Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Образовательная программа учебного предмета «Переплетно-картонажное дело» 9 класс
14 минут 5356 1086

Образовательная программа учебного предмета «Переплетно-картонажное дело» 9 класс

Kulikova fotoДорогие друзья, сегодня участники нашей рубрики "Мастера своего дела" педагоги МБСКОУ СКОШ №3 VIII вида г. Березники Пермского края: Осолодкова Евгения Анатольевна и Куликова Людмила Владимировна. Авторы предлагают вашему вниманию образовательную программу учебного предмета «Переплетно-картонажное дело» 9 класс. Данный материал будет полезен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от педагогов:

«Программа предназначена для профессионально-трудового обучения учащихся коррекционных школ VIII вида, прежде всего тех школьников, которые в силу своего психофизического состояния не могут заниматься обработкой металла или дерева, поскольку это связано с довольно серьезными физическими нагрузками и требует выносливости к производственным шумам».

Профессионального чтения…    


Образовательная программа учебного предмета «Переплетно-картонажное дело» 9 класс

Посмотреть программу в полной версии

Посмотреть Приложение 1   Приложение 2

Актуальность, практическая значимость программы

Программа предназначена для профессионально-трудового обучения учащихся коррекционных школ VIII вида, прежде всего тех школьников, которые в силу своего психофизического состояния не могут заниматься обработкой металла или дерева, по­скольку это связано с довольно серьезными физическими нагрузками и требует выносливости к производственным шумам.

При комплектовании трудовой группы для обучения переплетно-картонажному делу следует учитывать:

-интерес и склонность ученика к разного рода работам названного профиля;

-особенности психофизического и соматического состояния ученика;

-возможность трудоустройства ученика вблизи его местожительства;

Обучение включает теоретический и практический материалы. В его задачу входит:

1. Развивать общие трудовые умения и навыки и на их основе скоррегировать психофизическое состояние учащихся.

2. Обучить школьников выполнять как ручные, так и машинные технологические операции сначала простые, потом более сложные.

3.Вырабатывать у учащихся четкое понимание профессиональной терминологии.

4. Развивать речь учащихся на основе их практической деятельности.

5. Научить школьников планировать свою работу, пользоваться технико-технологической документацией (составлять эскизы, читать чертежи и работать по ним).

6. Вырабатывать у учащихся достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и станками, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.

7. Научить учащихся элементарному расчету при расходе материала.

Занятия связываются с дисциплинами, изучаемыми на других уроках, за счет чего осуществляются межпредметные связи. Преподавание общеобразовательных дисциплин, в свою очередь, ведется с учетом того, что ученики узнают на уроках по трудовому обучению. Например, на уроках русского языка ребята повторяют некоторые профессиональные термины, на уроках математики решают задачи, рассчитывая расход материалов и количество деталей, требуемых для выполнения картонажной работы, на уроках естествознания знакомятся со способами добычи сырья, идущего на изготовления переплетных материалов, на уроках истории изучают отдельные статьи из законодательства о труде.

Описание целей и задач программы.

Основной целью  программы является овладение знаниями и умениями на уровне квалификационных требований к профессии «переплётчик», применение сформированных умений для решения учебных и практических задач

Задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • Формировать умение трудиться в коллективе, бережно относится к школьному имуществу, аккуратность.
  • Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.).
  • Развивать речь учащихся на основе их практической деятельности, любознательность.
  • Учить школьников планировать свою работу, пользоваться технико-технологической документацией (составлять эскизы, читать чертежи и работать по ним).
  • Обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.
  • Обучить школьников выполнять как ручные, так и машинные технологические операции сначала простые, потом более сложные.
  • Выработать у учащихся достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и станками, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.
  • Научить учащихся расчету при расходе материала.
  • Формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, картоном) выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
  • формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
  • формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.

 Программы, технологии, лежащие в основе данной программы, основные авторские изменения, дополнения, причины, вызвавшие их

В основе данной адаптационной программы лежат:

  • Программа по переплетно-картонажному делу (автор Васенков Г.В.) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 2 Изд.: Гуманитарный издательский центр Владос, Москва, 2011 г
  • «Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело. Картонажно-переплетное дело: развернутое тематическое планирование», Павлова О. В., Изд. Учитель, 2010
  • Учебно-методический комплекс:

Васенков Г. В. Картонажно-переплётное дело 8-9 класс и профильные классы. М., Владос, 2011;

Васенков Г. В., Воробьёв Е. А. Рабочая тетрадь по картонажно-переплётному делу для учащихся 5-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2007;

Васенков Г.В., Воробьёв Е. А., Степанова Л.Д. Технологический альбом картонажно-переплётных работ. М., Владос, 2006

В программу, автором которой является Васенков Г.В., внесены изменения в форме замены, дополнения.

Изменения в программе обусловлены появлением новых, современных материалов и техник, необходимостью мотивации обучающихся к учебному предмету и организации дифференцированной работы, а также отсутствием или невозможностью приобретения необходимого оборудования.

Программой на изучение переплётно - картонажного дела в коррекционной школе выделяется 1703 часов.

В настоящей рабочей программе на уроки переплётно-картонажного дела в 9 классе отводится 477 часов (14 ч в неделю). На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

В программе дана примерная последовательность тем и содержание практических работ. Их уточнение применительно к условиям своей школы выполняет учитель. Количество учебных часов на четверть рассчитывается в соответствии с принятым школой учебным планом. Определение времени, необходимого на отработку содержания программной темы, определяет учитель исходя из возможностей конкретной учебно-трудовой группы и материально-технического обеспечения мастерской. При этом в 8— 9 классах на практическое повторение (выполнение производственных заказов) целесообразно отводить приблизительно 50% учебного времени.

Основные ЗУН, результаты изучения предмета.

Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от состояния проводимой в школе коррекционной работы. Ее основными направлениями для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.

Программа обеспечивает достижение определенных предметных и личностных результатов.

Предметные результаты:

Учитывая сложный состав учеников, предъявляются разноуровневые требования к овладению знаниями и навыками, результатам: 1-й уровень (базовый)

  • Уметь выполнять основные технологические операции.
  • Понимать профессиональную терминологию.
  • Уметь пользоваться технико-технологической документацией и планировать свою работу.
  • Знать приемы самоконтроля правильности выполняемых действий.
  • Уметь самостоятельно выполнять переплётные работы по изготовлению альбомов, записных книжек.
  • Уметь определять тип переплётной крышки.
    • Понимать значимость выполняемых изделий.
    • Определять понятия изделие, операция, инструмент, материал.
    • Знать переплётно-брошюровочные процессы.
    • Читать чертежи и рисовать эскизы.
    • Составлять план изготовления изделия.
    • Размечать детали по линейке и по шаблону.
    • Выполнять технологические операции: фальцовка, рицовка, резание, склеивание, опрессовка и тд.
    • Изготавливать картонажные и переплётные изделия.
    • Работать на станках и машинах в школьной мастерской.

2-й уровень (минимально необходимый)

  • Уметь выполнять простые технологические операции.
  • Знать названия простых операций.
  • Уметь планировать свою работу.
    • Понимать основную профессиональную терминологию.
    • Определять понятия изделие, операция, инструмент, материал.
    • Размечать детали по шаблону.
    • Выполнять облегчённые технологические операции: фальцовка, резание, склеивание, опрессовка.

Изготавливать несложные картонажные и переплётные изделия

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе.

Учащиеся должны знать:

  • основы картонажно-переплётного дела, инструменты и приспособления для картонажно-переплётных работ, материалы для выполнения картонажно-переплётных работ;                                                                                                                                       
  • значение полиграфической продукции в экономике и культуре страны, новые материалы в полиграфии, о производстве сырья и материалов для полиграфической промышленности, оборудование участков и цехов, изделия, выпускаемые полиграфической промышленностью и предъявляемые к ним требования;
  • виды альбома на шарнирах по конструкции и назначению, особенности конструкций,   использование шаблона для сборки кулис на тканевых слизурах, как произвести разметку шаблона для сборки кулис на тканевых слизурах, сборку кулис по шаблону и на глаз, процесс изготовления альбома для фотографий и для марок;                 
  • изготовление моделей книги в цельных и составных переплётах, виды отделки переплётной крышки;                                                                                                                           
  • назначение и детали альбома – ширмы, материалы, применяемые для изготовления альбома – ширмы, назначение окантовки в переплёте, горизонтальное и вертикальное назначение кулис в альбоме – ширме;                                                                                   
  • техническую характеристику стандартных переплётов, порядок выполнения переплёта, способы соединения блока в разных переплётах, признаки для классификации переплётной крышки, об использовании переплётных крышек, о новых полиграфических материалах;                                                                                             
  • виды повреждений книги и степени сложности ремонта;                                                 
  • основы организации современного полиграфического производства;                                   
  • организацию производства по выпуску бумажно - беловых товаров;                                 
  • организацию полиграфического производства, виды папки по конструкции и назначению, технологические требования к изготовлению папки, общие и специфические операции по изготовлению папки, детали в разных видах папки, процесс изготовления папки-портфеля, процесс изготовления коробки, футляра, папки для хранения дидактического материала.

Учащиеся должны уметь:

     - определять детали переплётной крышки разных моделей;

     - определять полиграфические материалы;

     - выполнять переплётные операции.

     - работать с моделью книги и таблицей;

     - изготовить модель книги в цельных и составных переплётах, записную книжку в переплётах разной конструкции, альбом для фотографий и для марок, выставочные альбомы разной конструкции, папки разных конструкций и назначений, папку-портфель, коробку, футляр и папку для хранения дидактического материала;

     - выполнить отделку переплётной крышки, стандартный переплёт, ремонт книг;    

Личностные результаты:

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося.
  2. Формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной деятельности.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
  5. Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
  6. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
  7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
  8. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  9. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  10. Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению материальным и духовным ценностям.
  11. Формирование готовности к самостоятельной жизни.

Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся с нарушенным интеллектом.

Литература

1. Программа по переплетно-картонажному делу (автор Васенков Г.В.) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 2 Изд.: Гуманитарный издательский центр Владос, Москва, 2011 г

2. Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых детей (приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2014).

3. Павлова О. В. «Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело. Картонажно-переплетное дело: развернутое тематическое планирование» Издательство: Учитель   Год: 2010

Приложение

1.Тематическое планирование для 9 класса.

2. Сборник экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5615 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5971 610