Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование профессиональной компетентности педагогов посредством музейной педагогики
13 минут 4535 882

Формирование профессиональной компетентности педагогов посредством музейной педагогики

Serafimova stДорогие друзья, мы рады представить вам Серафимову Наталью Ивановну, заместителя заведующего по УВР МБДОУ № 41 «Рябинушка» г. Сургута ХМАО-Югра. Сегодня Наталья Ивановна с удовольствием делится с нами полезным материалом по формированию профессиональной компетентности педагогов посредством музейной педагогики. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Натальи Ивановны:

«Самая большая ценность - это дети. То, во имя чего мы живем. Призвание педагога - найти и развивать в каждом ребенке способности, которые обязательно есть в каждом маленьком человечке, ввести его в окружающий его мир, дав знания о мире, о его природе, о его истории, о человеке, как главной составляющей этого мира».

Профессионального чтения…


Формирование профессиональной компетентности педагогов посредством музейной педагогики

То, что мы знаем, - ограничено,
А то, чего мы не знаем, - бесконечно.
П. Лаплас

Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Главной целью педагогической системы является создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического и художественно- эстетического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного педагогического процесса в ДОУ.

Практическое решение поставленных задач осуществляется дошкольными образовательными учреждениями по-разному и качество этого решения в значительной степени зависит от готовности педагогов к вариативному обучению, а порой и принципиально новых подходов к педагогической деятельности.

На протяжении нескольких лет приоритетным направлением нашего дошкольного образовательного учреждения было художественно-эстетическое направление развития детей. Наш детский сад расположен вблизи Галереи современного искусства «СТЕРХ» и «Детской художественно школы декоративно-прикладного искусства», поэтому наш педагогический коллектив понял, что созрела необходимость в обновлении методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса. Мы посчитали, что это возможно в случае активного внедрения в образовательно-воспитательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создания в ДОУ музейно-образовательного и музейно-воспитательного пространства. Так на основе анализа педагогов своей деятельности, современных тенденций в образовании, мнении родительской общественности, желания родителей видеть своих детей воспитанными и заботливыми возникло решение о разработке и реализации программы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством приобщения к музейной педагогике».

Мы сделали такой выбор еще и потому, что, работая много лет в ключе нравственно - патриотического воспитания детей, можем сказать, что музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении может быть важным средством умственного, художественно-эстетического, экологического, духовного и нравственного воспитания ребёнка.

Ознакомление детей с музеями, воспитание у ребят потребности в их посещении, знакомство с произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, с разными жанрами художественного искусства – та задача, которую по силам решить педагогам и родителям нашего образовательного учреждения.

Говоря о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, что процесс воспитания – обоюдный. И чаще всего его эффективность и результативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализма педагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задач музейной педагогики является подготовка и повышение квалификации всего педагогического коллектива.

Методическая работа в нашем учреждении - часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Содержание методической работы планировалось в соответствии годовыми задачами с учетом приоритетного направления деятельности, согласно дидактическим принципам:

  • научности;
  • исследовательского подхода;
  • учета индивидуальных особенностей каждого педагога, уровня его профессиональной подготовки;
  • перспективности;
  • конкретности и актуальности;
  • системности.

В процессе реализации программы по музейной педагогике использовались известные, широко вошедшие в практику формы методической работы.

Вовлечение педагога в новую исследовательскую деятельность значительно повышает уровень его профессиональной квалификации, происходит осознание педагогами потребности во внедрении мотивационно-целевого компонента, что позволяет вести работу в инновационном режиме.

На первом этапе реализации программы, педагогический коллектив изучал методическую литературу по художественно-эстетическому развитию дошкольников и музейной педагогике; создавалась предметно-развивающая среда в группах и помещениях ДОУ; определялось содержание воспитательно-образовательной работы с детьми; разрабатывался практический материал для работы с детьми и родителями; устанавливалась взаимосвязь с социумом (Галереей современного искусства СТЕРХ, историко-архитектурным комплексом «Старый Сургут», ДХШ ДПИ и др.); организовывалось взаимодействие с родителями по вопросам художественно- эстетического воспитания дошкольников.

Параллельно проводилась методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов в области музейной педагогики.

Какие же активные формы работы в рамках музейной педагогики мы использовали в методической работе ДОУ? Основной формой методической работы с педагогическим коллективом является педагогический совет, на котором происходит детальное обсуждение актуальности, новизны, результативности возможностей музейной педагогики.

На консультациях происходит информирование педагогов т.е. первичное получение информации, сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности.

Тщательно подобранные темы консультаций помогали педагогам расширить и углубить свои знания.

Для консультации характерна монологическая форма преподнесения новой информации, поэтому отдается предпочтение консультациям с использованием информационно- коммуникационных технологий

Эффективной формой работы с активным включением педагогов в творческую деятельность являются семинары – практикумы, на которых педагоги не только получают теоретический материал, но и закрепляют его в практической деятельности. На протяжении 5 лет реализации программы по музейной педагогике были проведены семинары и семинары-практикумы различной тематики.

Мастер – классы являются наиболее активной и интересной формой работы с детьми, педагогами и родителями, они сопровождаются практической деятельностью, их непосредственным участием в мастер-классе, которые организуют специалисты ДОУ. Конечно, такая форма работы требует от педагогов большого творческого потенциала, зато эффект от таких мероприятий потрясающий. Воспитатели, дети и родители под чутким руководством специалистов создают собственные уникальные шедевры – поделки, куклы, обереги, маски, расписывают пасхальные яйца. Впоследствии эти изделия пополняют коллекции мини- музеев группы и детского сада.

В помещении дошкольного учреждения имеется постоянно меняющаяся экспозиция мини- музея. Музей является центром взаимодействия родителей и педагогов образовательного учреждения. В нем проходят совместные посещения воспитанников и родителей, где родители имеют возможность познакомить своих детей с историей родного края, города, предметами декоративно- прикладного искусства и народного творчества, куклами, игрушками и пр. Постоянно меняющаяся выставка экспонатов мини- музея ДОУ даёт возможность родителям и детям принять участие в ее создании, пополнении коллекции музея экспонатами, принесенными из дома.

Музей нашего детского сада является ещё и детским музеем, так как один из его разделов состоит из результатов детского труда: детских поделок, рисунков – и ориентирован в своей работе на наших воспитанников.

Вот некоторые из них: «Матрешки», «Часы», «Игрушки наших мам и пап», «Волшебство Новогодия», «Искусство старины далекой», «Мир кукол», «Народное творчество».

А также вернисажи: «Осень в картинках – зима в картинках», «Жанры живописи», «Женский портрет»

Дети старшего возраста занимаются коллекционированием марок, ракушек, камней, монет, шкатулок, магнитов и многих других предметов.

Особо хочется отметить работу групп младшего дошкольного возраста, в которых программа «Художественно- эстетическое воспитание дошкольников посредством приобщения к музейной педагогике» не реализуется, и, тем не менее, педагогами проводится большая работа с детьми и родителями по музейной педагогике.

В этих группах имеются мини- музеи «Малышам о зайчатах», «Наши неваляшки», коллекция «Кошки» «Циркачи – весельчаки», «Игрушки – забавы». Педагоги групп младшего возраста реализуют проекты, цель которых – приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Посредством реализации программы по музейной педагогике в практике нашего дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности.

Вот тематика некоторых реализованных проектов в нашем ДОУ:

«Куда идут часы?», «Город мастеров», «Сказочная Гжель», «Страна живописи»; «Моя любимая книга», «Семейство ложек», «Музей книги дедушки Корнея», «Наши коллекции», «Мастера земли русской».

Педагоги разработали и систематизировали практический материал по работе с детьми и родителями. Разработан интересный познавательный материал, мультимедийные презентации для родителей и детей, такие как:

  • «История русской народной игрушки»;
  • «Искусство народов ханты и манси»;
  • «История Сургута»;
  • «Как знакомить дошкольников с творчеством художников» и др.

Педагоги имеют возможность презентовать друг другу собственные наработки, представить пособия, игры, дидактические материалы, обменяться опытом по работе с детьми и родителями в рамках музейной педагогики, что способствует повышению профессиональной компетентности педагогов.

В МБДОУ созданы все условия для реализации программы. В методическом кабинете имеются постоянно действующие выставки: «Музейная педагогика для всех», «Новинки литературы», «Художественно- эстетическое воспитание», и др.Подобран материал для работы с детьми, педагогами и родителями по художественно-эстетическому воспитанию (доклады, перспективные планы, экскурсии, методические рекомендации, конспекты занятий, перечень дидактических игр, подбор наглядного и дидактического материала, средства ИКТ).

В фойе ДОУ оформлены стенды с информацией о родном городе, округе, о природе родного края, о коренных жителях северного края.

На данном этапе происходит обобщение педагогического опыта педагогов; представление опыта работы для молодых специалистов, начинающих педагогическую деятельность воспитателей, заместителей заведующих, старших воспитателей.

Воспитанники нашего детского сада ежегодно принимают активное участие в конкурсах разного уровня – муниципальных, региональных, Всероссийских и международных. Награждены дипломами городского фестиваля детского и юношеского творчества «Пасха Красная» и «Звездная капель»; дипломом абсолютного победителя, золотой медалью и дипломами лауреатов I и III степени Всероссийского конкурса изобразительного искусства «Ангел вдохновения»; многочисленными дипломами лауреатов Всероссийского пластилинового конкурса «Уши, ноги, хвосты; межрегионального конкурса «Солнечная страна», регионального конкурса «Волшебство Новогодия», Международного конкурса живописи и графики «На своей земле» и др.

За период реализации программы, у педагогов заметно повысился уровень профессиональной компетенции. Наши педагоги являются активными участниками различных конкурсов.

Награждены дипломами за 1 место в конкурсе методических разработок «Современное образование: проблемы, задачи, перспективы», Российский образовательный центр «Дарование», г.Чебоксары.

Дипломом III степени Всероссийского конкурса методических разработок г. Ярославль за проект в номинации «Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении».

На Всероссийском фестивале «Открытый урок», издательского дома «Первое сентября», г. Москва, Всероссийском образовательном проекте RAZVITUM, г. С.-Петербург, журнале «Вестник образования» опубликованы материалы педагогов и руководителей ДОУ: проект «Пестрый мир»; конспект экскурсии в музей «Город мастеров», статьи «Музейная среда как средство художественного образования, творческого развития и эстетического воспитания дошкольников»; «Педагогические возможности мини- музея в воспитании дошкольников»; «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»; «Музей как средство ознакомления дошкольников с историей и культурой России»; «Формирование творчества у дошкольников в работе с природным материалом»; «Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста» и др.

ВЫВОД: В современной же образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.

Использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления. Важно, чтобы содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1987 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6526 677