Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

О некоторых особенностях в обучении музыканта (клавишные инструменты)
10 минут 3848 931

О некоторых особенностях в обучении музыканта (клавишные инструменты)

Maksakova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Максаковой Татьяной Ивановной, преподавателем МБОУДОД «Карачевская ДШИ им. В.Ф. Кольцова» г. Карачева Брянской области. Сегодня Татьяна Ивановна в своей статье расскажет о некоторых особенностях в обучении музыканта (клавишные инструменты). Данный материал будет полезен преподавателям по специальности музыкального отделения школы искусств.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Ивановны:

"В статье обращено внимание на то, чем обучение музыканта отличается от обучения других категорий учащихся, обращено внимание на разновозрастной контингент, на особенности индивидуальных занятий, связь воспитания и обучения, взаимосвязь характера учащегося и особенностей его исполнительства"

Познавательного чтения…


О некоторых особенностях в обучении музыканта (клавишные инструменты).

Принципы и методы современной музыкальной педагогики способствуют решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения: активное, заинтересованное отношение к музыке, желание музицировать и творчески самовыражаться, развивать художественный вкус и эрудицию во всём разнообразии жанров и стилей народной, академической и популярной музыки.

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка.

Творческие способности у каждого ребёнка проявляются по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка. Но любой ребёнок, какими бы он творческими способностями не обладал, особенно интенсивно, углубленно проникает в смысл музыкальной речи в процессе собственного исполнения, стимулирующего наиболее обостренные формы музыкального переживания.

Дети в разном возрасте начинают активно изучать   музыку. Одна из особенностей в преподавании музыки вытекает из разницы в возрасте, в котором начато обучение. Ведь разница между 7 - летним и 12- летним учеником очевидна. Каждый новый учебный год приносит новое в развитии характера ученика, его интеллекта, в эмоциональной сфере, в чисто физическом развитии организма. Новый этап развития требует от педагога нового подхода, новых требований. Факту развития ребенка, каждому его новому этапу педагог должен уделять особое внимание. Любому педагогу помогут

Правила по отношению к школьному возрасту:

  1. речь, обращенная к ребенку - грамотная, короткая, сравнительно медленная, к подростку – грамотная, логичная и образная,
  2. повторность объяснения ребенку, подросток должен запоминать указания с первого раза,
  3. ребенку – конкретные указания, подростку – в обобщенной форме
  4. ребенку – задания точные и конкретные, подростку – самостоятельность и инициатива (в рамках).

В работе педагога – музыканта важен принцип взаимосвязанности учебной и воспитательной работы. Педагог не должен, не имеет права замыкаться в рамках узкого профессионализма. Воспитание игровых навыков неотделимо от воспитания характера ученика. Учащийся, небрежно разбирающий нотный текст, обычно проявляет небрежность в ряде моментов своего поведения, на которые педагог может воздействовать при удобном случае.

Ритмика ученика связана с его характером: бесформенность ритмики указывает на расхлябанность характера, и наоборот.

Эмоциональная бледность, вялость игры часто совпадают с замкнутостью и необщительностью характера. Важно, чтоб педагог был осведомлен об условиях домашней жизни ученика.

Система индивидуальных занятий несколько облегчает проведение урока по сравнению с групповыми занятиями, но имеет свои трудности:

  • и индивидуализация работы в классе осложняет подготовку педагога к уроку,
  • неизбежность многократного повторения сходных указаний: педагогу нужно быть изобретательным, чтобы не впасть в штамп,
  • необходимость каждый час перестраиваться применительно к индивидуальным способностям и особенностям учеников, учитывая то, что каждый ученик должен получить полную меру педагогического внимания.

Принцип любого урока – планирование, а затем – импровизация. Творческое состояние педагога характеризуется наличием большого количества интересных замыслов, из которых отбираются наиболее правильные, наиболее нужные в данный момент, наиболее увлекательные, реализуемые, не разрушая организованность и плавность общего хода урока. Недопустимо подменять творческое состояние искусственной взвинченностью. Творческое состояние педагога – постоянное поддержание непрерывного педагогического контакта с учеником. Педагог во время урока всегда должен стараться думать, что он имеет дело с самым ценным учеником своего класса. Ученики же всегда чутко воспринимают разницу в отношении к ним педагога. Неискренность педагога приносит вред в развитии личности и характера ученика.

Из обширной области вопросов воспитательного воздействия хотелось бы выделить: вопрос выдержки и искренности, вопрос требовательности и чуткости.

Педагог должен суметь найти зацепку, чтобы искренне заинтересоваться работой с каждым учеником. Даже если это не удается, педагог должен проводить урок спокойно, выдержанно, не ставить трудных для ученика задач, быть преднамеренно внимательным, следить за тем, чтобы не выдать свое отношение к ученику.

Педагогу необходимо сочетать больше чуткости и симпатии к каждому ученику с требовательностью, с умением организовать волю ученика. Сочетание большого терпения и выдержки с искренностью – вот основа успешного воспитательного воздействия.

Весь ход обучения должно организовать так, чтобы он представлял собой непрерывный ряд хоть мелких удач, вдохновлял ученика на продвижение к цели. Ведь когда малыш учится говорить, мы хвалим его за каждое «агу», одинаково радуясь и правильно, и неправильно произнесенным словам. Такая поддержка побуждает ребенка пробовать снова и снова, говорить больше и чаще. И положительный результат не заставляет себя долго ждать. Таким же сильным может быть и желание заниматься музыкой. Если начинающего музыканта не ругать и не упрекать его за ошибки, а, напротив, поощрять за достигнутые успехи, ребенок будет с удовольствием изучать язык нот, как он изучал когда – то язык букв.

От педагога-музыканта требуется постоянная отзывчивость на художественное содержание музыкального произведения, над которым работает ученик, творческий подход к трактовке и к способам овладения их специфических трудностей.

Педагог должен каждый раз свежими глазами взглянуть на художественное содержание музыкального произведения, ясно представлять всю сложность педагогического акта, тогда он будет яснее понимать и все те педагогические трудности, которые лежат перед учеником на пути к выработке навыков целостно-содержательной и стабильной игры.

Сложность исполнительского акта заключается в его многогранности. Он требует высокой активности многих сторон психики: исполнительской воли, сферы эмоционально-смысловых переживаний, музыкального воображения, памяти и восприятия, двигательной сферы; он требует высокоразвитого чувства эстетической меры, технической меры, регулирующих процесс исполнения.

Единство художественной формы и содержания дает педагогу возможность разными путями подходить к повышению выразительности игры ученика. Воспитание чувства художественной меры начинается с того момента, когда указания педагога принимают форму «чуть-чуть», «на волосок», «больше - меньше»… До этого происходит лишь предварительная наметка художественного оформления.

Чувство технической меры состоит в сочетании известной осторожности и умения взять посильный темп, и посильный уровень звучности, достаточной смелости и умения доверять своим силам и навыкам.

Педагог – музыкант должен развивать внимание ученика в области развития памяти, внешнего и внутреннего слуха, ритма, предъявлять исключительно высокое требование к музыкально – технической памяти.

Не следует пренебрегать тембровыми представлениями. Эти приемы развивают красочное воображение ученика и повышают активность его эмоциональной сферы.

Умение быстро находить клавиатурный рисунок мелодии по звуковысотному представлению – это развитие слуховой клавиатурной связи.

Еще одна важная особенность и на что также необходимо обратить внимание педагогу-музыканту: требование «затушевать» сопровождение вызывает у ученика непроизвольное уменьшение силы звука мелодии, требование же выделить мелодию сопровождается непременным усилением звука.

Счет вслух или пульсирование слогом – необходимый прием работы, без которого ученик редко может стать элементарно грамотным в области ритмики.

Немаловажная трудность – воспитание навыков владения темпом, умение начинать игру в задуманном темпе, точно брать нужный темп, умение удержать единство темпа, умение в нужный момент возвратиться к начальному темпу. Основные стороны моторики – пространственная, силовая, временная точность и правильная внутренняя координированность.

Силовая точность – текучесть мелодической линии, гармоничность звучания аккорда, распределение силы звучности между звуковыми слоями.

Временная точность – умение удержать руку или палец от преждевременного удара, приготовленного в уме.

Беглость игры (разновидность временной точности) зависит не только от умения передать быстрое чередование звуков и быстро передавать пальцевые умения. Это умение своевременно приспосабливать руку к новому положению, не допуская «комкающих» ударов.

Внутренняя координированность (гармоничность всех движений) достигается в результате накопления богатого запаса целесообразных и легко выполняемых двигательных комбинаций и непрерывной работы над устранением излишнего напряжения мышц.

Не все ученики школы искусств становятся профессионального музыканта. Однако это и не надо. Японский скрипач Шиничи Сузуки считал, что музыка – это инструмент, способный открыть детское сердце навстречу добру и красоте. И именно по этой причине она должна присутствовать в жизни каждого ребенка.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4214 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4339 609