Дорогие друзья, мы рады представить вам Фёдорова Сергея Георгиевича, педагога дополнительного образования шахматного кружка ПМК «Прожектор» Калининского района г. Санкт-Петербурга. Сегодня Сергей Георгиевич делится с нами полезным материалом по развитию комбинационного мышления у начинающих шахматистов. Данный материал будет полезен преподавателям шахматных кружков
Краткий комментарий к статье от Сергея Георгиевича:
«Как известно, игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Проблема в том, что начинающие шахматисты стараются догматически запомнить порядок ходов. В результате получаются правильные, но скучные партии, чаще всего приводящие к ничейной позиции. Поэтому сделана попытка создать методику, учитывающую характерные особенности мышления начинающих шахматистов».
Увлекательного чтения…
Развитие комбинационного мышления у начинающих шахматистов
Посмотреть статью в полной версии
Статья предназначена для педагогов дополнительного образования подростково-молодёжных клубов (ПМК) и их учеников.
Как известно, игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память.
Проблема в том, что начинающие шахматисты стараются догматически запомнить порядок ходов. В результате получаются правильные, но скучные партии, чаще всего приводящие к ничейной позиции.
Поэтому сделана попытка создать методику, учитывающую характерные особенности мышления начинающих шахматистов.
Многолетний опыт преподавания показывает, что ученикам более интересен не классический, а комбинационный стиль ведения партии.Комбинация это изюминка шахматного творчества.
Рассмотрим один из старинных вариантов итальянской партии, который был сыгран ещё в 1623г. гениальным шахматным маэстро Э. Греко.
Вот этот вариант: 1. е4 е5 2. Кf3 Kc6 3. Cc4 Cc5 4.с3 этим ходом белые начинают острую комбинационную игру, 4….Кf6 5. d4 ed 6. cdCb4+ 7. Kc3 жертвуя пешку Греко опережает противника в развитии, 7…..Ке4 8. о-о Кс3 9. bcCc3 10. Фb3! Теперь белые жертвуют целую ладью, но получают неотразимую матовую атаку
10….. Са1 (см. диаграмму 1)
Последовало 11.Cf7+ Крf8 12.Cg5 Ke7 13.Ke5 Cd4 14. Cg6 d5 15.Ф f3+ Cf516.Cf5 Ce5 17. Ce6+ Cf6 18.Cf6 gf 19.Фf6+ Кре8 20.Фf6х
Финальная позиция на диаграмме 2
Этот вариант ( 4.с3) имеет многочисленные ответвления, которые подробно рассмотрены в Энциклопедии (Л.4).
Однако книга рассчитана на квалифицированных шахматистов с ограниченным расчётом вариантов, а новичкам может быть непонятно, как играть дальше.
Поэтому для обучения были созданы 7 алгоритмов, с более углублённым анализом, чтобы наглядно показать возможности комбинационной игры.
Например, в (Л.4) приводится вариант с 7….о-о (см. диаграмму 3)
8.е5 Ке4 9.о-о Кс3 10.bcCc3 11.Kg5 Ca1 12.Фh5 h6 13.Kf7 Лf7 14.Фf7 Крh8
После чего делается вывод, что у белых чуть лучше.
Однако, после 15. Сg5! чёрным надо
сдаваться.(см. диаграмму 4)
Элементы новизны присутствуют также в алгоритмах:
«А» после 11.Kg5
«B» после 9….Cf6
«Ж» после 5….ed
Предлагается методика обучения:
- Изложение теоретического материала с показом на демонстрационной доске;
- Подчеркиваются основные моменты вариантов, с указанием идеи каждого хода;
- Проводятся самостоятельные упражнения в классе - (позиция на доске- найти комбинационное решение);
- Проводится «тематический турнир», с обязательной записью партий;
- В классе – анализ сыгранных партий, с указанием ошибок;
- Обязательные домашние задания.
Данная методика опробована в течение трёх лет в ПМК «Прожектор».
Начинающие шахматисты значительно быстрее усваивают уроки тактической игры.
В партиях гораздо чаще применяют комбинационные решения.
Достигнутые результаты:
1.Последний тематический турнир (октябрь 2014г.) показал, что игроки, применявшие этот вариант, в 75% добивались в дебюте выигранных позиций;
2. На личном первенстве клуба «Прожектор» вариант применялся 19 раз-белые выиграли 14 партий.
3. В командных соревнованиях на первенство Калининского района наши шахматисты в этом варианте добились 100% успеха.
Поэтому неудивительно, что команда «Прожектор» неизменно занимает 1-ое место.
Вывод:
- Методика, применяемая в ПМК «Прожектор», позволяет развивать комбинационное мышление у начинающих шахматистов.
- Разработанные алгоритмы помогают ученикам мыслить самостоятельно, проявлять элементы творческого подхода.
- Достигнуты практические результаты на клубных и районных соревнованиях.
Список литературы:
- Костров, Яковлев «Шахматы для детей, родителей, учителей» Ф. и С., Москва 1986г.
- Н.И. Журавлёв «Шаг за шагом» Ф. и С. Москва 1986г.
- Ю. Авербах, М. Бейлин «Путешествие в сказочное королевство» Ф. и С. Москва 1988г.
- «Малая дебютная энциклопедия» сост. Я.Б. Эстрин Ф. и С. Москва 1985г.
- И.Л. Славин «Учебник-задачник шахмат» «Правда Севера» г. Архангельск 2005г.