Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Рабочая программа по географии и краеведению «Моя малая Родина»
9 минут 2657 868

Рабочая программа по географии и краеведению «Моя малая Родина»

Tyurina fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Тюриной Людмилой Викторовной, учителем географии МОУ СОШ № 1 г. Кувшиново Тверской области. Сегодня Людмила Викторовна предлагает вашему вниманию рабочую программу по географии и краеведению «Моя малая Родина». Данный материал будет полезен педагогам СОШ и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Викторовны:

«Рабочая программа элективного курса по географии «Моя малая Родина» позволит расширить знания учащихся об окружающем мире малой Родины, пробудить интерес к естественным наукам, и особенно краеведения; развить познавательную и творческую активность учащихся. Элективный курс «Моя малая Родина» позволит внедрить в содержание программы элементы краеведческих исследований, ученических проектов, расширить историко-географические представления школьников о своём крае, способствовать развитию интереса к изучению малой Родины и воспитанию любви и заботы о ней»

Познавательного чтения...


Рабочая программа по географии и краеведению «Моя малая Родина»

Посмотреть пограмму в полной версии

Цель:

Рекомендовать данную программу использовать в педагогической деятельности учителей географии в старших классах

Задачи:

1) Изучить особенности природы и хозяйства родного края. Создать условия для ориентации учащихся в мире современных профессий.

2) Познакомить учащихся в практической деятельности со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих распространённым профессиям в области географии, истории, краеведения, литературы.

3) Поддерживать мотивацию учащихся, познавательный интерес к географии родного края, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации.

Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на 34 часа для изучения краеведческой географии Кувшиновского района в 9 классе. Вопросы данного курса не рассматриваются в школьной программе. Курс позволит расширить знания учащихся об окружающем мире малой Родины, пробудить интерес к естественным наукам, и особенно краеведения; развить познавательную и творческую активность учащихся. Данный курс многогранен

он позволит внедрить в содержание программы элементы краеведческих исследований, расширить историко-географические представления школьников о своём крае, способствовать развитию интереса к изучению малой Родины и воспитанию любви и заботы о ней на основе изучения историко-географических, социально-экономических и экологических аспектов территории.

Программа элективного курса направлена на решение следующих общеобразовательных и развивающих задач:

           1.Ознакомление учащихся с историей возникновения района, его топонимикой на карте.

           2.Создание у школьников представления о жизни населения в ранние исторические эпохи.

           3.Ознакомление учащихся с историко-культурными памятниками района.

           4.Формирование знаний о природных особенностях района, а также экономико- социальных аспектах его формирования, современном состоянии и перспективах развития.

           5.Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы в ландшафтах окружающей среды, выявлять, оценивать и прогнозировать развитие района.

В процессе изучения данного курса предполагается продолжение работы учащихся над освоением различных методов краеведческих исследований. В зависимости от конкретных условий можно использовать различные методы, приёмы и формы обучения. «Моя малая Родина» определяет и формы организации занятий:

           а). Краеведческие экскурсии по изучению природных условий Кувшиновского района, исторических памятников.

           б). Встречи с интересными людьми района.

           в). Работа в библиотеке, музее школы.

        г). Практикумы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Понятия: природопользование, демо­графическая ситуация, особо охраняемые природные территории.
  • Особенности природы своего райо­на.
  • Экологическое состояние природ­ных ресурсов своего района.
  • Влияние хозяйственной деятельнос­ти человека на использование природных ресурсов.
  • Проблемы и пути решения улучше­ния окружающей среды и здоровья насе­ления.
  • Методы исследования природных сред и объектов. Правила личного пове­дения в природе.
  • Профессии человека, связанные с географией, краеведением.

Учащиеся должны уметь:

  • Описывать особенности природы Кувшиновского района.
  • Описывать использование природ­ных ресурсов на фоне исторического раз­вития района.
  • Наблюдать, исследовать источники загрязнения, формы воздействия хозяйст­венной деятельности человека на окружа­ющую среду и здоровье населения.
  • Оценивать экологическое состояние природных ресурсов своего района.
  • Участвовать в экологическом мони­торинге, вести обработку полученных ма­териалов.
  • Участвовать в экологическом просвещении населения и охране природы своего района.
  • Работать над проектом индивидуально и в группе с одноклассниками, публично защищать проект, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

Планируемые результаты.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

  • продолжить обучение в эвристической беседе;
  • добывать недостающую информацию с помощью Интернет, карт атласа, справочников, краеведческого материала, районной газеты «Знамя»
  • уметь отображать информацию в географической форме;
  • выделять главную мысль в тексте, в ответах одноклассников, в рассказах местных жителей, экскурсоводов;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • уметь чётко формулировать и излагать свои мысли

Регулятивные:

  • Уметь самостоятельно выделять познавательную цель;
  • самостоятельно искать и выделять необходимую информацию;
  • планировать и организовывать собственную деятельность в процессе самостоятельной работы;
  • формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ;
  • применять методы информационного поиска;
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
  • осознавать свою способность к преодолению препятствий через включение в новые виды деятельности.

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся об окружающем мире малой Родины, т.е.Кувшиновскому району и городу Кувшиново;
  • уметь выявлять различия двух частей географии (физической и экономической) на примере изучения Тверской области     и Кувшиновского района;
  • определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;
  • расширить знания об историко-географических, социально-экономических и экологических аспектах территории Кувшиновского района;
  • познакомиться с профессиями человека, связанными с географией, краеведением.

Личностные:

  • Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;
  • воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России и родного края;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля);
  • формирование навыков организации своей деятельности в группе;
  • формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
  • формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Темы учебных исследований и рефератов

  • История природопользования свое­го района.
  • Экологические проблемы района и пути их решения.
  • Особо охраняемые природные тер­ритории района.
  • Оценка состояния здоровья населе­ния. Пути решения, проблемы.
  • Влияние природных условий района на быт, традиции, культуру населения.
  • Наши земляки в годы Великой отечественной войны.
  • Система оздоровления населения района.
  • Комплексное исследование и охрана окружающей природной среды своего района.

Литература:

  1. Экология родного края/Под ред. Т.Я. Ашихминой. — Киров: Вятка, 1996 г.
  2. Школьный экологический мониторинг. Учебно-метод. пособие / Под ред. Т.Я.Ашихминой. — М.: Агар, 2000.
  3. Вронский В. А Экология: Словарь-справоч­ник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  4. Природа, хозяйство, экология Тверской области. — 1996.
  5. Красная книга Тверской области. —
  6. Атлас Тверской облас­ти. —
  7. «Кувшиновский район» 1997г. Автор Е.Р. Шишигина.
  8. «Есть угол на земле…» Юрий Козлов.
  9. «Рассказы Тверской истории» Годовицин В.В.
  10.  «История освоения Тверского края в географических названиях» Воробьёв В.М.
  11. «Об остатках древности и старины в Тверской губернии» Плетнёв Н.Н.
  12. «Это было на Калининском фронте» Душенков А.С.
  13. «Тверская область». Энциклопедический справочник Ильин М.А.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2411 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2272 608