Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Межнациональные отношения в МКОУ «ЭСОШ № 1»: проблемы и пути решения
8 минут 3298 713

Межнациональные отношения в МКОУ «ЭСОШ № 1»: проблемы и пути решения

Shamsheva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Шамшевой Ольгой Анатольевной, педагогом МКОУ «Эртильская СОШ № 1» г. Эртиль Воронежской области. Сегодня Ольга Анатольевна предлагает вашему вниманию статью «Межнациональные отношения в МКОУ «ЭСОШ № 1»: проблемы и пути решения». Данный материал будет полезен педагогам СОШ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Анатольевны:

«Статья по социологии, в которой рассматриваются проблемы среди учащихся школы и пути решения межнациональных отношений».

Интересного чтения…


Межнациональные отношения в МКОУ «ЭСОШ № 1»: проблемы и пути решения.

Ни одно крупное европейское государство не было во главе такого многонационального государства как СССР, который оставил в наследство России не только огромное культурное богатство, но и множество проблем. Поток мигрантов, хлынувший в Российскую Федерацию из различных уголков постсоветского пространства, спровоцировал разделение общества на "своих" и "чужих". И, несмотря на многочисленные официальные заявления о толерантности и терпимости, недовольство русского населения на "понаехавших" нарастает.

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.

Конец 20 – начало 21 века характеризуются новыми социокультурными условиями мирового развития. Резко расширились условия взаимосвязи и взаимозависимости, как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности. Прогрессивной частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам.

Волна насилия и преступности среди молодежи не спадает. Возрастает количество межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Укрепление такой черты характера подростка, как агрессивность, является одной из серьёзных опасностей, которые возникает на пути личностного развития ребёнка в современном обществе, чреватом человеческими конфликтами. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания.

В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.

Непримиримость к "чужакам" отчасти объяснима: нежелание некоторых представителей национальных меньшинств ассимилироваться - говорить по-русски и учить русскому языку своих детей, принимать и признавать традиции и законы нашей страны - не может не беспокоить коренное население. С другой стороны, России и ее жителям чужды принципы национализма, она объективно нуждается в рабочих руках мигрантов, и основы интернационализма четко определены в российской Конституции. Вместе с тем противостояние и разделение на "своих" и "чужих" сегодня распространяется и в детской среде. Вслед за взрослыми школьники заражаются болезнью нетерпимости и неприязни друг к другу. Эта проблема стала главной темой нашего исследования: проблемы межнациональных отношений учащихся МКОУ «Эртильская СОШ № 1».   Как сделать так, чтобы в школе не вспыхнул огонь национальной вражды? Как решается сегодня в системе образования эта проблема? И самое главное - в чем виноваты дети, ставшие невольным отражением непримиримости взрослых? Чтобы ответить на эти и другие вопросы мы провели опрос среди учителей школы, учащихся и их родителей, с психологом, изучили тематическую литературу.

Идея такого исследования возникла не случайно. Детская тема в разрезе межнациональных отношений вызывает множество очень серьезных споров. К сожалению, на этот пласт проблем общество не обращает такого пристального внимания, как на вопросы, связанные, например, с гастарбайтерами или отношениями между диаспорами.

Дети почему-то выходят за пределы общественных, публицистических и профессиональных интересов. Поэтому мы решили исследовать этот вопрос, чтобы привлечь внимание общества к этой очень важной теме межнациональных отношений

В Эртильской средней общеобразовательной школе №1 учатся 353 учеников, среди них 40- дети других национальностей: 28-турок, 7- цыган, 2-украинца, 2-азербайджанца, 1-казашка.

Среди учащихся среднего и старшего звена обучения был проведен опрос на тему межнациональных отношений. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство школьников младшего и среднего звена выбирают друга не по национальной принадлежности, что отражает доминирование отношений межэтнического принятия среди детей этой возрастной группы. Что касается воспитания толерантности в семьях, то надо отметить равнодушное отношение родителей к этой проблеме. Возможно, это связано с тем, что сами родители жили и воспитывались в тот период времени, когда проблема межнациональных отношений не была такой острой, т. к. само государство состояло из национальных республик – СССР и поэтому они не придают большого значения ей.

Если в младшем и среднем звеньях доминируют толерантные установки по отношению к бинациональным семьям, то в старшем звене ситуация иная. Несмотря на то, что старшеклассники выбирают себе друзей, невзирая на национальность, в то же время, они практически не интересуются их культурой, религией, а не знание традиций и обычаев других народов – одна из причин конфликтов.

В целом же отношение и подростков, и старшеклассников преобладает хорошее, уважительное отношение к людям других национальностей. Что касается родителей учащихся, то прослеживается негативное отношение к другим нациям. Хотя и здесь можно отметить положительную динамику.

Опрос был проведен и среди учителей.

Выводы не утешительные. Если при опросе учащихся национальная терпимость и признание все-таки присутствует, то преподаватели в своих ответах прямо противоположны. В своем большинстве учителя не скрывают, что проблема межнациональных конфликтов присутствует в школе, что отношения среди учащихся разных национальностей требует особого внимания.

Сам собой напрашивается вопрос: «Как изменить и решить данную проблему?».

Мы решили создать свой проект и пути ее решения.

Первый шаг, как нам кажется, должен включать в себя изучения культуры, традиций, обычаев нацменьшинств, а затем вовлечение детей в общее полезное дело, интересное как детям, так и взрослым – один из выходов решения межнациональной напряженности. Учащиеся, включенные в социальный проект исследовали турецкий фольклор (пословицы, сказки, загадки).

По результатам работы была составлена брошюра, в которую вошли турецкие сказки, загадки, пословицы, скороговорки. Данный дидактический материал стал использоваться учителями начальных классов на уроках внеклассного чтения.

Для среднего и старшего звена была разработана целая программа мероприятий на год, которые успешно были проведены.

Климат межэтнических взаимоотношений качественно изменился, дети стали более дружными.

Литература

1. Газета «Эртильские новости», выпуск №54, 2013г.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5457 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5803 610