Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песчаная сказка»
20 минут 3144 952

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песчаная сказка»

Leksina fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Лексиной Эльвирой Фаритовной, педагогом дополнительного образования ФГБОУ Всероссийский детский центр «Океан» г. Владивостока Приморского края. Сегодня Эльвира Фаритовна познакомит вас с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Песчаная сказка». Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Эльвиры Фаритовны:

«Всего лишь песок … Такой простой, но в то же время загадочный и мудрый. В руках творческого человека он может стать великолепным художественным материалом, из которого можно сделать оригинальные изделия, приносящие радость, а в руках творческого педагога - хорошим инструментом воспитания и развития ребёнка».

Познавательного чтения…


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песчаная сказка»

Посмотреть программу в полной версии

Посмотреть презентацию к статье

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песчаная сказка» имеет выраженную художественную направленность, т.к. ориентирована на удовлетворение эстетических потребностей обучающихся, раскрытие и развитие их творческих способностей в области дизайна, духовно-нравственное развитие личности ребёнка.

Актуальность данной программы обусловлена современными требованиями к образованию и воспитанию подрастающего поколения. В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё динамичней, сложней и разнообразней. И этот быстро изменяющийся мир предъявляет человеку новые требования – быстро адаптироваться в новых условиях, мыслить и действовать нестандартно, творчески подходить к решению проблем. Именно творческий потенциал общества определяет прогрессивность его развития. Творчество по своей природе основано на желании сделать что-то, чего ещё никто не делал или сделать на другом качественном уровне, другим способом, другими средствами. Творчество всегда характеризует стремление человека сделать мир вокруг лучше, совершенней и прекрасней в самом широком и высоком смысле.

В атмосфере творчества можно не только учить мастерству, но и одновременно совершенствовать душу растущего человека. Ребёнок, творящий своими руками, окруженный добрым, чутким и уважительным отношением, основанным на вере в его потенциальные возможности, крепнет умом и богатеет душой.

Поэтому совершенно очевидно, что развитие творческих способностей подрастающего поколения всегда будет одной из актуальнейших задач общества и педагогической практики.

Данная программа призвана внести свой вклад в решение этой задачи и представляет один из эффективных способов формирования творческой личности через приобщение обучающихся к художественно-конструкторской деятельности, в которой у детей формируется особый тип творческого мышления, который можно назвать дизайнерским мышлением.

Главными показателями такого мышления являются композиционные навыки, объемно - пространственное мышление, образно - логическое мышление, художественно - конструктивное видение мира, умение совместить в предмете пользу и художественную выразительность.

Педагогическая целесообразность приобщения подростков к художественно-конструкторской или дизайнерской деятельности заключается в том, что она позволяет развивать воображение и фантазию, заложенные в каждом ребёнке, обогащает его стремление творчески преобразовывать мир, развивает свободу и индивидуальность; она даёт детям возможность применить знания и умения, приобретённые ими ранее в других видах творческой деятельности, использовать свой опыт в формировании гармоничной предметной среды и её элементов.

Не секрет что истинное творчество рождается тогда, когда к нему возникает интерес; пробуждает интерес что-либо нестандартное, новое, редкое. В качестве такого средства для реализации данной программы выбран песок, материал, имеющийся практически в любой местности, всем знакомый ещё с детской песочницы. Обращение к песку как художественному материалу во Всероссийском детском центре «Океан» вполне закономерно и актуально, ведь он расположен в живописной песчаной бухте на берегу Японского моря. Возможность сделать необычное песчаное изделие своими руками привлекает подростков из самых разных уголков России и является одной из составляющей романтического образа и эмоционального восприятия «Океана».

Песок обладает уникальным свойством - он заземляет негативные эмоции, гармонизирует состояние человека. Работа с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Важным достоинством этого природного материала является и то, что в нем заложено глубокое философское содержание - песок дает много тем для размышлений о времени, о вечности, о себе, об обществе, о мироздании. Песок таит в себе множество ассоциаций, что несомненно открывает большой простор для фантазии и позволяет развивать творческое воображение детей.

Воплощая свои замыслы в реальность с помощью простых и доступных материалов, подростки открывают для себя их новые свойства и учатся смотреть на мир глазами художника.

Новизна программы заключается

во-первых, в том, что её участникам предлагается освоение нетрадиционного материала и вида творчества - техники песчаной живописи, разработанной автором данной программы в период 1996-1998 гг.;

во-вторых, овладение приёмами техники песчаной живописи происходит не на готовых формах, а предполагает конструирование учащимися основы своего изделия;

в-третьих, для решения развивающих, обучающих и воспитательных задач в столь интенсивном режиме (10-12 академических часов) в условиях временного детского объединения основополагающим подходом избран принцип создания пространственно-семантического компонента образовательной среды в мастерской. Такой подход позволяет сделать пространство мастерской образовательной, воспитывающей и развивающей средой одновременно, вызывающей не только положительные эмоции и эстетическое удовольствие, но стимулирующей творческую и познавательную активность учащихся, побуждающей их к нравственным размышлениям.

Особенностями программы являются:

во-первых, её экономичность и доступность, т.к. необходимые для её реализации материалы есть практически в любой местности и любом доме, более того она являет собой один из примеров экологичного отношения к жизни, окружающей среде, ведь оригинальные изделия создаются из отработанного, бросового материала – упаковочного картона, стеклянных бутылок и банок, которые вполне могли бы быть разбиты, выброшены на свалку или, более того, засоряли бы двор, пляж или лес;

во-вторых, освоение приёмов техники песчаной живописи происходит не на примере единого для всех изделия-образца, а сразу же на основе выполнения учащимся изделия по его собственному замыслу;

в-третьих, программа реализуется в очень интенсивном режиме в условиях временного детского объединения;

в-четвёртых, содержание программы включает в себя два инвариантных образовательных модуля: «Конструирование изделия из картона и его декорирование в технике песчаной живописи» и «Техника песчаной живописи и её применение на стеклянной поверхности». Первый модуль предполагает сначала конструирование основы изделия из картона (фоторамки, картины, панно, часов, объёмного сувенира и др.) и только потом освоение и применение техники песчаной живописи. Содержание второго модуля предполагает освоение песчаной живописи сразу на готовой стеклянной форме. Модульность содержания программы обусловлена тем, что применение техники песчаной живописи на разных поверхностях (непрозрачных, каким является картон, и прозрачных, каким является стеклянный сосуд) имеет свою специфику в выполнении основных приёмов, последовательности оформления и временных затратах. В краткосрочных условиях реализации программы (10-12 академических часов) возможно, как правило, освоение только одного из этих модулей по выбору участника программы. Таким образом, на одном занятии реализуется содержание двух модулей одновременно.

Целью программы является развитие дизайнерского мышления и художественных способностей учащихся, воспитание эстетического и экологичного отношения к окружающему миру в процессе продуктивной творческой деятельности по овладению основами конструирования из картона и техники песчаной живописи.

Задачи программы

развивающие:

  • способствовать развитию образного мышления, пространственного воображения и интереса к творческой деятельности;
  • способствовать формированию регулятивных умений (целеполагания, планирования, рефлексии);
  • способствовать формированию коммуникативных умений (строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, планировать и организовывать совместную деятельность).

обучающие:

  • познакомить учащихся с основами композиции, формообразоваия, цветоведения и научить конструировать различные изделия из картона;
  • сформировать специальные знания и практические умения по применению техники песчаной живописи в создании декоративных изделий (сосудов, рамок, картин, панно, объёмных сувениров, часов и т.д.);
  • научить безопасной работе материалами и инструментами, необходимыми в процессе конструирования изделий из картона и их декорирования в технике песчаной живописи.

воспитательные:

  • воспитывать привычку к соблюдению гигиены рабочего места и бережного отношения к материалам;
  • способствовать воспитанию эстетического вкуса;
  • создавать условия для успешного самоутверждения каждого участника программы, формирования чувства уверенности в своих силах и мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • способствовать укреплению системы нравственных ценностей.

Основные характеристики программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песчаная сказка» адресована детям в возрасте от 12 до 17 лет, участникам тематических программ Всероссийского детского центра «Океан», реализуется в течение одной тематической океанской смены продолжительностью 21 день, представляет собой интенсивный курс обучения технологии песчаной живописи объёмом 12 часов. Режим занятий ежедневный, по 1 академическому часу. Количество обучающихся в группе – от 12 до 15 человек.

Формой реализации образовательной программы является групповое учебное занятие, на котором деятельность учащихся организуется в разнообразных формах, таких как: практическая работа, игра, творческие и познавательные конкурсы, проектная и исследовательская работа.

Предполагаемый результат реализации программы

В результате обучения учащиеся будут знать:

  • основные правила конструирования из картона различных изделий (фоторамок, настенных панно, часов и объёмных композиций);
  • определение песка, его виды, состав, свойства, применение, способ окрашивания;
  • материалы и инструменты, необходимые для конструирования изделия из картона и занятия песчаной живописью, правила техники безопасности при работе с ними;
  • содержание техники песчаной живописи, приёмы и особенности нанесения песка на различные поверхности (картонную и стеклянную);
  • последовательность выполнения изделия в технике песчаной живописи;

учащиеся будут уметь:

  • выполнять эскиз своего замысла;
  • конструировать основу своего изделия из картона;
  • выполнять декорирование изделия в технике песчаной живописи;
  • рационально организовывать свое рабочее место и безопасно пользоваться инструментами (резаком, шилом, клеевым пистолетом).

На развивающем уровне участники программы получат:

  • позитивный опыт творческой деятельности, основанной на поиске ассоциаций и нестандартных решений, художественном взгляде на привычные материалы;
  • коммуникативный опыт продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • опыт совершенствования своих регулятивных умений в сфере целеполагания, планирования, рефлексии.

На воспитательном уровне ожидается:

  • пробуждение желания создавать красивые и функциональные вещи своими руками;
  • повышение уровня самооценки у тех участников программы, у которых она была занижена;
  • пробуждение интереса к копилке человеческой мудрости и желания нравственного самосовершенствования;
  • проявление способности организовывать своё рабочее место, соблюдать порядок и бережно относиться к материалам;
  • проявление настойчивости в достижении результата;
  • способность оценить эстетические достоинства вещей.

Вещественным результатом для участников программы станут от 1 до 3 изделий, выполненных ими в технике песчаной живописи своими руками и по собственному замыслу (фоторамки, песчаные картины, панно, объёмные сувениры, шкатулки, часы, подвески, ёлочные украшения и др.)

Формами подведения итогов и демонстрации результатов реализации программы являются: итоговое занятие, выставка, конкурс детского творчества, конкурс творческих проектов, защита проектов.

Механизм оценивания результатов реализации программы

Педагогический мониторинг осуществляется с помощью методов педагогической диагностики: включённого наблюдения, анкетирования, организации рефлексивной деятельности участников программы. На вводном занятии проводится комплексное анкетирование с целью выяснения мотивации при выборе мастерской, наличия знаний и практического опыта в области декоративно-прикладного или художественного творчества, самооценки подростками своих способностей. При необходимости более углубленного исследования проводится дополнительная диагностика структуры учебной мотивации участников программы, составленная на основе диагностики К. Замфир. Полученные данные помогают найти подход к каждому участнику программы, выбрать способ взаимодействия с ним.

Эмоциональное состояние участников программы определяется в ходе текущей диагностики с помощью методики незаконченных предложений.

Применение методик «Рефлексивная мишень», «Шкала самооценки», «Что во мне выросло?» (или «Репка») на итоговом занятии позволяет выяснить степень удовлетворённости учащихся программой «Песчаная сказка», изменения, произошедшие в уровне их самооценки и личностные приращения обучающихся.

Качество усвоения теоретических знаний определяется методом группового тестирования, который позволяет одновременно восполнить имеющиеся пробелы, а успешность практического освоения техники песчаной живописи - методом включенного наблюдения по критериям уровня обученности.

По результатам диагностических исследований, проведённых в смене, составляется аналитическая записка, в которой отражаются следующие показатели: количество участников программы, количество выполненных изделий и выставочных работ, уровень обученности технике песчаной живописи, степень удовлетворённости программой, динамика изменений уровня самооценки способностей, обобщённый анализ эмоционального состояния учащихся и самооценка личностных приращений.

Список литературы                  

Литература, используемая педагогом:

  1. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Барышева Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих возможностей - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004, С.416.
  3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя - М.: «Просвещение», 1991.
  4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  5. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования: учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений - Новосибирск: Изд. НИПКиПРО, 2002.
  6. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Полезные советы по экспертизе образовательных программ // Бюллетень. Приложение к журналу «Внешкольник». – 2014, №4. – с. 33-37.
  7. Главатских Р.Р., Дыганова Я.И. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема. [Электронный ресурс]:udmedu.ru/files/IK1/2-4.doc.
  8. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000.
  9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии.- СПб, «Речь», 2002.
  10. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя – Л.: Искусство, 1990.
  11. Дейч Б.А. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006.
  12. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч. 1 / Челябинск – Москва / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 340 с.// ДОБРАЗОВАНИЕ. Образовательный портал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dopedu.ru/stati.html
  13. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей - М., ВЛАДОС, 2002.
  14. Кайгородцева И.Л. требования к содержанию и оформлению образовательных программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования детей // Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта. – Волгоград: Учитель, 2009. – с. 81 – 122.
  15. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования // Библиотека журнала «Воспитание школьников» - М.: Школьная Пресса, 2008.
  16. Клёнова Н.В. О возможных направлениях модернизации програмного поля учреждений дополнительного образования детей // Дополнительное образование и воспитание. – 2013, №7. – с. 3 – 10.
  17. Концепция развития дополнительного образования (утверждена Правительством Российской Федерации 4 сентября 2014 г. №1726-р).
  18. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов //Дополнительное образование и воспитание. – 2007, № 3.
  19. Куприянов Б. Дополнительное образование: нормативные основы // Дополнительное образование и воспитание. – 2013, №11. – с. 3 -8.
  20. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум – М.: «Просвещение» ВЛАДОС, 1995.
  21. Логинова Л.Г. Словарь-справочник по вопросам оценки качества в дополнительном образовании: методическое пособие. – М.: ИД «Методист», 2014. – 60 с.
  22. Малиновская Л.П. «Вопросы формирования дизайнерского мышления» - М. 1994. – 138 с.
  23. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: Молодая гвардия,1994.
  24. Педагогика: учебное пособие /под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
  25. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.: Народное образование, 1998.
  26. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. под ред. В.А. Сластенина.- В 2-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2003.
  27. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания - М.: Сфера, 2003.
  28. Сухомлинский В. А. О воспитании /Сост. и авт. вступ. очерков          С. Соловейчик. – М.: Политиздат, 1973 .
  29. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении               // Приложение к журналу «Профессиональное образование». - 2004. - № 12.
  30. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 26 июня 2012 г. № 504).
  31. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  32. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-педагогическая диагностика личности и малых групп - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
  33. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования – М., 2001.
  34. Шеститко И.В. Организация рефлексивной деятельности учащегося. Учебно-методическое пособие - Минск, "Информпресс", 2006.
  35. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002.
  36. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.: Сентябрь, 2000.
  37. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию - М.: Смысл, 2001. 365 с.

Литература для учащихся:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира: практическое пособие – СПб.: Кристалл, 1998. – 271 с.
  2. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева – Улан-Уде: «Нютаг», 1992.
  3. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. М., 2001.
  4. Воинская С. Сотвори и продай! Как превратить свое хобби в Дело и добиться успеха – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
  5. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Дизайн поверхности. Композиция, пластика, графика, колористика. Учебное пособие - М., Книжный дом «Университет», 2010.
  6. Карманный сборник стильных мотивов. Практическое руководство /собственность Ю.Ф. Брукманъ / - М., 1904.
  7. Лексина Э.Ф. Песчаная сказка. Часть 1. Техника песчаной живописи /Серия Внимание! Опыт/ – ВДЦ «Океан», 2009.
  8. Лексина Э.Ф. Песчаная сказка. Часть 2. Песчаная рамка /Серия Внимание! Опыт/ – ВДЦ «Океан», 2009.
  9. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. 2-е изд. уточненное и доп. - М., АСТ: Астрель, 2007.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5359 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5661 610