Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Реализация гендерного подхода в организации художественно-эстетической деятельности в МБДОУ Детский сад №4
14 минут 3743 912

Реализация гендерного подхода в организации художественно-эстетической деятельности в МБДОУ Детский сад №4

Vanyushina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Ванюшину Наталью Владимировну, воспитателя МБДОУ «Детского сада №4» г.Старица Тверской области. Сегодня Наталья Владимировна предлагает вашему вниманию статью «Реализация гендерного подхода в организации художественно-эстетической деятельности в МБДОУ Детский сад №4». Данный материал будет полезен воспитателям и родителям.

Краткий комментарий к статье от Натальи Владимировны :

"Принцип индивидуализации дошкольного образования и принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства предполагает включения гендерного компонента в развитии ребёнка. Содержание же большинства программ воспитания и обучения детей в детском саду составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. Гендерный подход реализуется в детском саду в каждой образовательной области".

Профессионального чтения…


Реализация гендерного подхода в организации художественно-эстетической деятельности в МБДОУ Детский сад №4

Социальная стратегия государства предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в образование, культуру, политику и экономику.

Принцип индивидуализации дошкольного образования и принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства предполагает включение гендерного компонента в развитии ребёнка. Проблема в том, что раньше на это не обращали внимания, и сейчас очень мало материалов на эту тему. Содержание большинства программ воспитания и обучения детей в детском саду составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей. Развивающая среда в группе более ориентирована на девочек, так как создается женщинами воспитателями. А социальные изменения в современном обществе привели к разрушению стереотипов мужского и женского поведения. Формированию неправильного гендерного самосознания способствует то, что многие семьи являются неполными, а родители не имеют достаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка.

В современных условиях обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников - одна из важных задач. Целью такого подхода является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.

Выполнение требований, обозначенных в ФГОС ДО весьма затруднительно без учета особенностей пола обучающихся, поэтому реализация гендерного подхода облегчит реализацию стандартов нового поколения всех уровней образования, будет способствовать повышению качества образования, соответствовать мировым образовательным стандартам.

Одним из приоритетных направлений реализации модели гендероформирующего образовательного пространства ДОУ является организация гендерокомфортной предметно-развивающей среды. В нашем МБДОУ Детский сад №4 она создана с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся гендерных склонностей. Ее содержание обеспечивает удовлетворение интересов и свободу выбора деятельности для мальчиков и девочек.

Гендерный подход реализуется в детском саду и в художественно-эстетическом воспитании. В процессе изобразительного творчества осуществляется индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей полоролевой идентичности, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной.

Осуществляя реализацию гендерного подхода в процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, мы придерживаемся следующих правил.

 1. Учитываем гендерные различия в особенностях и интересах детей разного пола.

В центре внимания интересов девочки, начиная с раннего возраста, находятся взаимоотношения между людьми, предметы потребления, одежда, утварь. Пространство, представляющее для девочки интерес, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, актуально отражено в сознании.

Несомненно, самыми популярными играми для маленьких девочек являются одевалки, когда можно поменять образ персонажа игры: выбрать платье, причёску, обувь и различные аксессуары для Барби, прекрасной принцессы, сказочной фей или русалки. С помощью игр одевалок маленькие модницы сами создают бумажную одежду, подбирая гармоничные сочетания цвета одежды, пуговиц и украшений наряда. Помогает в этом гармонизатор цвета. Он служит для составления цветовых аккордов, знакомит детей с многообразием цветовых гармоний. Его использование формирует у дошкольников умение применять цветовые сочетания в изобразительной, конструктивной и дизайнерской деятельности.

У мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено: путешествия, транспорт, животные, динозавры, космос и многое другое. Например, они могут применить свои изобразительные, конструкторские и дизайнерские умения в играх художественного содержания «Строительство», «Дизайн автомобилей», «Космические корабли».

Основные двигательные навыки у мальчиков (бег, прыжки, поддержание равновесия) развиваются несколько быстрее, тогда как у девочек в первую очередь совершенствуются более тонкие навыки (умение держать карандаш, письмо). Поэтому при отборе содержания для деятельности детей по рисованию, лепке и аппликации всегда помним о том, что кисть мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. В организованной и самостоятельной деятельности особо обращаем внимание на развитие мелкой моторики рук мальчиков, подобрав пальчиковые гимнастики, раскраски, различные задания, учитывая их склонности и предпочтения.

Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному. В первую очередь она проявляется через доверие и заботу. Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам – заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик отказывается от помощи, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. С другой стороны, если мы предлагаем помощь девочке, она чувствует, что ее любят. Поэтому мы всегда помним, что предложение помощи девочке – это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно – жест доверия.

2. Акцентируем внимание на слабых сторонах в развитии психомоторики и зрительной модальности мальчиков и девочек.

Гендерные особенности детей наиболее ярко проявляются в зрительных ощущениях, восприятии, представлениях. Согласно результатам исследований у мальчиков наибольшая длительность поиска объекта, большая устойчивость фиксации на объекте, более быстрая адаптация к зрительному стимулу, чем у девочек, более яркая реакция на новый стимул. Кроме того, острота зрения у девочек созревает раньше, а точность глазомера в дошкольном возрасте выше у мальчиков. Различия в пространственных особенностях заключаются в том, что мальчики обращают внимание на обобщенные характеристики объекта восприятия, а девочки – на частные (детали предмета, детали пространственных отношений и т. п.). Все это учитываем при постановке задач организованной и самостоятельной художественной деятельности детей.

3. Организуем художественно-творческую деятельность детей в режиме поисковой активности. Увеличиваем количество творческих заданий и проблемных ситуаций.

Непременное условие творческой деятельности - получение ребенком удовольствия от нее в ярко выраженных положительных эмоциях. Только при этом условии будет развиваться творческий потенциал каждого мальчика, каждой девочки. Возможности эмоциональных переживаний достигаем, создавая проблемные и игровые ситуации, используя сюрпризные моменты, «секреты». Кто поможет Ухти-Тухти развесить носовые платочки и полотенца лесных зверят, «испечет» вкуснейшие крямнямчики для гостей? Кто подберет для грузовых машин кузова для перевозки различных грузов, правильно «разложит» кубики и кирпичики в коробки.

Определив вместе решение проблемы, предлагаем детям поучаствовать в продуктивной деятельности: украсить одежду или посуду узором, нарисовать колеса для машины, вагон для паровозика, конуру для Барбоса, лопатку для медвежонка. Это способствует осознанию ребенком своего решения, развитию уверенности в своих силах. Каждый день мальчишки и девчонки сочиняют, придумывают, изобретают.

Наблюдая за своими дошкольниками, мы заметили, что дети в самостоятельной деятельности часто вспоминают задания и придумывают новые варианты решений проблемных ситуаций. Вечером показывают родителям свои работы, рассказывая о том, как помогли тому или иному персонажу.

В результате работы по решению творческих задач дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами видят проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, рассуждать и доказывать.  
4.
Используем в работе такие художественные средства и материалы, которые позволяют ребенку активно действовать.

Уголок изодеятельности наполняем материалом, интересующим мальчиков и девочек. Это тематические раскраски для мальчиков и девочек: «Куклы», «Посуда», «Магазин одежды», «Дом моды», «Транспорт», «Автомобили», «Инструменты», «Динозавры», «Космос», «Моряки», «Спасатели» и т. п. Для мальчиков мы изготовили схемы последовательности рисования транспорта, игрушек карандашом и красками. Подобрали трафареты, которые помогут изобразить различные машины, корабли, самолеты, военную технику. Девочки в самостоятельной творческой деятельности используют трафареты цветов, одежды для кукол, технологические карты изготовления украшений, игрушек, которые потом можно использовать в сюжетно-ролевых играх «Кулинария», «Зоомагазин», «Салон красоты», «Супермаркет».

В уголке рисования имеются всевозможные штампы, которые используются детьми обоих полов для создания интересных, творческих работ. Мы изготовили штампы-рисунки, используя полиуретановую потолочную плитку. Для этого нужен прямоугольный кусочек плитки. Рисунок выкалываем обычной шариковой ручкой. Чтобы получить отпечаток, ребенок наносит на штамп краску ровным слоем и прикладывает его к листу бумаги.

5. Актуализируем виды творческой работы.

 Предоставляем мальчикам и девочкам свободу для творчества. Например, малыши пришли в новую группу и не могут запомнить свои шкафчики в раздевалке. Старшие дети оформляют их символикой, отражающей принадлежность к определённому полу: мальчикам – транспорт, инструменты, девочкам – цветы, куклы, посуда.

Из нарисованных детьми портретов составляем альбомы: «Это я!», «Милой мамочки портрет», «Мой папа», «Семья моя», «Мой самый лучший друг».

Готовим подарки для мальчиков и девочек младших групп, сувениры друг другу на дни рождения или в память о нашей дружбе.

 6. Формируем изобразительные умения и навыки детей, учитывая гендерную специфику.

В уголке творчества дети могут выбрать игры-упражнения «Где ошибся Незнайка?», «Волшебные пейзажи», «Подбери цвет», «Что здесь нарисовано?», «В чем ошибся художник?», способствующие развитию графических умений и навыков, цветовой зоркости, умению смешивать цвета, подбирая нужные оттенки. Среди них есть различные задания для мальчиков и девочек. С правилами дети знакомы и с удовольствием играют. Здесь же находятся различные карточки с заданиями для работы тычками, сделанными из не заточенных простых карандашей с ластиками. Работа тычками способствует развитию мелкой моторики руки, а благодаря тому, что ластик срезан под углом 450, учит правильно держать карандаш, готовя руку к письму.

 7.Используем авторские дидактические игры, направленные на художественно-эстетическое развитие детей разного пола.

Дидактические игры художественного содержания подобраны с учетом интересов детей обоих полов. Они способствуют совершенствованию наблюдательного опыта и зрительной памяти, развитию внимания, восприятия.

Например, дидактическая игра «Автомастерская» формирует у мальчиков знания по цветоведению; совершенствует навыки работы красками и кистью. На карточках задания: раскрасить машину таким цветом, который получится при смешивании цветов на палитре; раскрасить в указанный цвет, выбрав на палитре из нескольких нужные для смешивания цвета; или смешать краски, чтобы подобрать цвет для крыла или капота машины. В похожей по целям игре «Волшебные картинки» мальчики также легко запоминают названия цветов, разбираются какие цвета следует смешать, чтобы получился нужный. Чтобы сформировать у девочек желание экспериментировать, помочь обрести уверенность в своих силах при смешивании красок используем дидактические игры с цветом с аналогичными заданиями: «Собираемся на бал», «Оденем кукол на прогулку», «Каждый предмет на сое место», «Бусы».

 Сохраняя игровой способ, получаем возможность решать специфические задачи творческой изобразительной деятельности. Ведь в игре все дети чувствуют себя в естественной среде, поставлены в равные условия, каждый имеет шанс пусть на маленькую, но победу. Главное же условие - все дидактические игры и упражнения согласуем с содержанием последующей продуктивной художественной деятельности.

Зная программные требования, своеобразие дидактических игр и упражнений, владея искусством руководства игрой, мы на основе гендерного подхода разрабатываем новые варианты знакомых детям игр, создаем новые, которые помогут активизировать художественно-творческую деятельность детей обоих полов и более успешно решать вопросы эстетического воспитания.

Так, создавая условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить в изобразительной деятельности то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо, мы успешно решаем основную задачу художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста - воспитываем разностороннюю, интеллектуальную, творческую личность, способную и стремящуюся к саморазвитию через специально организованную художественно-познавательную творческую деятельность. 

Литература

  1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. / Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. М.: Педагогика, 1964
  2. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие / Т. В. Бендас – СПб: Питер, 2008
  3. Коган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000, № 2, с. 65-69
  4. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. – Пермь: ПГПУ, 2002
  5. Николаева Е. И. Психология детского творчества. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010

 

 

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2345 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2184 608