Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие комбинационного мышления у начинающих шахматистов
6 минут 2743 893

Развитие комбинационного мышления у начинающих шахматистов

Fedorov fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Фёдорова Сергея Георгиевича, педагога дополнительного образования шахматного кружка ПМК «Прожектор» Калининского района г. Санкт-Петербурга. Сегодня Сергей Георгиевич делится с нами полезным материалом по развитию комбинационного мышления у начинающих шахматистов. Данный материал будет полезен преподавателям шахматных кружков

Краткий комментарий к статье от Сергея Георгиевича:

«Как известно, игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Проблема в том, что начинающие шахматисты стараются догматически запомнить порядок ходов. В результате получаются правильные, но скучные партии, чаще всего приводящие к ничейной позиции. Поэтому сделана попытка создать методику, учитывающую характерные особенности мышления начинающих шахматистов».

Увлекательного чтения…


Развитие комбинационного мышления у начинающих шахматистов

Посмотреть статью в полной версии

Статья предназначена для педагогов дополнительного образования подростково-молодёжных клубов (ПМК) и их учеников.

Как известно, игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память.

Проблема в том, что начинающие шахматисты стараются догматически запомнить порядок ходов. В результате получаются правильные, но скучные партии, чаще всего приводящие к ничейной позиции.

Поэтому сделана попытка создать методику, учитывающую характерные особенности мышления начинающих шахматистов.

Многолетний опыт преподавания показывает, что ученикам более интересен не классический, а комбинационный стиль ведения партии.Комбинация это изюминка шахматного творчества.

Рассмотрим один из старинных вариантов итальянской партии, который был сыгран ещё в 1623г. гениальным шахматным маэстро Э. Греко.

Вот этот вариант: 1. е4 е5 2. Кf3 Kc6 3. Cc4 Cc5 4.с3 этим ходом белые начинают острую комбинационную игру, 4….Кf6 5. d4 ed 6. cdCb4+ 7. Kc3 жертвуя пешку Греко опережает противника в развитии, 7…..Ке4 8. о-о Кс3 9. bcCc3 10. Фb3! Теперь белые жертвуют целую ладью, но получают неотразимую матовую атаку

10….. Са1 (см. диаграмму 1)

Последовало 11.Cf7+ Крf8 12.Cg5 Ke7       13.Ke5 Cd4 14. Cg6 d5 15.Ф f3+ Cf516.Cf5 Ce5 17. Ce6+ Cf6 18.Cf6 gf 19.Фf6+ Кре8 20.Фf6х

Финальная позиция на диаграмме 2

Этот вариант ( 4.с3) имеет многочисленные ответвления, которые подробно рассмотрены в Энциклопедии (Л.4).

Однако книга рассчитана на квалифицированных шахматистов с ограниченным расчётом вариантов, а новичкам может быть непонятно, как играть дальше.

Поэтому для обучения были созданы 7 алгоритмов, с более углублённым анализом, чтобы наглядно показать возможности комбинационной игры.

Например, в (Л.4) приводится вариант с 7….о-о (см. диаграмму 3)

8.е5 Ке4 9.о-о Кс3 10.bcCc3 11.Kg5 Ca1 12.Фh5 h6 13.Kf7 Лf7 14.Фf7 Крh8

После чего делается вывод, что у белых чуть лучше.

Однако, после 15. Сg5! чёрным надо

сдаваться.(см. диаграмму 4)

Элементы новизны присутствуют также в алгоритмах:

«А» после 11.Kg5

«B» после 9….Cf6

«Ж» после 5….ed

Предлагается методика обучения:

  1. Изложение теоретического материала с показом на демонстрационной доске;
  2. Подчеркиваются основные моменты вариантов, с указанием идеи каждого хода;
  3. Проводятся самостоятельные упражнения в классе - (позиция на доске- найти комбинационное решение);
  4. Проводится «тематический турнир», с обязательной записью партий;
  5. В классе – анализ сыгранных партий, с указанием ошибок;
  6. Обязательные домашние задания.

Данная методика опробована в течение трёх лет в ПМК «Прожектор».

Начинающие шахматисты значительно быстрее усваивают уроки тактической игры.

В партиях гораздо чаще применяют комбинационные решения.

Достигнутые результаты:

1.Последний тематический турнир (октябрь 2014г.) показал, что игроки, применявшие этот вариант, в 75% добивались в дебюте выигранных позиций;

2. На личном первенстве клуба «Прожектор» вариант применялся 19 раз-белые выиграли 14 партий.

3. В командных соревнованиях на первенство Калининского района наши шахматисты в этом варианте добились 100% успеха.

Поэтому неудивительно, что команда «Прожектор» неизменно занимает 1-ое место.

Вывод:

  • Методика, применяемая в ПМК «Прожектор», позволяет развивать комбинационное мышление у начинающих шахматистов.
  • Разработанные алгоритмы помогают ученикам мыслить самостоятельно, проявлять элементы творческого подхода.
  • Достигнуты практические результаты на клубных и районных соревнованиях.

Список литературы:

  1. Костров, Яковлев «Шахматы для детей, родителей, учителей» Ф. и С., Москва 1986г.
  2. Н.И. Журавлёв «Шаг за шагом» Ф. и С. Москва 1986г.
  3. Ю. Авербах, М. Бейлин «Путешествие в сказочное королевство» Ф. и С. Москва 1988г.
  4.  «Малая дебютная энциклопедия» сост. Я.Б. Эстрин Ф. и С. Москва 1985г.                      
  5. И.Л. Славин «Учебник-задачник шахмат» «Правда Севера» г. Архангельск 2005г.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2411 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2272 608