Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду
11 минут 2399 590

Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду

Gridina foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Гридину Олесю Викторовну, инструктора по физической культуре МБДОУ № 41 «Рябинушка» г. Сургута ХМАО-Югра. Сегодня Олеся Викторовна предлагает вашему вниманию современные здоровьесберегающие технологии в детском саду. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Олеси Викторовны:

«Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов».

Полезного чтения…


Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду

Посмотреть Презентацию к статье

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. А здоровье, это не только отсутствие болезней или физических дефектов, это полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Одним из средств решения данной проблемы становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. 

Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольконо образовательного учреждения и что ими считать? Давайте попробуем разобраться в понятиях.

«Здоровье» по определению Всемирной организации здравоохранения – состояние полного физического, психического и социального благополучия.

«Технология» -  это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Задачи здоровьесбережения:

  • создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей
  • сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности
  • создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

3. Коррекционные технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг — это комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости и растяжки. Стретчинг усиливает циркуляцию крови в области суставов и тем самым поддерживает их стойкость, увеличивает их подвижность. Рекомендуется детям с вялой осанкой.

Ритмопластика – является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, ощущение свободного и сознательного владения телом. Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитациооные, общеразвивающие и др.) позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

Занятия ритмопластикой формируют у детей основные двигательные навыки, слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, умение начинать и заканчивать движения под музыку, способствуют повышению эмоционального тонуса, создают хорошее настроение, расширяют двигательный опыт, развивают умение координировать движения с музыкой и текстом, способствуют релаксации, знакомят с элементарными плясовыми движениями, развивают мелкую моторику, повышает мышечный тонус, делают осанку и постановку стопы правильной.

Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, физкультурные минутки. Так же это может быть массаж лица, кистей рук, пальцев, ритмические упражнения. Они снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга.

Релаксация - снижение тонуса скелетной мускулатуры. Способствует снятию психического напряжения.

Пальчиковая гимнастика – гимнастика кистей рук, сопровождается короткими стихами. Пальчиковая гимнастика помогает развивать память, концентрацию внимания, мелкую моторику, воображение, тесно связана с развитием речи у ребенка. Особо рекомендуется детям с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз - комплекс упражнений для профилактики хорошего зрения. Проводится в целях предупреждения нарастающего утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения.

Дыхательная гимнастика - комплекс упражнений основанный на дыхательной функции организма. Дыхательные упражнения развивают органы дыхания, очищают легкие и бронхи от мелких частиц пыли, улучшают кровообращение, оказывают массажно-дренажный эффект на органы дыхания и просто улучшают настроение. От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.

Бодрящая гимнастика - гимнастика после сна. Бодрящая гимнастика  помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Корригирующая гимнастика - вид лечебной гимнастики, система специальных физических упражнений гимнастического характера, применяемых преимущественно у детей и подростков с целью устранения дефектов осанки и исправления искривлений позвоночника.

Ортопедическая гимнастика – это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Вид лечебной гимнастики. Поэтому основной целью является укрепление мышц свода стопы у детей через комплекс специальных упражнений.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Физкультурное занятие. На занятиях по физкультуре развиваются физические качества и уровень физической подготовленности детей в соответствии с их возможностями, формируется опорно-двигательный аппарат, ловкость, гибкость, координация движений.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Массажповышает тонус мышечной системы ребенка.При воздействии на кожу, связки и мышцы в процессе массажа, возникает ответная положительная реакция нервной системы, ускоряется кровообращение и ток лимфы.

Точечный самомассаж - относится к рефлексотерапии, но, в отличие от других видов массажа, местом его воздействия являются рефлексогенные зоны, раздражение которых вызывает целенаправленную рефлекторную реакцию на определенный орган или систему.

Коммуникативные игры это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Игротреннинги и игротерапия - метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры,  наиболее эффективное средство коррекции неконструктивного поведения. 

Биологическая обратная связь (БОС) – способ получения дополнительной информации о работе организма.

Цель метода - развитие у человека навыков саморегуляции.  метод произвольного волевого управления функциями организма для совершенствования организма в норме или коррекции организма, посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы. В глобальном масштабе это использование специальных приборов. Для нас же возможно использование метода БОС по ЧСС и ЧД. Синхронизация работы дыхательной и сердечнососудистой систем.

Коррекционные технологии.

Сказкотерапия - течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории.

Этот метод идеально подходит как для детской терапии так и для решения вопросов межличностных отношений в разных сферах жизни. Сказкотерапевтические сессии позволяют также работать с ситуациями, о которых ребёнок не хочет / не может говорить открыто.

Психогимнастика - специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка. В  ходе психогимнастики изучают различные эмоции и возможность управления ими. Основной целью является преодоление барьеров в общении, развития лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.Дети с удовольствием занимаются творчеством: рисуют, лепят, сочиняют, изображают. Этот приятный и не слишком травмирующий метод подходит для решения даже самых глубинных психологических проблем. Именно поэтому особенно хорошо арт-терапия подходит для детей.

Технологии музыкального воздействия - Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологийдля снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Основные принципы здоровьесбережения

• принцип «Не навреди! »-все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровьюребёнка ;

• непрерывности здоровьесберегающего процесса выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса ;

• систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков и предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой ;

• принцип доступности и индивидуализацииимеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. ;

• всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка ;

• системного чередования нагрузок и отдыха;

• постепенного наращивания оздоровительных воздействий.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здо-ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Использованная литература:

1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.

2. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

3. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы»  №3 2009 г., №5 2010 г.

4. Бальсевич, В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации: (материалы к разраб. нац. проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006–2026 гг.) / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006. — № 5. — C. 2–6.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2267 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607