Дорогие друзья, мы рады представить вам Шамшеву Людмилу Александровну, педагога МКОУ «Эртильская начальная школа — детский сад «Перспектива» г. Эртиль Воронежской области. Сегодня Людмила Александровна делится с нами полезным материалом о духовно-нравственном воспитании младших школьников. Статья будет полезна как педагогам, так и родителям.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Александровны:
«В настоящее время духовно-нравственное воспитание в школе приобрело особую значимость. В переходный период в любом обществе имеет место нравственное опустошение. Исчезают слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние — отречение от зла, милосердие как милость в сердце, благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Сегодня люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу».
Полезного чтения…
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в школе приобрело особую значимость. В переходный период в любом обществе имеет место нравственное опустошение. Исчезают слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние — отречение от зла, милосердие как милость в сердце, благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Сегодня люди все больше стали нетерпимы к друг другу, жестче. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.
Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств(совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушания).
Реализовывать такие задачи необходимо начинать в формировании личности младшего школьника. Маленький ребенок не имеет еще нравственных понятий и представлений. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения.
В основе праведного поведения лежит принцип не причинения вреда ни самому себе, ни другим, ни природе. Для этого необходимо знать и уважать законы природы, а также выполнять свой долг и обязанности по отношению к своим родителям, Родине, людям. Каждое действие человека не должно быть бесполезным, бестактным или вредным для себя и других.
Очень важно детям научиться говорить правду. Необходимо учить детей и развивать в них такие качества как любознательность, чувство справедливости, бесстрашие, честность, стремление к познанию, единство мысли, слова и дела.
В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомиться с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Рассказывание учителем истории, сказок, легенд, повествующих о нравственных поступках людей, вызывает у детей интерес и захватывает их внимание. Все дети любят слушать интересные истории. Герои легенд, наделенные высокими качествами, являются идеалами в жизни ребенка. Такие рассказы должны быть вдохновляющими, занимательными. Учителю лучше рассказывать истории, а не читать. Это позволит сохранить зрительный контакт с детьми. Рассказывая, учитель может пользоваться рисунками, куклами, звуковыми эффектами и т. д., которые будут усиливать воздействие того, о чем идет речь. По окончании рассказа необходимо задать вопросы детям по содержанию. Это помогает детям обдумывать смысл рассказа, а также выявить общечеловеческие ценности, которые проявляли герои рассказа.
Ролевые игры дают возможность детям принять участие в сценке, пантомиме, мини-спектакле. Благодаря ролевой игре ребенок учиться понимать других людей и их действия в разных жизненных ситуациях, сопереживать им. Они пробуждают творческое мышление, развивать мужество и уверенность в себе.. мини-спектакли целиком включают ребенка в действие сюжета. Очень важно, чтобы сюжет содержал общечеловеческие ценности. Учитель может предложить детям разобрать свой собственный сюжет. Он согласовывает с детьми распределение ролей и затем помогает детям увидеть, каким образом они согласовываются с духовной ценностью. Ставя мини-спектакль, дети учатся справляться с трудными жизненными ситуациями, строить межличностные отношения.
Совместная работа в группе учит детей находить собственные решения проблем под руководством учителя. Данный вид деятельности предусматривает такие формы, как совместная прогулка в парк, экскурсии, спортивные соревнования, концерты, совместная деятельность по уборке помещений, посадка деревьев, например, к 70-летию Победы посадили с детьми 70 деревьев.
Групповая работа пробуждает дух сотрудничества, развивает такие умения как слушание других, принятие мнения другого, работу в команде. А также учит строить гармонические отношения между детьми.
Художественное творчество активизирует у детей творческие способности, пробуждает чувство ответственности, уверенность в себе. Эффективный способ создать в классе атмосферу сотрудничества и взаимного уважения — попросить учащихся совместно составить свод правил поведения. Детям предлагается подумать, а учителю следует настоять на том, чтобы каждый пункт был принят не большинством, а единогласно.
Учитель поддерживает на уроке дух единства, любви, взаимопонимания и терпимости, т. к. данные качества лежат в основе всех общечеловеческих ценностей.
В кратком словаре понятие «нравственность» приравнено к понятию «мораль». Мораль — латинское слово — нормы, принципы, правила поведения людей, чувства.
Сухомлинский считал, что основа нравственного убеждения закладывается в детстве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности того, что он видит, делает, наблюдает.
Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко. Исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, культурным, умение прощать — это и есть духовность. Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве.
Педагогический смысл работы по духовно-нравственному воспитанию личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор
Я работаю в школе 46 лет. Из опыта работы могу сказать, что дети в большинстве своем или социально-неблагополучные, неполных семей или семей, где родители занимаются работой, созданием материальной базы, а не воспитанием ребенка. Ушли или уходят из семейного воспитания чтение сказок, просмотр мультипликационных фильмов. Дети долгое время просиживают в компьютере или мобильном телефоне. Но чтобы быть объективной, хочу признаться в в любви и уважении к тем родителям, которые воспитывают своих детей, сотрудничая с учителями и заинтересованы в обучении, развитии и воспитании своих детей. Огромную роль в воспитании духовно-нравственного начала в маленьком человеке играют учителя начальных классов. В своей работе я руководствуюсь словами В. А. Сухомлинского: «Если хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, -воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».
Начальное обучение в настоящее время строиться таким образом, что развивает у обучающихся познавательные способности, вырабатывает навыки активного овладения учебного материала. Развитие мышления, овладение разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний, организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта. Воспитывает и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношения учителя и ученика, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Уже в период обучения грамоте, используя беседы по картинкам, иллюстрации, содержание текстов, главным образом, сказок, учитель имеет возможность раскрыть перед детьми внутреннее содержание таких понятий, как взаимопомощь, забота, внимание, доброжелательность, щедрость, аккуратность, а также отрицательные понятия: хитрость, жадность, нежелание помочь товарищу, неряшливость. Чтение и разбор статей, рассказов, стихов, где ставятся в доступной форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Эта работа способствует коллективному переживанию, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества.
Знания обучающихся о нравственных нормах нередко бывают разрозненными. Для их обобщения используются рассказ учителя, беседа, главное назначение которй — помочь детям разобраться в вопросах морали, помочь осознать личный нравственный опыт поведения.
Учебная деятельность создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
Придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, окружающего мира. В ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную работу, где также идет усвоение нравственных норм.
Обучение в школе — это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.
Закончить хочется словами Святейшего Патриарха Всея Руси Алексия II: “Людям, занимающихся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово «образование» восходит к понятию «образ Божий», который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке».