оформлением и распространением до
  • сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
  • уточнить понимание простых и сложных предлогов, их практическое
    усвоение;
  • учить диалогической речи.

6. Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики через специальные игры, упражнения, занятия.

7. Развивать психические процессы (внимание, память, воображение и т. д.).

8. Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль.

9. Обучать основам грамоты (либо глобальному чтению) .

1.в  Программы и технологии.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными

положениями Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ. С проектом Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и проектом примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей (2014 года), и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • учебной программы «Программа классов (групп) для умственно отсталых детей 20 - 49 по МКБ-10), программа «Особый ребенок»» под редакцией Е.Е. Аюповой (старший научный сотрудник ЛСО ПКИПРО), 2010г. Утверждена на заседании ЛСО ПКИПРО.
  • «Методические рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта». Пермь: ПКИПРО, 2010г.
  • Лескова Н.Л., зав. ЛСО ПКИПКРО, к.и.н.;Аюпова Е.Е., старший научный сотрудник ЛСО ПКИПКРО;Перетягина А.Г., старший научный сотрудник ЛСО ПКИПКРО.  
  • Учебно – методическое пособие в 2 – х частях «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду». Пермь 2010г.
  • Е. В. Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии» /конспекты занятий/ М. : Из-дательство ГНОМ и Д, 2006. - 136
  • Е. В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» /конспекты занятий/ М. : Из-дательство ГНОМ и Д, 2006. - 136
  • Е. В. Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза /конспекты занятий/ М. : Из¬дательство ГНОМ и Д, 2006. – 136
  • Л. Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»: Пособия для логопеда. М., 2001г.
  • Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» Методическое пособие для учителя –логопеда. –М.,2001.
  • Л.М. Козырева Тетради для логопедических занятий «Секреты прилагательных, тайны глаголов».Ярославль Академия развития 2004г
  • Н.В. Новотворцева Рабочая тетрадь по развитию речи на разные звуки. Ярославль Академия развития:Академия Холдинг, - 2003г.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5619 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5975 610